Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Абрамова Евгения Александровна

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhenshchiny.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Предмет- литература.

Класс- 11.

Тема: «Есть женщины в русских селениях! Какие вы, современные женщины?»

Тип урока- обобщение с элементами дискуссии.

 Методы- кейс-метод, кластеры, синквейн.

Оборудование- сборник стихов А.Вознесенского.

Цели:

-выявить отношение к женщине в разные эпохи становления общества;

-развивать умение вести дискуссию и умение приводить аргументы для защиты своего мнения;

-воспитывать уважение к женщине как к матери, к супруге, подруге.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прочитайте тему урока и скажите, что мы будем сегодня обсуждать?

  1. Вступительное слово.

Чтение стихотворения А.Вознесенского «Бьют женщину».

Анализ стихотворения.

-какое отношение к женщине изобразил поэт?

-расскажите об образе, созданным Вознесенским.

-какие черты характера женщины изобразил поэт?

       3. Эвристическая беседа с элементами дискуссии.

А) Менялось ли отношение к женщине в разные периоды развития общества?

Давайте попытаемся выделить основные этапы в эволюции отношения к женщине.

В лучшую или в худшую, на ваш взгляд, сторону менялось отношение к женщине? Ответ  обоснуйте.

В разные эпохи поэты воспевали женские идеалы, выделяли черты характера, перед которыми они склоняли головы и сражались на дуэли. Дома вы должны были вспомнить героинь произведений, которые вы изучали в предыдущих классах. Я предлагаю построить кластер, отобразив основные характеристики женщины 19 века.

Дети с помощью учителя строят кластер под названием «Женщина 19 века».

Б) А теперь построим кластер женского идеала с точки зрения философов разных эпох. Проверим, как вы выполнили задание по подбору афоризмов.

Построение кластера под названием «Женщина философов».

Учитель предлагает детям подобранные им афоризмы, дети должны выделить те черты женщины, которые скрыты в нем.

«Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин». (Людовик XIV)

«Женщина- одновременно яблоко и змея» (Г.Гейне).

«Женщины находятся в более выгодном положении, чем мужчины: для них существует больше запретов». (О.Уайльд).

«Женщина более рассудительна в делах любви, чем мужчина, потому что для нее любовь в большей степени предмет и дело всей жизни». (У. Ирвин).

В) А современная женщина, какая она?

Посмотрите внимательно на кластеры и скажите, что утратили женщины в процессе эволюции общества? А что приобрели?

Чтение стихотворения А. Вознесенского «Женщина бьёт».

Анализ стихотворения.

-образ, какой женщины предстаёт перед вашим взором?

-каков о отношение поэта к женщине, за которой он наблюдал?

А каких женщин выбирают современные мужчины? Почему?

Притча о яблоках (дети закрывают глаза, расслабляются, учитель рассказывает притчу ровным голосом).

«Юноша спросил мудреца: «Как мне выбрать спутницу жизни?» Мудрец, подумав, ответил: «Видишь яблоню. На ней много яблок, и они все разные: одни растут ближе к верхушке, другие упали на землю. Ответь мне, откуда ты будешь брать яблоки?» Юноша, смеясь, ответил: «С земли! Не надо лезть на яблоню, царапать руки. Только на земле яблоки могу оказаться гнилыми и невкусными». Мудрец, серьезно посмотрев на юношу, ответил:  «Вот так и со спутницей жизни. Ты не хочешь царапать руки, лезть на яблоню, чтобы насладиться достойным плодом и оценить его качество и вкус. Вот и многие мужчины не хотят покорять сердце женщины и доказать ей, что они достойны ее и только ее. Поэтому и довольствуются гнилыми плодами, которые добыть так легко. Проходит время, и мужчины понимают свою ошибку. Надеюсь, ты понял, что я хотел тебе сказать?» Не дожидаясь ответа юноши, мудрец оставил его, дав ему возможность обдумать сказанное».

Пропустите эту притчу через сердце, разум, душу. Ответьте на вопрос: «Какова же мораль этой притчи?»

А почему многие женщины притворяются перед окружающими их людьми, при этом не показывают своего истинного лица?

Послушайте высказывание Б.Шоу о людях и масках: «У каждого человека за плечами есть рюкзак с масками, которые он одевает от случая к случаю или каждый день. Но человек забывает снимать одеваемую им маску, и маска становиться лицом. А потом так трудно найти свое истинное лицо. Черт побери, когда же человек поймет, что ценнее истинного лица ничего может и не быть».

Подумайте над этим высказыванием. И признайтесь себе в ношении масок. Вслух можете не говорить. Выбор за вами.

4.Рефлексия.

Так какие же мы, женщины 21 века?

Какие черты мы утратили и почему?

Какие цели мы преследуем?

Составьте синквейн о женщине, отразив свое мнение, проанализировав информацию, полученную во время урока (работа в парах).

             5.Заключительное слово.

Выбор делать вам! Не следуйте моде! Будьте настоящими!

Помните слова Б.Шоу: «Нет ценнее женщины, которая знает чего она хочет. Которая умеет быть самой собой и главное, которая умеет усмирить в мужчине дикого зверя!»

Д/З. написать эссе «Я женщина и горжусь этим!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Исследовательская работа "Есть женщины в русских селеньях"

Из опыта работы учителя истории МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Зеленцовой Светланы Николаевны  с одаренными детьми. Формирование умений и навыков ис...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."

Методические приемы:1.      Объяснение учителя2.      Анализ текста3.      Выразительное чтение Автор УМК:  В.Я.Кор...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Есть женщины в русских селеньях

Материал рассказывает о женщинах родного села, которые внесли большой вклад в её развитие....

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

   Презентация к уроку литературы: Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской ...