Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме

    На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель -  Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIXвека. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе  в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на  обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIXвека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_l_10_kl._2.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                      Утверждаю.

                                                                                                                                                                                      Директор МБОУ «СОШ № 12»

                                                                                                                                                                                      _____________Ю.А.Горохов

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                      методического совета  

                                                                                                                                                                                      «___» ________2011г.

Календарно-тематическое планирование по литературе

 для 10  класса на 2011-2012 учебный год.

                                                                                                                                                                                      Составлено в соответствии

                                                                                                                                                                                      с программой Министерства

                                                                                                                                                                                      Образования Российской

                                                                                                                                                                                      Федерации для общеобр. школ

                                                                                                                                                                                      (Москва, «Просвещение», 2008)

                                                                                                                                                                                      Учебник: Русская литература XIXв

                                                                                                                                                                                      10 кл. Учебник  для  общеобраз.

                                                                                                                                                                                      учреждений  в 2-х ч. Авт.- сост.

                                                                                                                                                                                       Ю.В. Лебедев                                                    

        М.: «Просвещение», 2003

                                                                                                                                                                                       Подготовила: учитель русского

                                                                                                                                                                                       языка и литературы

                                                                                                                                                                                       Ларионова И.Г.

                                                                                        Астрахань - 2012

                                                                                             

                                                                                                      Пояснительная записка

Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Главные задачи курса литературы для 10 класса:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;
  2. развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,
  3. воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
  4. формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  5. воспитание речевой культуры учащихся.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.

Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

    На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель -  Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе  в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на  обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века.

 

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

п/п

Тема урока

Кол. час.

Дата проведения

Форма занятий

Предполагаемые результаты (знать и уметь)

Домашнее задание

По плану

Фактические даты

1

Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.

1

Лекция с элементами беседы

Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.

Повторение и обобщение ранее изученного.

Презентация по теме «литература первой половины 19 века»

2-3

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы  лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин»

2

Урок-повторение, беседа

Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина. Формирование умения анализировать лирическое произведении. Повторение аналитической работы над романом «Евгений Онегин».

Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

4-5

М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»

2

Урок-повторение, беседа

Представление учащимся многообразия лирической тематики Лермонтова и её художественного своеобразия.

Повторение аналитической работы над романом Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

6-7

Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души»

2

Урок-повторение, беседа

Повторение аналитической работы над поэмой «Мёртвые души»

Составить тезисный план по помещичьим главам.

8

Обзор русской литературы 2 половины 19 века

1

Лекция с элементами беседы

Знать:общественные направления – западники, славянофилы, почвенники

Уметь: составлять план тезисы и план

Учить основные понятия по тетради.

А.Н.Островский

9

Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы.

9

Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план.

Прочит. Пьесу «Гроза».

10

Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

1

Работа с текстом, аналитическая беседа

Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция

Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью

11

Город Калинов и его обитатели.

1

Аналитическая беседа

Знать: понятие портрет, образ

Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.

12-13

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.

2

Проблемные задания, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе.

14

Сила и слабость характера Катерины

1

Беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов

Проанализировать  образ героини.

15

Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

1

Развитие речи

Знать оценку произведения разными критиками

16

Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

1

Аналитическая беседа

Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»

Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности.

17

Р.Р. Подготовка к  сочинению по творчеству Островского

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Знать содержание и проблематику изученного произведения

И.А.Гончаров

8

Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.

18

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.

19

Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.

1

Комбинированное

Знать содержание изучаемого произведения.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.

20-21

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.

2

Проблемные задания, диалог

Знать приёмы сопоставительного анализа.

Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах  поведения.

22

Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)

1

Проблемные задания, аналитическая беседа

Знать приёмы сопоставительного анализа

Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.

23

Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.

1

Проблемные задания

Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера

24

Однотезисное сочинение по роману «Обломов»

1

Развитие речи

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею.

25

Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»

1

Развитие речи

Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками.

И.С.Тургенев

11

Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника»..

Анализ художественного и композиционного своеобразия романа»Отцы и дети».

Формирование умения анализировать художественное произведение.

26

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева.

27

Сборник «Записки охотника»

1

Семинарское занятие

Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла

28

Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа

1

Комбинированное

Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа.

29

Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев.

30

Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова.

31

Кто истинные друзья и последователи Базарова?

1

Проблемные задания

Выявить роль второстепенных образов романа.

32

Дружба и любовь в жизни героев.

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать понятие психологического конфликта.

33

Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой.

34

Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.

35

Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»

1

Развитие речи

Знать основные взгляды критиков на образ Базарова.

36

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Проверить и закрепить знания учащихся.

