Урок литературы по теме: «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_dostoevskomu.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 села Архангельского
Будённовского района» Ставропольского края
Урок литературы по теме
«Воскрешение человека
в Раскольникове через любовь»
(Размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».)
10 класс
Учитель русского языка и литературы
Клюшникова Ольга Дмитриевна
2008 год
Тема «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь» (Размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- развивать у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; аргументировать высказывания и выводы;
- воспитывать нравственные качества школьников, открыть для них христианские ценности, помочь осознать, что поле битвы Добра и Зла - душа человека, и исход ее зависит от выбора самого человека.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок-размышление.
Оборудование урока: | портрет Ф.М.Достоевского (художник Перов), выставка книг писателя, иллюстрации русских художников к роману «Преступление и наказание». |
Методические приемы: | использование внутрипредметных и межпредметных связей, беседа, доклады-сообщения, реализация индивидуального домашнего задания (работа в группах), исследовательская деятельность учащихся анализ эпизода. |
Эпиграфы к уроку И в сегодняшнем мире, раздираемом проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. Ч. Айтматов. | |
Один человек, а как это много! Какое яркое идет от него солнце! И светит, и лечит, и согревает… В. Потанин. | |
Нравственный образец и идеал у меня один-Христос. Ф. М. Достоевский. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя, настраивающее на творческую деятельность.
Ребята! Сегодня на уроке мы подводим итог нашей работы по изучению романа «Преступление и наказание». Мы поразмышляем над заключительной главой, «Эпилогом», посмотрим, каким образом великий писатель разрешает сложнейший вопрос: как преступнику вернуться к жизни, к людям, вновь почувствовать себя человеком.
Обратимся к цитатам, записанным на доске, и попробуем сформулировать проблемные вопросы нашего урока.
Учащиеся формулируют проблемы:
- Современен ли Достоевский сегодня?
- Какая роль отведена Соне Мармеладовой в воскрешении Раскольникова?
- Какая духовная основа помогла героям выстоять, не погибнуть в жестоком мире?
Итак, проблемы поставлены, будем работать над их разрешением.
II. Актуализация знаний. Работа учащихся в группах.
Каждой группе заранее даются вопросы, на которые готовятся ответы.
1 группа. (Исследователи)
Вопрос: Почему Раскольников, совершивший преступление, увидел в Соне «родственную душу? «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.
Примерное содержание ответа.
1 ученик. | Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Чтобы накормить семью, детей Катерины Ивановны, она отдает себя. Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И Соня понимает, понимает не разумом, а сердцем. Вся ее жизнь показывает поверхность и неверность теории Раскольникова. Соня не «вошь» и не «тварь дрожащая». Она оказалась в страшных обстоятельствах. Но грязь к ней не липнет. Сонечка переступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также и зло. Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь и сострадание к близким. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, в смирении и способности к страданию. Это же Соня предлагает делать и Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать?» |
2 ученик. | В романе Достоевского Соня предстает перед нами тоненькой, робкой, хрупкой восемнадцатилетней девушкой, голубоглазой, со светлыми вьющимися волосами. Она, вся такая чистая и нежная. Поставленная в такие же, как и Раскольников, нечеловеческие условия жизни, еще более, чем он, униженная, Соня - другая. Ее тело греховно, но душа чиста. Чтобы объяснить поведение этой девушки, мы должны понять, что путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу. Верующий человек живет, соизмеряя каждый свой поступок, слова мысли правдой Божией. В Соне чувствуется какая-то «детская незащищенность», но она становится необыкновенно уверенной в себе, когда речь заходит о религии, о Боге. Образ Сони дает нам понять, что христианская религия-основа народной жизни, в ней заключается источник огромной нравственной силы. Таким образом, утверждая «правду» Сони, писатель хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности. |
2 группа. (Антропологи) Вопрос для этой группы учащихся носит исследовательский характер, касающийся творческой лаборатории Ф.М.Достоевского.
Какой смысл вкладывал писатель в имена, отчества и фамилии своих героев?
Примерное содержание ответа
1 ученик. | Изучение творческой мастерской писателя показывает, что выбор имени героя - немаловажный момент в его работе над художественным произведением. Ф.М.Достоевский всегда тщательно продумывал имена и фамилии персонажей, старался придать им большую функциональную насыщенность. В именах, отчествах и фамилиях содержится глубочайший смысл. Раскрытие их символики помогает лучше понять замысел его гениальных произведений. Между литературоведами давно ведется дискуссия по поводу той идеи, которую Достоевский мог вложить в фамилию Раскольников. Наиболее распространенная версия связывает фамилию главного героя со словом «раскол» - старообрядчество, со словом «раскольник». Как известно, расколом именуется религиозно-общественное движение в России, направленное против официальной церкви. Версии других ученых, например, А.Л. Бема, допускают возможность двойного толкования фамилии героя. Оно связано со смыслом слова раскол-раздвоение. Фамилия означает раскол в душе, раздвоение сознания, поведения героя. Таким образом, раскол, раскольничество как символы фанатизма, одержимости, упрямства, естественным образом ассоциируются с характером и поступками Раскольникова. Ученый С.В.Белов считает, что имя Родион можно связывать с «идеей родины, матери-земли», которая его породила и которую он «раскалывает», а если брать отчество-Романович, то вполне возможно прямое толкование: раскол родины Романовых». |
2 ученик. | Имя Сони Мармеладовой тоже выбрано не случайно. Русское церковное имя Софья, София пришло на Русь исторически из греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука». Примечательно, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского – «кротких женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. И если «София», вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий-«смиренномудрие»… Что касается фамилии Сони Мармеладовой, то судить о скрытом её смысле, следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагической, но по-своему гордой жизни. Литературовед В.Я. Кирпотин пишет: «Всё, что несёт беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых, представляющей фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного общества, и как «сладок» этот мир, рисуется уже горько- иронической фамилией, подобранной Достоевским. |
3 ученик (делает вывод). | Таким образом, вопрос о значении имен и фамилий в тексте романа очень важен. Эта информация не только расширит наш кругозор, но и даст представление о мастерстве писателя, поможет глубже понять характеры и поступки главных героев: Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова. |
III. Реализация домашнего задания.
Задание: прочитать «эпилог».
