конспект урока "Печорин глазами женщин"
план-конспект урока литературы (9 класс) на тему

Дуйсалиева  Галия Мусаевна

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechorin_glazami_zhenshchin.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Печорин глазами женщин»

( тема любви в романе Лермонтова «Герои нашего времени»)

Цель урока: раскрыть образ Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа, раскрыть творческие способности учащихся.  

Оборудование: иллюстрации к произведению, музыкальный центр, проектор.

                                        Ход урока:

Слово учителя: Печорин –сложный психологический образ. Автор раскрывает нам его через восприятие других героев, через собственное восприятие, через самоанализ. Еще раз акцентирую ваше внимание на тот факт, что автор пытался создать образ поколения в лице своего героя. Вспомним слова классика «печально я гляжу на наше поколение». В чем печаль автора? Что заставило его   написать такие горькие слова. Большое количество молодых людей в стране умных, способных, привлекательных, талантливых оставались лишними, с трагической судьбой, не нашли своего места в жизни, оставались несчастливыми. Цель нашего урока вместе с классиком ответить на эти вопросы. Наити свое решение проблемы.

   Огромную роль в жизни человека играют дружба и любовь. Анализируя взаимоотношения, Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким, мы пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу.

-            Давайте вспомним самый яркий момент, доказывающий это в отношениях с Максим Максимычем . Опишите этот эпизод

/С Максим Максимычем он холоден ( это ярко показано при сцене встречи на станции) ./

 С Грушницким он не находит общего языка, так как Грушницкий просит  у него совета на правах друга, чтобы добиться взаимности с Мэри.

--Каков был результат советов Печорина?

/Печорин – прекрасный психолог, обладатель тонкого логического ума, дал советы Грушницкому такие, что отдалили его от Мэри еще дальше/.

Вернер - умный проницательный врач.

- Как сложились отношения с себе подобным?

/ Вернер отдаляется от Печорина после дуэли, видя что Печорину его ум приносит лишь страдания да и окружающим тоже/.

Таким образом, дружба разбивается о холодный рассудок Печорина, он не умеет дружить с людьми, понимать их, сочувствовать, считая их чувства слабостью.

 А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Мы не будем сегодня строить ответ на этот вопрос, разбирая отношения Печорина к своим женщинам. Мы будем смотреть на него глазами женщин. Каждая из них расскажут о нем по –  своему. Что они скажут о нем,  в чем трагедия каждой ситуации? Попытаемся найти причины  несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Проследим, как меняется герой от страницы к странице.

Открывает галерею женских образов романа Бэлла. Это свободолюбивая дева гор, воспитанная в строгих традициях.

- Расскажите о семье Бэллы

- Словесный портрет девушки

- Где познакомилась с Печориным.

Послушайте ее монолог. ( чтение монолога можно записать на диск и предоставить для прослушивания)

Я встретилась с Печориным на свадьбе. Он с любопытством наблюдал за нашими обычаями, танцевал и наблюдал за мной. Я и подумать не могла тогда, что он принесет много боли страданий. Он брата моего подговорил на сделку, сыграв на слабости подростка. Я стала частью сделки, меня обменяли на самую лучшую лошадь. Для Печорина это было развлечением, для нас  с братом это стало большим семейным горем. Я оказалась в крепости, оторванная от родных и близких, брат после этого пропал бесследно. В крепости мне было страшно.  Я всех дичилась. Старый солдат Максим Максимыч был мне как отец. Он утешал и развлекал меня. Печорин вначале страдал от моей неприступности, дикости. Он покупал мне подарки, относился ко мне как к ребенку. А когда я влюбилась в него, он стал равнодушен, ему было скучно со мной. Целыми днями он пропадал на охоте .Только Максим Максимыч понимал, что я очень страдаю…..

- Как развивались взаимоотношения Бэллы и Печорина?

- Как Печорин добивался Бэллы?

- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?

- Какое чувство у вас вызвал прослушанный монолог Бэллы?

- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?

-Какое еще горе свалилось на плечи девушки ( смерть отца)

- Почему Бэлла не могла вернуться в родной аул?

- У кого девушка нашла поддержку и дружеское участие?

- Мог ли Максим Максимыч предотвратить беду?

- Какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации.  Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэллу  ( эгоизм, безответственность за поступки)

( микровывод:  Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Когда еще Экзюпери говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и  привело к трагедии.)

- Как заканчивает жизнь Бэлла?

- Почему по замыслу автора Бэлла умирает?

- А как бы вы поступили на месте Печорина?

Следующий женский образ – это Мария Лиговская.

- Расскажите, при каких обстоятельствах  она познакомилась с Печориным?

Мэри отличается от Бэллы во многом.

-Дайте сравнительную характеристику девушек.

Мэри- это светская девушка, обладающая красотой молодостью манерами, не испорченная внимаем мужчин.

Давайте заслушаем стихи ( желательно под музыкальное сопровождение, стихотворение может читать сам учитель или можно дать заранее выучить ученице)

Исповедь Марии Лиговской

Судьба жесткий подала урок

Мне за беспечность, за наивность.

Печорин- вот кто стал мой рок,

Когда влюбилась без надежды на взаимность.

Он каждый шаг свой рассчитал дотошно,

Ход действий вычисли в уме.

Судьба чужая для него ничтожна.

Всегда он думал только о себе.