37

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

1

Урок-лекция, презентации учащихся

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя

38

Ф.И.Тютчев.

Жизнь и творчество.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

39-40

Мотивы лирики Тютчева

2

Семинарское занятие

Отработка умения анализировать стихотворение.

41

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

42-43

Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

2

Семинарское занятие

Отработка умения анализировать стихотворение.

44-45

Сочинение по творчеству Тютчева и Фета

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Проверить и закрепить знания учащихся.

Н.А. Некрасов

9

Знакомство с личностью и творчеством Некрасова. Обозначение своеобразия художественного мира лирических произведений поэта.

Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение.

46

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова.

47

Тема любви в лирике Некрасова

1

Семинарское занятие

Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие.

48

Тема народа в творчестве Некрасова

1

Комбинированное

Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности.

49

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

1

Комбинированное

Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы.

50-51

Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.

2

Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать содержание произведения.

Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина.

52

Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков.

53

«Долюшка русская, долюшка женская…»

1

Аналитическая беседа, работа с текстом

Проанализировать образ Матрены Тимофеевны.

54

«Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы.  Проверочная работа  по творчеству Н.А.Некрасова

1

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Знать, что такое стиль.

Выявить художественные особенности  стиля Некрасова.

55

 Н.С.Лесков.  Жизнь и творчество

1

Лекция  с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова.

56-57

Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа

2

Комбинированное

Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы  праведничества в творчестве Лескова.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

4

58-59

Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор

2

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.

Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании  образов

60

Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать содержание произведения.

Раскрыть образ Иудушки Головлева.

61

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок  Салтыкова-Щедрина

1

Комбинированное

Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей

Ф.М. Достоевский

10

Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского,

62

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

63-64

Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.

2

Комбинированное

Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями.  Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения.

65

Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта.

66

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Показать важнейшую роль второстепенных героев.

67-68

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

2

комбинированное

Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь.

69

Женские образы романа. Проверочная работа.

1

комбинированное

Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа.

70-71

Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Проверить и закрепить знания учащихся

72-73

Лирика А.К. Толстого

2

Анализ лирического произведения

Знакомство учащихся с основными этапами  творчества поэта.

Л.Н. Толстой

18

Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.

Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов.

74-75

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

2

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого

76

Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

1

Комбинированное

Знать проблема образ , жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие.

77

Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.

78

«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста.

79

Изображение войны 1805-1807гг.

1

комбинированное

Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.

80

«Надо жить, надо любить , надо верить»

1

комбинированное

Показать эволюцию образа Болконского.

81-82

«Война- противное человеческому разуму  и всей человеческой природе событие»

2

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знать содержание «военных глав».

Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость.

83

«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте.

84

«Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)

1

Проблемные задания, беседа

Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.

85-86

Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

2

Проблемные задания

Показать эволюцию образа Пьера Безухова.

87

Проверочная работа

1

Проверка ЗНК

Проверить и закрепить знания учащихся

88

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе.

89

Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

90-91

Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого

2

Развитие речи

Урок проверки знаний и умений

Проверить и закрепить знания учащихся.

А.П.Чехов. 

9

Лекция.

Знать основные факты из жизни и творчества А.П Чехова.

92

Жизнь и творчество.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя.

93

Ранние рассказы.

1

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы.

94

Трилогия о любви.

1

Семинарское занятие

Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов

95

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

1

Сообщения, лингвистический анализ

Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.

Знать тему и идею рассказа, композицию.

96

«Вишнёвый сад»- драма или комедия?

1

Комбинированное

Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта

97

Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.

1

Лекция с элементами беседы, ИКТ

Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе.

98

Молодое поколение в пьесе.

1

комбинированное

Знать содержание действия, выяснить позицию автора.

99

«Россия- наш сад». Символика названия.

1

Лекция ,конспект

Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы.

100

Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова

1

Проверить и закрепить знания учащихся.

101

Итоговый урок по курсу 10 класса

1

Урок проверки знаний и умений

Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке.

102

Резервный урок

                                                                                 Учебно-методический комплект.

  1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
  2. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения.  М.: «Экзамен», 2004
  3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. В 2-х ч. М.: «ВАКО», 2005
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
  5. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.  Проблемное изучение литературного произведения в школе.  М.: «Просвещение», 1997
  6. Фадеева Т.М.  Тематическое и поурочное планирование по литературе.  М.: «Экзамен», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...

Планирование уроков литературы в 10 классе к учебнику Ю.В.Лебедева

Календарно-тематическое планирование уроков литературы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе для 11 класса к учебнику Ю.В. Лебедева

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена к учебнику Ю.В. Лебедева и рассчитана на 3 часа в неделю....