Урок литературы в 10-ом классе "Суд над Раскольниковым и его теорией".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Построен на основе  индивидуальной работы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_10_klasse.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 10-ом классе

Учитель: Федорова В. М.

ТЕМА: Суд над Раскольниковым и его теорией.

ЦЕЛЬ: 1. Обобщить знания по роману Достоевского «Преступление и наказание».

            2. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

            3. Выяснить, что помешало Раскольникову жить по его теории, почему он сделал «явку с повинной».

            4. Подвести уч-ся к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

             5. Показать, в чём видит Достоевский источник обновления жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации к роману.

Методический приём: индивидуальные задания.

Действующие лица: судья, адвокат, прокурор, обвиняемый, секретарь, свидетели.

ХОД УРОКА

1. Организация класса: «Прошу всех встать, суд идёт!»

2. Вступительное слово учителя:

 -Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории.

3. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

 – Обратите внимание на доску. Запишите в тетради тему урока: «Суд над Раскольниковым и его теорией» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») и эпиграф («Мы живём, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но Мадонной невидимой совесть на любых перекрёстках стоит…Е. Евтушенко «Муки совести»).

4. - Итак, начнём наше судебное заседание. Секретарь ведёт протокол. Сегодня мы рассматриваем дело господина Раскольникова Родиона Романовича, проживающего в Петербурге во 2-ой половине 19-ого века.

Начнём наше заседание с показания свидетелей: вызывается первый свидетель, который расскажет о теории Раскольникова.

1) Выступление уч-ся.

 - Спасибо, теперь выслушаем 2-ого свидетеля, который сообщит о предыстории убийства.

2) Выступление уч-ся.

 - Хорошо, вызывается 3-ий свидетель, который расскажет, где, когда и как было совершено преступление.

3) Выступление уч-ся.

 - Спасибо, следующий свидетель расскажет нам о душевных муках Раскольникова.

4) Выступление уч-ся.

 - И последнее свидетельское  показание – о роли Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова.

5)  Выступление уч-ся.

5. – Мы выслушали всех свидетелей, а теперь обвинительная речь прокурора.

Выступление уч-ся.

6. – А теперь адвокат скажет речь в защиту обвиняемого.

Выступление уч-ся.

7. – Предоставим последнее слово обвиняемому, господину Раскольникову.

Выступление уч-ся.

8. – А теперь, уважаемые судьи, ваш вердикт.

Выступление уч-ся.

 9. Чтение отрывка, подтверждающего мысль о раскаянии Раскольникова.

10. Заключительное слово учителя. Вывод (записывается в тетради)

- Достоевский называл своё произведение романом- исповедью. В понятие «покаяния» автор вкладывает не только признание ошибки, но и искупление этой ошибки через страдание. Новая жизнь начинается с очищения. Покаяние и смирение Раскольникова звучат не очень убедительно. И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв писателя означал отступление перед миром зла и насилия, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми.

11. Итоги урока, оценки.

12. Домашнее задание: написать сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» (темы спроецированы  на доске):  

Трагедия Раскольникова.

Тема греха и покаяния.

Правда Сонечки Мармеладовой.

Нравственный закон в романе «Преступление и наказание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок литературы по теме: «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь»

Урок -размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». ...

Урок литературы "Крушение теории Раскольникова". 11 класс

Урок литературы в 11 классе " Крушение теории Раскольникова"...

Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В з...

Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему  совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...