Не волочился он и не дарил цветов,

Не звал на встречи и свиданья

И не шептал мне страстно нежных слов,

Как будто не было во мне очарованья.

Он бросил вызов мне, меня не замечая

Он всех поклонников моих переманил.

И тот ковер, что я купить мечтала.

Он мне назло перекупил.

Вначале мне он был неинтересен:

Ничем не выделялся из толпы.

Такой же молодой повеса

Не лез он лишь в поклонники мои.

Но шаг за шагом по его сюжету

Влюбилась я и страсть моя росла

И стал весь мир мне без него бесцветным,

Но повернуть обратно не смогла.

Когда сюжет его достиг финала

 И до конца она замысел довел,

Я о любви ему своей сказала,

А он руками предо мной развел.

- Ребята, о каком замысле идет речь.

В разговоре с Вернером Печорин задумал историю обольщения Мэри. Печорин – прекрасный психолог, он разбирается в людях, знает слабые и сильные стороны людей, умеет этим умением пользоваться. Как вы думаете, какое мнение о Грушницком сложил в душе Печорин ( тщеславный ,хочет быть в центре внимания, пользоваться успехом у женщин, но страдает   неуверенностью в себе, стесняется солдатского сословия). Узнав о симпатии Грушницкого к Мэри, Печорин разработал две сюжетные линии. 1 линия – Грушницкий .

- какие советы давал Печорин Грушницкому для того, чтобы понравиться Мэри ( не молчать, постоянно что –нибудь рассказывать,   веселить девушку).

- Насколько сблизили эти советы Грушницкого и Мэри?

(Грушницкий надоел Мэри, он был весь открыт для нее, в нем не осталось загадки, он был не интересен ей.)

2 линия – Мэри

-Какой психологический портрет нарисовал себе Печорин, глядя на Мэри ( молодая барышня,  воспитанная на романах, ждущая огромной любви. Она еще не столкнулась с настоящим  чувством, которое обычно оставляет трагедию в душе. У таких людей  и взгляд другой: вдумчивый печальный).Печорин сразу все понял, решил для нее сыграть роль образ романтического героя, неприступного, благородного. Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию. Он решил зайти в дом к ней героем, причем подвиг этот должен быть как самое обычное дело. А чтобы привлечь ее  внимание необычным способом, не так как все молодые люди, которые волочились за ней,  Печорин решил ее не замечать, не обращать внимания на нее. Сначала он решил вызвать ненависть к себе, потом заставить влюбиться в себя, от любви до ненависти один шаг.

- давайте оставим пошаговый план действий Печорина по отношении к Мэри

1. Отвлечь от нее внимание молодых людей

2 вызвать раздражение

3. позвать к себе ее гостей

4. ковер

5. советы Грушницкому не для сближения, а для удаления

6. танец

7. защитник

8. равнодушие к пению Мэри

9. старается остаться с ней наедине

10. не встает на пути у Грушницкого

11. исповедь, чтобы вызвать сострадание

12. переезд

13. поцелуй

14. объяснение

- Какой прием или метод использует здесь Печорин. ( не обольщение, а игнорирование)

- какие существительные вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Если в ситуации с Бэллой Печорин ведет себя как эгоист, то как меняется в отношениях с Мэри.

- что говорит в своем о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри (честно признается, что не любит девушку и не готов на ней жениться.)

/микровывод:  мэрии была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который тон поставил, чтобы потешить свою душу/

- Давайте проследим, что неуловимо меняется в характере героя от героини к героини. / Он честен, здесь нет того эгоизма, что был в ситуации с Бэллой/.  

Давайте обратимся к поэтической исповеди Мэри ( можно записать на диск, заранее подготовить чтение наизусть или учитель может прочитать сам)

Вы мне уверенно сказали,

Что вы не любите меня

Меня вы тихо убивали

И из – под ног ушла земля.

Вы в этот миг убили все,

Чем сердце пело и цвело.

И я в душе своей храню

Страданье ,боль и пустоту.

Вы не поимеете тех страданий

Те муки, слезу ту и боль,

Когда свой план осуществляли

И в нем сыграли злую роль.

Мои стихи не просьба, не мольба,

Они души разорванные нити

Вы их храните у себя,

Как память о несчастной о Марии.

Последним портретом стал портрет Веры

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь.

- опишите ее

- семейное положение

- чем жертвовала Вера ради Печорина

- можете ли вы сказать, Вера  любила Печорина

- почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. ( она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)

Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять

Бэла и Мэри любили его, но Печорин не был счастлив. Как выдумаете Печорин любил Веру.

- как меняется образ Печорина от Бэлы к Вере

-женщины любили его,  он их?

- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод : для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Подведение итогов, домашнее задание.

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"

Конспект открытого урока  "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Проект по литературе "Война глазами женщин"

Тема проекта: «Война глазами женщин».                           О...

Конспект урока "Глаз как оптическая система"

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний...

Конспект занятия "Русские женщины герои"

Интересное занятие. Воспитывающие патриотизм, сопричастность со своей родиной....

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...

Открытое мероприятие «8 марта «Женщины глазами мужчин»»

Женщины, как цветы должны расцветать с каждым дем и не только один раз в году......

Конспект занятия "Глаза и уши"

Повторение и закрепление грамматического материала по теме "Моё тело"...