Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIXвека. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIXвека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_l_10_kl._2.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю.
Директор МБОУ «СОШ № 12»
_____________Ю.А.Горохов
Рассмотрено на заседании
методического совета
«___» ________2011г.
Календарно-тематическое планирование по литературе
для 10 класса на 2011-2012 учебный год.
Составлено в соответствии
с программой Министерства
Образования Российской
Федерации для общеобр. школ
(Москва, «Просвещение», 2008)
Учебник: Русская литература XIXв
10 кл. Учебник для общеобраз.
учреждений в 2-х ч. Авт.- сост.
Ю.В. Лебедев
М.: «Просвещение», 2003
Подготовила: учитель русского
языка и литературы
Ларионова И.Г.
Астрахань - 2012
Пояснительная записка
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Главные задачи курса литературы для 10 класса:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
- формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)
Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
№ п/п | Тема урока | Кол. час. | Дата проведения | Форма занятий | Предполагаемые результаты (знать и уметь) | Домашнее задание | |
По плану | Фактические даты | ||||||
1 | Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века. | 1 | Лекция с элементами беседы | Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века. Повторение и обобщение ранее изученного. | Презентация по теме «литература первой половины 19 века» | ||
2-3 | А.С. Пушкин Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин» | 2 | Урок-повторение, беседа | Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина. Формирование умения анализировать лирическое произведении. Повторение аналитической работы над романом «Евгений Онегин». | Анализ стихотворения(по выбору учащихся.) | ||
4-5 | М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» | 2 | Урок-повторение, беседа | Представление учащимся многообразия лирической тематики Лермонтова и её художественного своеобразия. Повторение аналитической работы над романом Лермонтова «Герой нашего времени». | Анализ стихотворения(по выбору учащихся.) | ||
6-7 | Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души» | 2 | Урок-повторение, беседа | Повторение аналитической работы над поэмой «Мёртвые души» | Составить тезисный план по помещичьим главам. | ||
8 | Обзор русской литературы 2 половины 19 века | 1 | Лекция с элементами беседы | Знать:общественные направления – западники, славянофилы, почвенники Уметь: составлять план тезисы и план | Учить основные понятия по тетради. | ||
А.Н.Островский | 9 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы. | |||||
9 | Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья» | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план. | Прочит. Пьесу «Гроза». | ||
10 | Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе. | 1 | Работа с текстом, аналитическая беседа | Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью | |||
11 | Город Калинов и его обитатели. | 1 | Аналитическая беседа | Знать: понятие портрет, образ Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей. | |||
12-13 | Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа. | 2 | Проблемные задания, работа с текстом | Знать систему художественных образов Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе. | |||
14 | Сила и слабость характера Катерины | 1 | Беседа, работа с текстом | Знать систему художественных образов Проанализировать образ героини. | |||
15 | Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» | 1 | Развитие речи | Знать оценку произведения разными критиками | |||
16 | Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» | 1 | Аналитическая беседа | Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия» Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности. | |||
17 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского | 1 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Знать содержание и проблематику изученного произведения | |||
И.А.Гончаров | 8 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа. | |||||
18 | Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. | |||
19 | Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба. | 1 | Комбинированное | Знать содержание изучаемого произведения. Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой. | |||
20-21 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа. | 2 | Проблемные задания, диалог | Знать приёмы сопоставительного анализа. Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах поведения. | |||
22 | Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе) | 1 | Проблемные задания, аналитическая беседа | Знать приёмы сопоставительного анализа Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа. | |||
23 | Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа. | 1 | Проблемные задания | Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера | |||
24 | Однотезисное сочинение по роману «Обломов» | 1 | Развитие речи | Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею. | |||
25 | Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?» | 1 | Развитие речи | Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками. | |||
И.С.Тургенев | 11 | Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника».. Анализ художественного и композиционного своеобразия романа»Отцы и дети». Формирование умения анализировать художественное произведение. | |||||
26 | Жизнь и творчество И.С.Тургенева | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева. | |||
27 | Сборник «Записки охотника» | 1 | Семинарское занятие | Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла | |||
28 | Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа | 1 | Комбинированное | Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа. | |||
29 | Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией. | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев. | |||
30 | Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе. | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова. | |||
31 | Кто истинные друзья и последователи Базарова? | 1 | Проблемные задания | Выявить роль второстепенных образов романа. | |||
32 | Дружба и любовь в жизни героев. | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать понятие психологического конфликта. | |||
33 | Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ. | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой. | |||
34 | Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя. | |||
35 | Конспект статьи Д.Писарева «Базаров» | 1 | Развитие речи | Знать основные взгляды критиков на образ Базарова. | |||
36 | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Проверить и закрепить знания учащихся. | |||
37 | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 1 | Урок-лекция, презентации учащихся | Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя | |||
38 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. | |||
39-40 | Мотивы лирики Тютчева | 2 | Семинарское занятие | Отработка умения анализировать стихотворение. | |||
41 | А.А.Фет. Жизнь и творчество | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. | |||
42-43 | Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии | 2 | Семинарское занятие | Отработка умения анализировать стихотворение. | |||