Подводятся итоги работы в группах.
Учитель. | А теперь давайте поразмышляем с вами над последними страницами романа. Чему они могут научить современного читателя? Какой выход видит Достоевский в случаях, когда человек должен нести наказание? Каким Вы увидели Раскольникова в эпилоге? |
(Примерные ответы) | Изжить поработившую душу и сознание гордыню непросто. Мы видим, что даже на каторге он не раскаивался в своём преступлении. |
Учитель. | Понимает ли Соня, что происходит с Раскольниковым? |
(Примерные ответы) | Как никто другой, Соня знает, что поле битвы между Добром и Злом (между Богом и Дьяволом) – душа человека, а исход этой борьбы зависит от нравственного выбора самого человека. |
Учитель. | Чем Соня может помочь Раскольникову на каторге? |
(Примерные ответы) | Непрерывными мыслями о нем, молитвами, незаметной заботой, робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила его «презрительное и грубое обращение», своим постоянным присутствием рядом с ним. |
Учитель. | Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жизнью Сони? |
(Примерные ответы) | Раскольников думает, почему каторжане, которые его самого не любили, презирали, «почему все они так полюбили Соню?» Она писала им письма, передавала вещи, родственники, жёны арестантов знали её, ходили к ней; каторжники, завидев её, все снимали шапки, кланялись: «Матушка ты наша, София Семеновна, мать ты наша…» Душа Сони открыта и отзывчива к чужому горю. Её простота, скромность, желание делать добро людям, которых Бог посылает ей на пути, притягивает к ней этих грубых людей. От искренней самоотверженной Сони исходит тихий свет, который «и светит, и лечит, и согревает…» |
Учитель. | Каким чувством наполнены последние, финальные страницы романа? |
Учащиеся выразительно читают отрывок из эпилога: «С высокого берега открывалась широкая окрестность …» | |
(Примерные ответы) | Последние страницы романа проникнуты взволнованной нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Объяснение героев происходит в ясный и тёплый день. Мы снова видим Соню в старом зелёном платке (символ обновления), похудевшую, побледневшую после болезни Раскольникова, который наконец-то понял, «что Соня теперь с ним навеки», «он плакал и обнимал ее колени», «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». |
Учитель. | Понятно ли вам, почему в руках Раскольникова оказывается «Евангелие»? Почему Соня за время каторги ни разу не говорила с ним о вере и не навязывала ему этой книги? |
(Примерные ответы) | Верить или не верить в Бога – это вопрос совести. Путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам. Соня это понимала. «Евангелие» в руках героя о многом говорит. Во-первых, верующим человеком был сам Достоевский, который тоже был на каторге и, очевидно, знал, что для каторжан – это главная книга. Кстати, экземпляр этой книги ему подарили в 1850 году в Тобольске на пересыльном дворе, жены декабристов: А.Г. Муравьева, П.Е. Анненкова, Н.Д. Фонвизина. Это была единственная книга, позволенная в остроге. |
IV. Рефлексия.
Учитель.
- В процессе совместных размышлений мы сделали целый ряд наблюдений, которые позволили нам прикоснуться к неисчерпаемому духовному опыту автора, выстраданному им на нелегком жизненном пути. Робкая, кроткая Соня учит понимать важные вечные истины: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию.
- Уроки Достоевского – это уроки любви, добра и правды, они мудро учат понимать жизнь в её непрерывном развитии, а эти истины современными будут всегда.
- Какие образы русских женщин вспоминаются из произведений литературы, перекликающихся с образом Сони?
(Примерные ответы. Н.А.Некрасов «Еду ли ночью по улице тёмной…», А.А.Блок «На железной дороге» и другие).
- Работа со словами нравственной категории.
На доске таблица.
Добро | Зло |
Истина | Ложь |
Человечность | Бессердечие |
Гуманность | Жестокость |
Милосердие | Равнодушие |
Божеское | Дьявольское |
Вера | Безверие |
Вопросы:
- Какие из этих слов вы бы употребили, говоря о Соне и Раскольникове?
- Какие из этих качеств вы хотели бы видеть в себе, в своем друге?
- Устарели ли эти понятия?
5. Оценки, самооценки, взаимооценки деятельности на уроке.
V. Задание на дом.
Напишите эссе по одной из проблем данного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ментальная карта урока литературы по теме "Маленький человек" в творчестве русских и современных писателей
Ментальные карты помогают педагогу группировать новый материал, экономят время при подготвоке к уроку....
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Урок литературы на тему: «Любовь и природа в лирике А.А. Фета»
Урок литературы в 9-м классе...
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
Урок литературы в 10 классе...
«Воскрешение человека в Раскольникове через любовь»
открытый урок...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Презентация к уроку литературы по теме «История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской» по повести В.Кондратьева «Сашка»
Презентация по теме " История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности-солдатской"...