Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
методическая разработка по литературе (10 класс)
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Цель: Выявление социальных и философских причин возникновения теории Родиона Раскольникова.
Задачи к этапам:
1)Обучающие:
- Подробное рассмотрение теории Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 3: гл.5).
2)Развивающие:
- Развитие навыков самостоятельно формулировать тему и задачи урока.
- Развитие навыков анализа художественного текста.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Развитие умения выражать своё отношение к изображаемому в художественном тексте.
- Развитие навыков характеризовать героя произведения.
3)Воспитывающие:
- Формирование уважения к личности художника слова.
Предполагаемый результат урока: Античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик.
Оснащение: Текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рабочая тетрадь по литературе учащегося.
Предварительная подготовка обучающихся: К уроку учащимся необходимо перечитать страницы романа (часть 3: гл.5).
Содержание урока
№ | Этап учебного занятия | Содержательная деятельность педагога | Содержательная деятельность обучающихся | Примечания |
1 | Организационный момент | 1)Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся. 2)Приветствие, разрешение занять свои места. | Приветствие, дети занимают свои места. | |
2 | Вводная часть | Итак, продолжим работу над произведением Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». К сегодняшнему уроку вы перечитали страницы романа (часть 3: гл.5): | ||
1)Исходя из содержания перечитанной главы, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. | Дети предлагают свои варианты темы урока 🡪 Записываем (учитель – на доске, дети – в рабочих тетрадях) тему урока – «Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова». | |||
2)Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? | Отталкиваясь от уже записанной темы урока и от содержания перечитанной главы, дети формулируют задачи: 1.разобраться, в чём суть теории Раскольникова; 2.обозначить причины возникновения подобной теории в голове героя; 3.дать оценку умозаключениям Родиона Раскольникова, выражающимся в данной теории. | |||
3 | Основная часть: 1.Содержание теории Родиона Раскольникова. | 1)Расскажите, в чём заключается суть теории Родиона Раскольникова. | Один из учащихся рассказывает содержание теории героя, при необходимости ему помогают одноклассники. 🡪 Суть теории оформляем в виде таблицы «Теория Раскольникова» (в рабочей тетради). | См. ниже – приложение №1. |
2)Каково ваше отношение к подобной теории? | Дети отмечают, что теория Раскольникова античеловечна, выражает природное неравенство людей, преступна по средствам достижения высоких целей. | |||
2.Автор теории – Родион Раскольников. | Автором теории о двух разрядах людей является главный герой произведения Родион Раскольников: дайте характеристику герою, опираясь на его поступки, представленные на страницах романа. | Дети дают характеристику герою: 1.Умный, талантливый: его статью опубликовали в «Периодической речи». 2.Отзывчивый, неравнодушный к бедам других: терпеливо слушает историю незнакомого ему Мармеладова, помогает пьяной молоденькой девушке, отдаёт последние деньги на похороны мало знакомого ему человека. 3.Не терпит жертв ради себя: делает всё, чтобы его сестра Дунечка не вышла замуж за Лужина. 4.С ненавистью относится к бесчестным, лживым, развратным людям (Лужину, Свидригайлову). | ||
3.Причины возникновения теории Раскольникова. | 1)Как получилось, что человек, сделавший столько добра другим людям, становится автором подобной античеловеческой теории? 2)Почему Достоевский даёт своему герою фамилию Раскольников? | Первопричиной появления подобной идеи в голове Раскольникова является его нищета, достигшая максимальных размеров: герой живёт в комнате, напоминающей гроб, носит лохмотья, питается, когда приведётся. В связи с этим он не видит возможности честным способом выйти в люди и помочь тем самым себе, родным (матери и сестре) и другим нуждающимся. Подобное положение и нездоровая атмосфера Петербурга (о которой говорили на предыдущих уроках) заставляют Раскольникова задуматься об устройстве мира, о несправедливом устройстве общества; пытаясь найти ответы, он сталкивается с вопросом: способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться. Результатом подобных философских поисков и явилась его теория). Герой словно расколот на два противоположных человека: с одной стороны, он любит людей, сострадает им, готов помочь ближнему, а с другой – ненавидит их, ставит себя выше большинства, разрешает кровь по совести. | ||
4 | Заключительная часть | Можем ли мы осуждать Родиона Раскольникова за его теорию? | На этот вопрос не может быть однозначного ответа, но говоря о герое романа и его теории, мы должны помнить, что подобные умозаключения Раскольникова есть результат поисков ответов на множество возникших вопросов в голове талантливого, но психически раздавленного человека, попавшего в жизненный тупик). | |
5 | Домашнее задание | Учитель задаёт домашнее задание: Перечитать страницы романа (часть 2: гл.5; часть 4: гл.2, 3; часть 5: гл. 1, 3). | Дети записывают домашнее задание. |
Приложение №1
Теория Раскольникова.
«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда» | |
Низший (обыкновенные) | Высший (необыкновенные) |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». | «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
«Обязаны быть послушными». | По совести, могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Господа настоящего». | «Господа будущего». |
«Сохраняют мир и приумножают его численно». | «Двигают мир и ведут его к цели». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....
Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....