Презентация "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" С-Щедрина
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Работа предназначена для учащихся 10-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-shchedrin_konf._-_kopiya.ppt | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он был умён, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький М.Е.Салтыкова - Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своём творчестве он развил традиции таких писателей, как Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь. Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества.
Цель исследования: Выявить черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности; на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыкова-Щедрина определить обоснованность семантики чисел, используемых писателем;
Задачи: Разобраться в художественной семантике чисел, используемых автором в произведении; доказать, что числа у писателя художественно обоснованы; Доказать, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», - это произведение о человеке вообще, о существовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня;
В недрах сатиры Щедрина возникает сказка. Каковы причины его интереса к этому жанру? Условия цензуры; Воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; Появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества; Популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы; Органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина;
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Социальная проблематика «Повести…». Текст Салтыкова-Щедрина прежде всего художественное произведение, позволяющее читателю увидеть угнетение одного сословия другим. Основной приём, использованный автором в этой сказке, – приём антитезы. Об этом заявлено уже в названии текста: число «один» противопоставлено числу «два», мужик – генералам. К важнейшим противопоставлениям относится и антитеза «город - остров». Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, который представлен как своеобразный город абсурда, город «неорганичного, искусственного…вызванного к жизни некой насильственной волей в соответствии с предумышленной схемой». Петербургу противостоит остров, как органичное и естественное жизненное пространство.
Название произведения напоминает начало ряда чисел первого десятка: один, два, три, четыре…Но после первых двух членов этот ряд писателем обрывается. Есть ли в тексте другие числа? 4 «Четвёртого класса» «Пятак серебра» 10 «Десяток спелых яблок» 100 «Стол на сто человек» 5
Разница в использовании чисел: к «двойке» писатель обращается постоянно: Оба – два один другому двое – двумя Другие числа встречаются однократно. Почему?
Число « один ». Значения числа: «Первичная целостность»; « источник жизни »; «первичная сущность»; «эмблема начала»; «знак человеческого «я»; Эти оттенки семантики числа «один» присутствуют в образе «мужичины». 1
Число « два ». Значения числа: В мифологии «двойка» символизировала «злое начало»; У древних народов это число отожествлялось с «изменчивым и неблагоприятным началом»; 2 Это генералы И здесь число «два» художественно обоснованно.
Традиционно квалифицируется как «совершенное число»; Символизирует гармонию, совершенство; Число «три» может заменять собою число «один»; Число « три ». Значения числа: 3=1 Христианская Троица соединяет в едином Боге Отце Сына и Святого Духа, то есть число «три» может заменять собою число «один».
Почему писатель не использует это число ? «Это возможно при обозначении многопланового и мощного союза» (Словарь символов) Но такого союза в «Повести…» нет!
Вывод: Таким образом, отсутствие «Тройки» позволяет нам увидеть в персонажах «Повести…» людей, в которых одно из начал (это добро и зло) преувеличено за счёт отказа от другого. Нет гармонии внутри человека – не может быть её и в обществе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это философское произведение о человеке вообще, о сосуществовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Презентация "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина
В презентации представлены история создания сказки, композиционное построение текста....
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...