Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цели урока: знакомство учащихся с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_na_temu.rar | 7.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе на тему: «Стихотворения о родной природе».
Цели: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе, отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений, повторение сведений об изобразительных средствах, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание интереса к предмету, любви к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова, пьеса П.И.Чайковского «Времена года», презентация «Русские поэты 19 века».
Ход урока.
- Оргмомент. Постановка цели.
- Опрос. Вспомните, что такое пейзаж и какова его роль в художественном произведении.
(Пейзаж – картина природы – используется писателями в различных целях: для того, чтобы передать состояние души человека, его мысли, чувства, как в рассказах И.С.Тургенева из сборника «Записки охотника», или для того, чтобы противопоставить мир природы человеческому обществу(как в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»). В пейзажной лирике природа – главное действующее лицо.)
- Работа с учебником.
Чтение вступительной статьи учебника в рубрике «Край ты мой, родимый край» предваряет наше знакомство со стихотворениями И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого.
- Беседа по содержанию:
- Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?
- Чем привлекала родная природа поэтов?
- Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.
(Чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина, А.Н.Майкова и др.)
- Что объединяет эти стихотворения?
(Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)
Тема природы и Родины поднята также в стихотворениях В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Что вы знаете о жизни и творчестве И.А.Бунина?
(Индивидуальное задание, монологический ответ ученика с опорой на презентацию.)
- Чтение стихотворения И.А.Бунина «Родина».
Беседа по содержанию:
- Какое настроение передаёт автор?
- Какой поэт рисует Родину?
- Какие цветовые эпитеты помогают представить картину зимнего дня?
- Найдите сравнение.
- Подберите синонимы к слову «кроткий».
- Чем вызвано чувство одиночества, безысходности?
Тема Родины раскрывается и в творчестве предшественников И.А.Бунина.
А.К.Толстой. Что вам известно о нём?
(Развёрнутый ответ ученика.)
Чтение стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край».
Беседа по содержанию:
- Какой образ Родины предстаёт перед нами?
- Обратите внимание на строение предложений. Есть ли в них глаголы-сказуемые7
- Сравните это стихотворение со стихотворениями И.А.Бунина. В чём их сходство? В чём отличие?
(У А.К.Толстого стихотворение более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится её могуществом.)
А.К.Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест».
Словарная работа. Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов. Посмотрите на доску:
Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
Благостный – умиротворяющий, несущий благо.
Каяться – исповедоваться в грехах.
Отрекаюсь – отказываюсь.
(Чтение стихотворения учителем наизусть.)
Беседа по содержанию:
- Что олицетворяет колокольный звон?
- Какие мысли и чувства волнуют лирического героя?
- Какие эпитеты, олицетворения использовал поэт?
- Обратите внимание на последнюю строфу, прочтите её. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова сходно со стихотворением «Благовест»? Вспомним его.
- (Чтение учеником наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва».)
- В чём сходство стихотворений «Благовест» и «Молитва»?
(При звоне колоколов, как и при чтении молитвы, возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.)
В творчестве А.К.Толстого получила особое звучание тема природы. Прочтём его стихотворение «Замолкнул гром…».
Беседа по содержанию:
- Какую картину из жизни природы рисует поэт?
- Какие художественные средства использовал А.К.Толстой?
- О чём заставляет задуматься поэт?
(Призывает нас увидеть красоту природы и не разрушить её презрительным прикосновением.)
Более 150 лет назад А.К.Толстой призывал беречь природу, ибо вне её человек не может существовать. Как сын природы, он обязан сохранять и преумножать её богатства, поэтому это стихотворение актуально для сегодняшнего дня, когда человечество на грани экологической катастрофы.
Связь человека и природы прослеживается не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. Перед вами репродукции с полотен великих русских художников – Саврасова, Ромадина, Щербакова, Грабаря, Левитана. Какой общей мыслью объединены эти картины?
(Художники передают красоту родной земли.)
- Какое время года является самым радостным, долгожданным? Почему?
Весну воспевали все русские поэты. Вспомним строки известных стихотворений.
(С.А.Есенин «Черёмуха душистая», Ф.И.Тютчев «Ещё в полях белеет снег», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами».)
Стихотворение, посвящённое весне, есть и у В.А.Жуковского. Что вы знаете о нём?
(Рассказ ученика.)
Чтение стихотворения «Приход весны».
Беседа по содержанию:
- Какие приметы весны называет автор?
- Найдите пример олицетворения.
- Почему поэт называет приход весны «жизнью души»?
Для Жуковского звуки весны – это лепет рощи, песня жаворонка. Прослушайте пьесу П.И.Чайковского из цикла «Времена года» под названием «Апрель».
(Звучит мелодия.)
- Что вы представили себе, когда слушали музыку?
- Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?
- В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе весну.
(Чтение записанного, обсуждение.)
Итоги урока. Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?
Эти поэты воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:
(Чтение наизусть учеником.)
Гуляет ветер над степями,
Шуршит холодною стернёй.
И тучи с сизыми дымами
Плывут, плывут над головой…
Здесь рожь колосьями литыми
Шумела, сердце веселя.
Но я люблю вас и пустыми,
Простые русские поля.
В день непогожий ближе, строже,
Понятней отчая земля,
И лишь острее грудь тревожит
Крик поднебесный журавля.
Оценки за урок.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о родной природе, проанализировать его, нарисовать иллюстрацию (или подобрать подходящую.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...
Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...
Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе , автор Г.С. Меркин)
Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина....
Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс
Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет: литератураКласс: 6Базовый...