урок литературы в 5 классе "Родная природа в стихах поэтов 19 века"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Данная работа представляет собой не готовый конспект урока, а представление своего опыта из серии "А я делаю так...". Я рассказываю, как достаточно трудный материал по анализу стихотворного произведения сделать интересным, занимательным и полезным в свете новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_v_stihah_poetov_19_v.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка  опыта «А я делаю так…»

Урок литературы в 5 классе  «Природа в стихах поэтов 19 века»

                                             Учитель Метляева Марина Николаевна.

    На уроках литературы в 5 классе  мы впервые учимся  анализировать стихотворный текст. Работа эта трудная, дается детям нелегко, кропотливо работать с текстом, да и ещё и со стихотворным, они не умеют и не любят. О самостоятельной работе и говорить не приходится.  А в разделе «Стихи поэтов 19 века о родной природе»  8(!!!) стихов. Что делать?

    Я решила этот вопрос следующим образом.

    Во вступительном слове на 1 уроке я попросила ребят посмотреть в окно и сказать, что они там видят. Конечно же, услышала, что на дворе зима, деревья в снегу, небо бледное, деревья голые. Следующий вопрос: какое на вас впечатление произвел этот пейзаж? Какими словами вы бы передали свое настроение от увиденного?

    После детских ответов резюмирую: каким бы вам ни показался пейзаж, равнодушными вы не остались. Да и можно ли быть равнодушным к природе? Докажите, что природа никого не оставляет равнодушными. И ребята обязательно приведут в доказательство картины художников и  стихи поэтов.

    Самое время представить картины русских художников о природе. Выбираю картины художников также 19 века (Левитана, Саврасова, Шишкина, Серова, Куинджи, Васильева, Васнецова и др.).

     Затем мы знакомимся со стихами русских поэтов 19 века, находящимися в учебнике. И я задаю проблемный вопрос: есть ли что-либо общее между картинами и стихами  художников слова и художников кисти  и чем  это явление (сходство или различие) вызвано?

     Дальше остается только разбить класс на группы  (самое оптимальное – по 4 человека).  Групп должно быть 7 (по количеству стихов  Ф.Тютчева и  А.Фета,  для работы не выделяется стихотворение Тютчева «Учись у них, у дуба, у березы» - это стихотворение нужно на заключительный урок). В  5 классе, когда ребята ещё не имеют навыков работы в группе,  лучше  распределять по своему усмотрению так, чтобы  в центре группы был лидер. Если дать детям возможность распределиться по своим симпатиям,  то мы рискуем превратить исследование в балаган).

     Объясняю задание: на 1 и 2 уроках  ребята должны попытаться установить, какая картина  может служить иллюстрацией к какому стихотворению. Для этого необходимо внимательно разобрать каждое стихотворение, найти ключевые для  понимания смысла слова, средства выразительности и найти на картине проявление того же. Поверьте, пятиклассников настолько захватывает эта работа, что они находят и в стихах, и в картинах такие подробности, каких никогда бы не отметили при обычном анализе стихотворения.

     На 3 уроке  группы делятся  результатами своего поиска. Именно на этом уроке, помимо основной работы по проверке работы, я учу их корректному участию в дискуссии: умению внимательно выслушать ответ оппонента, найти в его ответе недочет и только обоснованно выдвинуть противоположную версию.

      А в  заключительном этапе урока мы возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному на 1 уроке: чем вызвано такое сходство? И приходим к ответу: во-первых, и художников, и поэтов объединяла любовь к родине, а родина у нас всех прежде всего ассоциируется с природой; а во-вторых, и теми, и другими двигало желание показать всем, что природа живая, она живет своей, гармоничной в отличие от нас, жизнью, и нам необходимо учиться у неё мудрости.  Анализ стихотворения  Ф.Тютчева «Учись у них..» можно включить в работу по-разному: если ребята ко второму выводу сами не пришли, на этом этапе можно предложить им прочитать данное стихотворение; если ко второму  выводу  пятиклассники пришли сами, то предложить им анализ стихотворения можно как доказательство их правоты.

    Заканчиваем рефлексией: что открылось нового, как оцениваешь работу группы, свою работу? Что было трудного? Какие выводы для себя сделал? Выставляем отметки вместе каждой группе, учитывая и активность работы, и правильность ответов, и умение вести себя в споре. Обосновываем каждую отметку, должно быть единодушие всех, в том числе и той группы, которую оценивают.

     Когда истина установлена, выводы сделаны, а значит, материал накоплен, можно переходить к следующему этапу работы: уроку развития речи. На этом уроке по-прежнему группами ребята учатся письменно доказывать свою правоту: выдвигать тезис и приводить доказательства. Но здесь уже каждой группе дается только одно из изученных стихотворений (вот почему групп должно быть 7).

     За 4 урока каждый ребенок получает по 3 отметки: 1 отметка за работу группы, 2 – за своё участие, 3- за письменную работу.

     Провожу такой урок уже не первый раз. Не скажу, что все получается гладко с первого раза, но этого и не должно быть, ведь это первые шаги. Но то, что этот урок дает удивительные результаты, меняет подход к уроку у ребят, абсолютно точно и нисколько не преувеличено.

    А с точки зрения технологий, вот вам и системно-деятельностный подход, и исследовательская деятельность, и интеграция предметов, и  информационно-коммуникативная технология.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

Урок литературы "Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края" с презентациями

Конспект урока, технологическая карта урока, слайд-шоу, презентации о поэтах...

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века»

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века» (паспорт проекта)...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...