Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Макарова Евгения Сергеевна

Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В занятии отражён системно-деятельностный подход,который раскрывается в проблемных дилогах с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального района РМ

Макарова Е.С.

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  • Развивающие:

1.   Формировать умение анализировать эпизод текста;

2.   Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3.   Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские  темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
  4. 4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

 

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

                                                                                           Вечный спор Ангела и Демона происходит

                                                                                          в нашей собственной совести. И ужаснее  

                                                                                          всего, что мы никогда не знаем, кого из них

                                                                                          любим, кому больше желаем победы.

 

                                                                                                                                 Д.С. Мережковский

             1. Организационный момент:

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? (дети отвечают)+ 1 слайд  Ответы на эти  вопросы  мы попытаемся дать в конце занятия.  А пока обратимся к эпиграфу урока.                                                                                                           

Вечный спор Ангела и Демона происходит

                                                                                          в нашей собственной совести. И ужаснее  

                                                                                          всего, что мы никогда не знаем, кого из них

                                                                                          любим, кому больше желаем победы.

 

                                                                                                                                 Д.С. Мережковский

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?  Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же  - убийство.

Что такое преступление?  И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова?  И что есть его наказание?  Сегодня определите вы сами.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Скажите, пожалуйста,  каким компонентом в  композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.» - на слайде)

 - Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4. Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

(Преступление- преступить, переступить через что-то.

Учитель: А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Текст № 1.

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста,  по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий)   проанализировать, какие по теории  Раскольникова люди обыкновенные, в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Ребята зачитывают  прикрепляют свои выводы на доску в первой части ТЕОРИИ («обыкновенные» и «необыкновенные» люди)

- Молодцы, ребята. У нас осталась пустой вторая половина доски. И там тоже написано «теория».  Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь, ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения. (делю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние.

 Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к  внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах, заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние причины, вторая – внутренние.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.  (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

: Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; Идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); (из тетради

Внутренние: Тексты (по тому же принципу). Выводы- Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

 - Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

 (Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

 -Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

 - А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

Выводы.

Итак, уважаемые ученики, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские  лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов. Оценки. Д/з

Домашнее задание на выбор:

Проанализируйте речевые портреты героев романа.

Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему  совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...

Урок в 3 классе по английскому языку "Фантастические твари и места их обитания"

Технологичкеская карта и презентация для урока по английскому языку в 3 классе по теме "Внешность"...

Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."

Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....