Урок литературы в 10-ом классе "Суд над Раскольниковым и его теорией".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Построен на основе индивидуальной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_klasse.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10-ом классе
Учитель: Федорова В. М.
ТЕМА: Суд над Раскольниковым и его теорией.
ЦЕЛЬ: 1. Обобщить знания по роману Достоевского «Преступление и наказание».
2. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.
3. Выяснить, что помешало Раскольникову жить по его теории, почему он сделал «явку с повинной».
4. Подвести уч-ся к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
5. Показать, в чём видит Достоевский источник обновления жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации к роману.
Методический приём: индивидуальные задания.
Действующие лица: судья, адвокат, прокурор, обвиняемый, секретарь, свидетели.
ХОД УРОКА
1. Организация класса: «Прошу всех встать, суд идёт!»
2. Вступительное слово учителя:
-Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории.
3. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.
– Обратите внимание на доску. Запишите в тетради тему урока: «Суд над Раскольниковым и его теорией» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») и эпиграф («Мы живём, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но Мадонной невидимой совесть на любых перекрёстках стоит…Е. Евтушенко «Муки совести»).
4. - Итак, начнём наше судебное заседание. Секретарь ведёт протокол. Сегодня мы рассматриваем дело господина Раскольникова Родиона Романовича, проживающего в Петербурге во 2-ой половине 19-ого века.
Начнём наше заседание с показания свидетелей: вызывается первый свидетель, который расскажет о теории Раскольникова.
1) Выступление уч-ся.
- Спасибо, теперь выслушаем 2-ого свидетеля, который сообщит о предыстории убийства.
2) Выступление уч-ся.
- Хорошо, вызывается 3-ий свидетель, который расскажет, где, когда и как было совершено преступление.
3) Выступление уч-ся.
- Спасибо, следующий свидетель расскажет нам о душевных муках Раскольникова.
4) Выступление уч-ся.
- И последнее свидетельское показание – о роли Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова.
5) Выступление уч-ся.
5. – Мы выслушали всех свидетелей, а теперь обвинительная речь прокурора.
Выступление уч-ся.
6. – А теперь адвокат скажет речь в защиту обвиняемого.
Выступление уч-ся.
7. – Предоставим последнее слово обвиняемому, господину Раскольникову.
Выступление уч-ся.
8. – А теперь, уважаемые судьи, ваш вердикт.
Выступление уч-ся.
9. Чтение отрывка, подтверждающего мысль о раскаянии Раскольникова.
10. Заключительное слово учителя. Вывод (записывается в тетради)
- Достоевский называл своё произведение романом- исповедью. В понятие «покаяния» автор вкладывает не только признание ошибки, но и искупление этой ошибки через страдание. Новая жизнь начинается с очищения. Покаяние и смирение Раскольникова звучат не очень убедительно. И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв писателя означал отступление перед миром зла и насилия, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми.
11. Итоги урока, оценки.
12. Домашнее задание: написать сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» (темы спроецированы на доске):
Трагедия Раскольникова.
Тема греха и покаяния.
Правда Сонечки Мармеладовой.
Нравственный закон в романе «Преступление и наказание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Урок литературы по теме: «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь»
Урок -размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». ...
Урок литературы "Крушение теории Раскольникова". 11 класс
Урок литературы в 11 классе " Крушение теории Раскольникова"...
Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В з...
Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....
Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов...