дата | № | тема | контроль | Кол-во часов | примечание |
| 1 | Введение. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. |
| 1 |
|
| 2 | Литература на рубеже ХIХ и ХХ веков. Судьба реализма: историческое место произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже ХIХ и ХХ веков | С.р. по терминам | 1 |
|
| 3 | Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»: конфликт, герои, смысл названия, проблемы, идея. |
| 1 |
|
| 4 | Творчество И.А. Бунина. «Антоновские яблоки» (1900 г.) - лирическая новелла воспоминаний./ Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня» (1910г) |
| 1 |
|
| 5 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
| 1 |
|
| 6 | Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) – эпитафия ускользающей красоте |
| 1 |
|
| 7 | Рассказ «Чистый понедельник» (1944 г) – прощание на пороге монастыря | Домашнее сочинение (стр. 56) | 1 |
|
| 8 | Максим Горький. Путь в литературу. «Макар Чудра» (1892), «Старуха Изергиль» (1895) – романтические рассказы-легенды |
| 1 |
|
| 9 | Пьеса «На дне» (1902) – вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека. |
| 1 |
|
| 10 | Что лучше – истина или сострадание? |
| 1 |
|
| 11 | Сатин и Лука – антиподы или родственный души? |
| 1 |
|
| 12 | РР | Развернутый ответ на вопрос (см. стр.86) | 1 |
|
| 13 | А. Куприн.Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». |
| 1 |
|
| 14 | Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И. Куприна «Поединок». |
| 1 |
|
| 15 | РР Метафоричность названия повести «Поединок» | сочинение | 1 |
|
| 16 | Печальная красота неразделенной любви в рассказе «Гранатовый браслет» (1911) |
| 1 |
|
| 17 | Л.Н. Андреев. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Первый гонорар» (1900) как программа неореализма Л. Андреева. Пути просветления человеческих душ в ранней прозе Андреева («Баргамот и Гарська» (1898), «Ангелочек» (1899) |
| 1 |
|
| 18 | ВН.ЧТ. «Жизнь Василия Фивейкого» (1904) – повесть о «горделивом попе» |
| 1 |
|
| 19 | Повесть «Иуда Искариот» (1907) – «живая рана» души Л. Андреева |
| 1 |
|
| 20 | РР | Развернутый ответ на вопрос (стр.116-117) | 1 |
|
| 21 | Серебряный век русской поэзии. Символизм. |
| 1 |
|
| 22 | Творчество К. Д. Бальмонта. РР Звукопись как основной прием произведений К. Бальмонта. |
| 1 | краеведение |
| 23 | А. Блок: первый поэт общенационального значения эпохи Серебряного века. Стихи о Прекрасной Даме» (1904) – любовь как центральный момент становления личности, открытия России | наизусть | 1 |
|
| 24 | РР «Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира». | Анализ стихотворения | 1 |
|
| 25 | «Страшный мир! Он для сердца тесен». Стихотворение «На железной дороге» /Цикл «На поле Куликовом» (1908) – трагическое предупреждение «об эпохе «неслыханных перемен» |
| 1 |
|
| 26,27 | Поэма «Двенадцать» (1918) – книга бесстрашной искренности перед лицом бури | Домашнее сочинение (стр. 207) | 2 |
|
| 28 | Иннокентий Анненский – необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Кризис символизма. Акмеизм. Смысл его манифестов. |
| 1 |
|
| 29 | Что такое футуризм и кубофутуризм? Творчество Игоря Северянина и В. Хлебникова |
| 1 |
|
| 30 | РР Новокрестьянские поэты 1910–х годов. Взаимовлияние символизма и реализма. | Развернутый ответ на вопрос (стр. 251-252) | 1 |
|
| 31 | Н.Гумилев. Стихотворения «Жираф» (1908) и «Кенгуру» (1910) как путешествия в глубь души./«Заблудившийся трамвай» (1921) – загадочный полет через разные эпохи, страны, состояния души |
| 1 |
|
| 32 | Место Ахматовой в русской поэзии ХХ века. Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой в книгах «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917) | Наизусть | 1 |
|
| 33 | Новый лик лирической героини Ахматовой в стихах периода революции |
| 1 |
|
| 34 | «Реквием» (1935-1940): скорбная летопись утрат |
| 1 |
|
| 35 | ВН.ЧТ. А.Ахматова «Поэма без героя»: мучительный опыт самопознания и оценки всей эпохи | Домашнее сочинение (стр. 295-296) | 1 |
|
| 36 | Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой. Поэзия Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя | наизусть | 1 |
|
| 37 | Тема дома-России в поэзии Цветаевой |
| 1 |
|
| 38 | «Короли смеха» из журнала «Сатирикон».Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. |
| 1 |
|
| 39 | Грустный смех Тэффи | Творческая работа | 1 |
|
| 40 | Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 г., их манифесты, декларации, программы (обзорная лекция) |
| 1 |
|
| 41 | Новые голоса: тема Родины и революции в произведениях Д.Фурманова, А. Фадеева, Исаака Бабеля (фрагменты произведений) |
| 1 |
|
| 42 | Развитие жанра антиутопии: «Мы» (1920) Е. Замятина / «Чевенгур» (1929) А. Платонова |
| 1 |
|
| 43 | Смех М.Зощенко |
| 1 |
|
| 44 | ВН.ЧТ. Творчество И.Ильфа и Е.Петрова |
| 1 |
|
| 45 | В. Маяковский. Язык ранней лирики В. Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда. Лирическое «я» поэта. |
| 1 |
|
| 46 | Поэма «Облако в штанах» (1915) |
| 1 |
|
| 47 | Влюбленный в замысел Революции |
| 1 |
|
| 48 | «Мое, поэтово…»: роль и место художника в мире | наизусть | 1 |
|
| 49 | ВН.ЧТ. Поэма «Про это». Тема любви в творчестве Маяковского/»Во весь голос» (1939) – великое самообъяснение и исповедь Маяковского |
| 1 |
|
| 50 | С.А. Есенин. Жизненный путь поэта. «Радуница» (1916) – «есенинская Россия. Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) и «Песнь о собаке» (1915) | наизусть | 1 |
|
| 51 | Тема революции в творчестве Есенина |
| 1 |
|
| 52 | Мотивы лирики 1924 – 1925 гг. Поэма «Анна Снегина (1925) |
| 1 |
|
| 53 | ВН.ЧТ. Драматические поэмы «Пугачёв» (1921) и «Страна негодяев» (1922-1923) как выражение тревог и ужаса бездорожья | Домашнее сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина (выбор) (стр.417, 446) | 1 |
|
| 54 | Литературный процесс 30-40 гг. Особенности лирической поэзии. Тема труда в литературе 30-х гг. Тема коллективизации в литературе. |
| 1 |
|
| 55 | Творчество Осипа Мандельштама в 30-ые гг |
| 1 |
|
| 56 | Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Ностальгический реализм И. Бунина и И. Шмелева (знакомство с фрагментами произведений). «Парижская нота» русской поэзии 30-ых гг. |
| 1 |
|
| 57 | Историзм А. Толстого. Роман «Петр Первый» (1930-1945): образ Петра и образ России в их драматическом единстве. |
| 1 |
|
| 58 | РР Анализ эпизода романа «Петр Первый» | Анализ эпизода | 1 |
|
| 59 | М.А. Шолохов. Жизненный путь писателя. |
| 1 |
|
| 60 | История создания «Тихого Дона» (1928—1940) |
| 1 |
|
| 61 | Образы солнца, степного простора, песни в «Тихом Доне» |
| 1 |
|
| 62 | Идея дома, святости семейного очага. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой. |
| 1 |
|
| 63 | Григорий Мелехов «на грани в борьбе двух начал» |
| 1 |
|
| 64 | РРХудожественное своеобразие «Тихого Дона» |
| 1 |
|
| 65-66 | РР | Сочинение (Стр. 97) | 2 |
|
| 67 | М.А. Булгаков. Своеобразие жизненного опыта М, Булгакова |
| 1 |
|
| 68 | «Мастер и Маргарита» (1929-1940) – повествование-лабиринт. Три «романа в романе» - о Пилате, о Мастере, о дьяволе |
| 1 |
|
| 69 | Диалог о добре и зле (Иешуа и Пилат) |
| 1 |
|
| 70 | Карнавальный смех Сатаны (деяния Воланда и его свиты) |
| 1 |
|
| 71 | Путь Ивана Бездомного – путь обретения дома, Родины. |
| 1 |
|
| 72 | Особенности повествовательной ткани романа. |
| 1 |
|
| 73 | РРПроблематика романа (круглый стол) | Устные сообщения (стр. 134) | 1 |
|
| 74 | Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь поэта. Темы и мотивы лирики Б.Пастернака. |
| 1 |
|
| 75 | Роман «Доктор Живаго» (1945-1955) – проза поэта. Духовные искания героев романа |
| 1 |
|
| 76 | РР Образ Юрия Живаго | Характеристика героя | 1 |
|
| 77 | А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек» (1927) |
| 1 |
|
| 78 | А. Платонов. Повесть «Котлован» (1930) – реквием по утопии | Развернутый ответ на вопрос (стр. 174) | 1 |
|
| 79 | В. Набоков. Творческий путь. Лирика Набокова |
| 1 |
|
| 80 | Роман «Машенька» (1926) – начало бездорожья героев Набокова. |
| 1 |
|
| 81 | Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945). Публицистика военного времени |
| 1 |
|
| 82 | Мотивы лирики о войне (обзор) | наизусть | 1 | Муз.-лит.композиция |
| 83 | Проза о войне (обзор) |
| 1 |
|
| 84 | А.Т. Твардовский. Страницы биографии. Кредо художника |
| 1 |
|
| 85 | ВН. ЧТ. «Душа обязана трудиться». Творчество Н. Заболоцкого |
| 1 |
|
| 86 | Литература 50-80 гг. «Громкие» и «тихие» лирики |
| 1 |
|
| 87 | «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70 гг. Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» (1961) |
| 1 |
|
| 88 | Новый образ русской деревни и крестьянской души. Рассказ Ю. Казакова «Долгие крики» (1973)/ В. Белов. Повесть «Привычное дело» (1966) |
| 1 |
|
| 89 | Театр Вампилова. Пьесы «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970) |
| 1 |
|
| 90 | «Городская проза» (Ю. Трифонов, В. Маканин, А. Битов) |
| 1 |
|
| 91 | Исторический роман как древо памяти (лекция) |
| 1 |
|
| 92 | Авторская песня 60-80 гг (музыкально-литературная композиция) | Домашнее сочинение (стр.312) | 1 |
|
| 93 | В. М. Шукшин. Шукшинские чудики – путь к правде народного характера |
| 1 |
|
| 94 | «Музыкальное слово» Николая Рубцова |
| 1 |
|
| 95 | Исповедальное слово В. Астафьева (1924-2001). «Царь-рыба» (1976) – горизонты «натурфилософской прозы» | Устное сообщение (стр. 362) | 1 |
|
| 96 | В. Распутин. Нравственные уроки повести «Последний срок» (1970) |
| 1 |
|
| 97 | РР | Развернутый ответ на вопрос (стр. 389) | 1 |
|
| 98 | А.Солженицын (1918-2008). Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1959) |
| 1 |
|
| 99 | ВН. ЧТ. У литературной карты. В.А. Солоухин (1924-1997) |
| 1 |
|
| 100 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х гг. Общая характеристика переломной эпохи. Вен. Ерофеев. Поэма «Москва-Петушки» (1970) |
| 1 |
|
| 101 | Поэзия и судьба И. Бродского | наизусть | 1 |
|
| 102 | Заключение |
| 1 |
|