44-45 | Сочинение по творчеству Тютчева и Фета | 2 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Проверить и закрепить знания учащихся. | |||
Н.А. Некрасов | 9 | Знакомство с личностью и творчеством Некрасова. Обозначение своеобразия художественного мира лирических произведений поэта. Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение. | |||||
46 | Жизнь и творчество Н.А. Некрасова | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова. | |||
47 | Тема любви в лирике Некрасова | 1 | Семинарское занятие | Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие. | |||
48 | Тема народа в творчестве Некрасова | 1 | Комбинированное | Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности. | |||
49 | Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция. | 1 | Комбинированное | Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы. | |||
50-51 | Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники. | 2 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать содержание произведения. Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина. | |||
52 | Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков. | |||
53 | «Долюшка русская, долюшка женская…» | 1 | Аналитическая беседа, работа с текстом | Проанализировать образ Матрены Тимофеевны. | |||
54 | «Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова | 1 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Знать, что такое стиль. Выявить художественные особенности стиля Некрасова. | |||
55 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова. | |||
56-57 | Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа | 2 | Комбинированное | Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова. | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин. | 4 | ||||||
58-59 | Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор | 2 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя. Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов | |||
60 | Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать содержание произведения. Раскрыть образ Иудушки Головлева. | |||
61 | «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина | 1 | Комбинированное | Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей | |||
Ф.М. Достоевский | 10 | Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского, | |||||
62 | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского. | |||
63-64 | Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского. | 2 | Комбинированное | Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями. Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения. | |||
65 | Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта. | |||
66 | «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Показать важнейшую роль второстепенных героев. | |||
67-68 | Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова | 2 | комбинированное | Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь. | |||
69 | Женские образы романа. Проверочная работа. | 1 | комбинированное | Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа. | |||
70-71 | Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского | 2 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Проверить и закрепить знания учащихся | |||
72-73 | Лирика А.К. Толстого | 2 | Анализ лирического произведения | Знакомство учащихся с основными этапами творчества поэта. | |||
Л.Н. Толстой | 18 | Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне. Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов. | |||||
74-75 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | 2 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого | |||
76 | Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия. | 1 | Комбинированное | Знать проблема образ , жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие. | |||
77 | Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества. | |||
78 | «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста. | |||
79 | Изображение войны 1805-1807гг. | 1 | комбинированное | Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны. | |||
80 | «Надо жить, надо любить , надо верить» | 1 | комбинированное | Показать эволюцию образа Болконского. | |||
81-82 | «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» | 2 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знать содержание «военных глав». Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость. | |||
83 | «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте. | |||
84 | «Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона) | 1 | Проблемные задания, беседа | Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона. | |||
85-86 | Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов | 2 | Проблемные задания | Показать эволюцию образа Пьера Безухова. | |||
87 | Проверочная работа | 1 | Проверка ЗНК | Проверить и закрепить знания учащихся | |||
88 | Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе. | |||
89 | Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа. | |||
90-91 | Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого | 2 | Развитие речи Урок проверки знаний и умений | Проверить и закрепить знания учащихся. | |||
А.П.Чехов. | 9 | Лекция. | Знать основные факты из жизни и творчества А.П Чехова. | ||||
92 | Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя. | |||
93 | Ранние рассказы. | 1 | Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы. | ||||
94 | Трилогия о любви. | 1 | Семинарское занятие | Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов | |||
95 | Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». | 1 | Сообщения, лингвистический анализ | Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. Знать тему и идею рассказа, композицию. | |||
96 | «Вишнёвый сад»- драма или комедия? | 1 | Комбинированное | Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта | |||
97 | Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе. | 1 | Лекция с элементами беседы, ИКТ | Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе. | |||
98 | Молодое поколение в пьесе. | 1 | комбинированное | Знать содержание действия, выяснить позицию автора. | |||
99 | «Россия- наш сад». Символика названия. | 1 | Лекция ,конспект | Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы. | |||
100 | Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова | 1 | Проверить и закрепить знания учащихся. | ||||
101 | Итоговый урок по курсу 10 класса | 1 | Урок проверки знаний и умений | Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке. | |||
102 | Резервный урок |
Учебно-методический комплект.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
- Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М.: «Экзамен», 2004
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. В 2-х ч. М.: «ВАКО», 2005
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
- Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение», 1997
- Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе. М.: «Экзамен», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
ктп составлен в соответствии с образовательным Стандартом...
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...
Планирование уроков литературы в 10 классе к учебнику Ю.В.Лебедева
Календарно-тематическое планирование уроков литературы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе для 11 класса к учебнику Ю.В. Лебедева
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена к учебнику Ю.В. Лебедева и рассчитана на 3 часа в неделю....