Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_po_skazke_s-shchedrina.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование 7 класс
Тема: Семантика чисел в «Повести о том, как один мужик двух
генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина
Эпиграф:
Он был умён, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна…
М.Е.Салтыкова - Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своём творчестве он развил традиции таких писателей, как Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь.
Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества.
М. Горький
Цель исследования:
- Выявить черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности;
- на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыкова-Щедрина определить обоснованность семантики чисел, используемых писателем;
Задачи:
- Разобраться в художественной семантике чисел, используемых автором в произведении; доказать, что числа у писателя художественно обоснованы;
- Доказать, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», - это произведение о человеке вообще, о существовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня;
План урока:
Учитель: (Сообщает учащимся тему, цели и задачи сегодняшнего урока).
- В недрах сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина возникает сказка.
- Каковы причины его интереса к этому жанру?
Учащиеся:
- Условия цензуры;
- Воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
- Появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества;
- Популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы;
- Близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина;
Учитель:
- На предыдущем уроке мы внимательно проанализировали текст «Повести…» и увидели:
(Ответы учащихся):
- Социальную проблематику «Повести…».
- Текст Салтыкова-Щедрина - художественное произведение, позволяющее увидеть исторический факт – угнетение одного сословия другим;
- Основной приём, использованный автором в этой сказке, – приём антитезы, и об этом заявлено уже в названии текста: число «один» противопоставлено числу «два», мужик – генералам.
- К важнейшим противопоставлениям относится и антитеза «город - остров».
- Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, атрибутами которого являются и Нева-матушка, и Екатерининский канал, и Большая Подъяческая.
- … с чем ассоциировались в сознании читателей 19 века эти петербургские места. (Так, с Екатерининским каналом связывалось убийство Александра II. Об улице Подъяческой один из русских писателей говорил, что там «кислые дома, дышишь мокрой вонью»).
- Приметами Петербурга являются также регистратура, упразднённая за «ненадобностью», казначейство, в котором генералы пенсию получали, дома, снаружи которых «висит человек… в ящике на верёвке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит».
- Такое описание соответствуют сложившемуся в русской литературе образу Петербурга как города «неорганичного, искусственного…вызванного к жизни некой насильственной волей в соответствии с предумышленной схемой».
- Петербург представлен и как город уединённого и разъединённого существования людей. (Мужик – человек, который «висит снаружи дома». Генералы жили на разных квартирах, общаться не могли).
- Таким образом, по представлению писателя, жизнь в Петербурге – образ неправильного человеческого существования, выходом из которого могла стать жизнь на острове.
- И Петербургу противостоит остров, как органичное и естественное жизненное пространство.
- Итак, мы выявили черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности.
- Рассмотрим семантику чисел.
Название произведения напоминает начало ряда чисел первого десятка: один, два, три, четыре… Но после первых двух членов этот ряд писателем обрывается. Случайно ли это? Есть ли в тексте повести другие числа?
Читаем: «четвёртого класса», «пятак серебра», «десяток спелых яблоков», «стол на сто человек»…и всё.
Мы видим разницу в использовании чисел: к «двойке» писатель обращается постоянно, тогда как другие числа встречаются однократно.
- Почему?
- Исследуем это явление.
Работу над семантикой чисел начните с числа «один», которое при характеристике мужика встречается только в заглавии «Повести…», и этим «счёт» мужицкому сословию у Салтыкова-Щедрина завершается. Больше мужиков в «Повести…» нет.
- Обратитесь к словарю.
Учащиеся:
В «Словаре символов» даны значения этого числа: «первичная целостность», «источник жизни», «первичная сущность»…
Эти оттенки семантики числа «один» присутствуют в образе «мужичины».
Учитель:
- Обратитесь к художественной семантике числа «два». («Жили да были два генерала, и так как оба они были легкомысленны…»).
Найдите другие случаи употребления этого числа в тексте («оба под одним одеялом», «вскрикнули оба не своим голосом», «сказали оба разом», «упоминание об ужин обоих повергло в уныние» и так далее).
То есть два персонажа представляют собой одно действующее лицо, поведение которого во многом противоположно мужицкому.
В мифологии «двойка» символизировала «злое начало».
Вспомните желание голодных генералов съесть друг друга (они «в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье: генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»).
Есть и другое значение «двойки» как одного из чётных чисел, которые у древних народов отождествлялись с «земным, изменчивым и неблагоприятным».
- В чём воплощение этой семантики числа «два»?
( Воплощение этой семантики числа «два» в том, что генералы изображаются в различных состояниях: уныние от голода сменяется весельем от мужицкого старания накормить их, которое, в свою очередь, перебивается скукою и тоскою, вызванными желанием вернуться на Подъяческую к своим кухаркам).
Итак, писатель активно работает в «Повести…» только с «единицей» и «двойкой».
Обратимся к следующему члену числового ряда.
Познакомимся с семантикой числа “три”, которое традиционно квалифицируется как “совершенное число”. Оно символизирует “гармонию, совершенство, обновление”. Мы помним, что христианская Троица (Триединый Бог) соединяет в едином Боге Отце Сына и Святого Духа, то есть число “три” может заменять собою число “один”. В словарях указано, что “это возможно при обозначении более мощного союза”.
Спросим, а почему писатель не использует это число?
Учащиеся: Такого союза в “Повести...” Салтыкова-Щедрина нет.
Учитель: Слелаем выводы:
В результате исследования мы увидели, что семантика чисел в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», которую использует М.Е.Салтыков - Щедрин, вполне художественно обоснована.
Кроме того, отсутствие “тройки” позволяет нам увидеть в персонажах “Повести...” людей, в которых одно из начал преувеличено за счёт отказа от другого.
Это позволяет сделать вывод:
Нет гармонии внутри человека, не может быть её и в обществе. (На доске)
Таким образом, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” – это произведение о человеке вообще, о сосуществовании в нём разнонаправленных начал (это добро и зло), установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня. (Запись выводов в тетради).
Домашнее задание: Дать развёрнутое определение слову гармония.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" С-Щедрина
Работа предназначена для учащихся 10-го класса....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Тест по литературе по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Тест по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" проверяет у обучающихся знание содержания произведения. Тест состоит из 8-ми вопросов для первог...
Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
М.Е.Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...