Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе русских поэтов 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_-_kopiya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века). 7 класс
Учитель Головина Наталья Ивановна
Цель урока: познакомить учеников со стихотворениями о русской природе в сочетании с живописью и музыкой
Задачи урока:
- научить школьников выразительному чтению стихотворений;
- познакомить с поэтами, живописцами, композиторами, которые упоминаются в связи с темой урока;
- привлечь внимание учащихся к произведениям искусства (литературы, музыки, живописи);
- стимулировать их к творчеству (написанию сочинений, созданию рисунков);
- заинтересовать интересными фактами литературы, музыки, живописи;
- способствовать логическому мышлению, умению сопоставлять, сравнивать между собой произведения, делать выводы.
1.Организационный момент.
2.Ход урока.
Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года» («У камелька»).
Слайд № 1.
Учитель. Прочтите название нашего урока. Какое слово главное?
Ученики. Вдохновение.
Учитель. Природа вдохновляла простой русский народ, поэтому его духовная жизнь никогда не замирала, вдохновляла художников, поэтов, писателей и других людей искусства на создание музыкальных произведений, картин, стихотворений. Сейчас вы слушаете произведение П.И.Чайковского « Времена года». Как вы думаете, какой месяц?
Ученики. Январь.
Учитель. Сколько глубины в этой музыке! Можно услышать звон бубенчиков тройки, бегущей по зимней дороге, осеннюю грусть и пережить пробуждение весны…
Слайд № 2.
Учитель. Эти слова Н.А.Некрасова я отнесла к природе. И действительно, « ты всегда хороша несравненно», русская природа! И зимой, и летом, и весной, и осенью. В любое время года!
Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на уроке?
Слайд № 3.
Учитель. А теперь обратимся к стихотворениям.
Слайд № 4.
Ученик выразительно читает стихотворение В.А.Жуковского « Приход весны».
Учитель. Какое настроение у данного стихотворения?
Ученики. Веселое, радостное.
Учитель. Каковы образы стихотворения?
Ученики. Нива, роща, жаворонок.
Учитель. Какое художественное средства использует автор для описания природы?
Ученики. Олицетворение.
Учитель. Какие части речи преобладают в стихотворении?
Ученики. Существительные.
Учитель. Сопоставим стихотворение с картиной И.И.Левитана « Весенние воды».
Слайд № 5.
Учитель. Что общего и чем различаются стихотворение картина?
Ученики. Общее – образы (роща, сверканье вод, весенние настроение).А различие - обилие воды, нет нивы и т.д.
Слайд № 6.
Учитель. А теперь перейдем к следующему стихотворению, посмотрим, каким настроением оно проникнуто.
Слайд № 7.
Ученики. Настроение бодрое, оптимистичное.
Учитель. Чему посвящено оно?
Ученики. Родине.
Учитель. Как поэт представляет себе ее?
Ученики. Бег на воле, Орлиная стая, поле широкое, бор и т.д.
Учитель. Каков темп стихотворения?
Ученики. Быстрый, стремительный.
Слайд № 8.
Учитель. Посмотрите на картину И.К.Айвазовского «Тройка в степи». Так ли вы представляли себе образы стихотворения из А.Толстого?
Ученики. Представляли именно такую картину. Добавили бы вдали лес.
Слайд № 9.
Учитель. Обратимся к поэту И.А. Бунину.
Слайд № 10.
Учитель. Каким настроением проникнуто данное стихотворение?
Ученики. Мрачным, печальным.
Учитель. Каковы его образы?
Ученики. Небо, леса, даль.
Слайд № 11.
Учитель. Посмотрите на зимнюю картину. Соответствует ли она образам стихотворения?
Ученики. Да, изображен зимний мрачный вечер, огромный сосновый лес.
Слайд № 12.
Учитель. А теперь сравним два стихотворения.
Слайд № 13.
Учитель. Чем отличается Родина И.Бунина от Родины А.Толстого?
Ученики. Отличается настроением: у Толстого - светлое, бодрое, а у Бунина – мрачное.
Учитель. Какое стихотворение динамичнее?
Ученики. У Толстого, а у Бунина медлительнее.
Учитель. Какие слова придают стихотворению динамику?
Ученики. Бег, ветер.
Учитель. А какие утяжеляют?
Ученики. Печаль, угрюмо.
Учитель. Что еще помогает почувствовать темп стихотворения?
Ученики. Графика.
Учитель. Давайте прокомментируем высказывание о Плещеева Родине.
Слайд № 14.
Ученики. Родина бывает не только ласковой, но и суровой. Для каждого поэта она своя, каждый видит в ней что-то свое, особенное. Родина воспринимается по-разному.
Далее слушают песню «Вижу чудное приволье».
Слайд № 15.
Учитель. Какие образы возникают у вас, когда вы слушаете песню?
Ученики. Широкое поле, лес, роща и т.д.
Учитель. Вспомните, что еще является неотъемлемой частью России? Что помогает русскому человеку жить? Что на своих картинах изображают художники?
Учитель показывает слайд № 16 (на нем картина с церковью, виднеющейся вдали).
Слайд № 17.
Учитель. Говорят, что колокольный звон является целительным. Можем ли мы утверждать это, прочитав стихотворение?
Ученики. Да, в конце стихотворения мы это чувствуем.
Учитель. А как изменяется настроение стихотворения?
Ученики. Вначале оно мрачное, а потом радостное.
Учитель. Какие художественные средства использует автор?
Ученики. Он использует метафоры («сердце дрожит и тает»), эпитеты («звон благостный»), лексические повторы («так дивно и так уныло») и т.д.
Слайд № 18.
Учитель. Запишите в тетради слова, встретившиеся в стихотворении. Почему автор употребил их? Какова их функция?
Ученики. Они придают стихотворению торжественность, показывают преображение героя.
Слайд № 19.
Учитель. Как вы думаете, отражает ли картина А.К. Саврасова то, о чем написал А.К, Толстой?
Ученики. Да, но только начало стихотворения.
Учитель показывает слайд № 20 с портретом А.К. Саврасова.
Учитель. Как вам кажется, какой должна быть картина, отражающая
стихотворение А.К. Толстого?
Ученики. Она должна быть светлой, умиротворенной.
Учитель. Посмотрите на следующий слайд.
Слайд № 21.
Учитель. Это картина И.И. Левитана « Тихая обитель». Такие образы возникали у вас при чтении стихотворения?
Учитель показывает слайд № 22 с портретом Левитана.
Ученики. Да. Она отражает настроение лирического героя после молитвы, раскаяния. Наверное, обе картины и Саврасова, и Левитана в равной степени подходят для отражения этого стихотворения.
Учитель. Действительно, начало соответствует картине Саврасова, а заключительная часть – картине Левитана.
Слайд № 23.
Учитель. Итак, мы проанализировали с вами, как вдохновляла русская природа поэтов 19 века, русских художников, композиторов. А сейчас напишите, пожалуйста, какой вы видите русскую природу? В какое время года?
Под музыку С.В. Рахманинова « Весенние воды» пишут сочинения и делают рисунки к нему. Учитель ставит слайд № 24 с пейзажем.
Через несколько минут учащиеся демонстрируют свои работы, читают написанное.
3. Учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть.
Слайд № 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"
Цели урока: знакомство учащихся с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе....
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...
Комментарии
Урок литературы
Спасибо, замечательный урок!