План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2klyuev_n.a..doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2
Н. А.Клюев
Из цикла «Избяные песни» «Четыре вдовицы к усопшей пришли…»
Одно из вершинных созданий Н.Клюева – цикл «Избяные песни» (1914 -1916), воплотившие черты миросозерцания северо – русского крестьянства, поэзию его верований, обрядов, его связь с землей, деревенским «вещным» миром. Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир. Чем больше государство проводило «опытов» над крестьянством, тем больше хотелось поэту защитить его, запечатлеть в своих стихах. Изба в поэзии Клюева – это крестьянская Русь, «матерь – отчизна», «матерь – земля», « мать – природа», где в согласии должны были жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место. Но жизнь была сложнее и не уклады-валась в клюевские схемы. Этот цикл был написан накануне больших перемен, которых ждали, боялись и на которые надеялись. А когда поэт пытался изменяться, шагать в ногу с революцией, его не понимали, называли «кулацким поэтом», каковым он не был. Для него изба – символ мироздания, подобие вселенной. В избе рождаются и умирают, любят и женятся, поют и сказки сказывают, пекут, угощают, молятся… Об этом и в статье Клюева: «избяной рай» - величайшая тайна эзотерического мужицкого ведения. Клюев , по словам его друга – врага С.Есенина, - поёт Россию, но по книжным летописям. (Интересно, что сам Клюев говорил и о творческой близости с царем Давидом, поэтому свои стихи он нередко называл «песнями».Отсюда ,наверно, и «Избяные песни».) Но в погоне за яркой образностью поэт перенасыщает стихи бытовыми деталями, диалектизмами, библейскими символами и т.п. Мир избы для Клюева был главным.( Даже в свою петербургскую квартиру он перенес олонецкую избу.) В основе образности, метафоричности Клюева – олицетворение природных сил.
После одного – двух прочтений идет разговор о первичном восприятии стихотворения «Четыре вдовицы к усопшей пришли…» Какое впечатление у вас осталось? Чем оно вызвано? Почему, в какой момент возникло?
Далее идет чтение стихотворения по строфам и его комментарий. 1-я строфа - Какая картина предстает перед нами? Четыре вдовицы к усопшей пришли… Грустная, печальная картина посещения вдовами умершей подруги. - Но почему следующие 3 строчки посвящены описанию природы? Почему кричат журавли в небе? С одной стороны, птицы прощаются с родными местами, улетая в чужие края, кричат. С другой стороны, их крик как бы символизирует те эмоции, которые должны вырваться из груди женщин. Отметим аллитерацию: подчеркнем во 2-й строке звук (р), он повторяется 4 раза, образно передавая курлыканье птиц. В 3 и 4 – звук (с). Он повторяется 8 раз, передавая мягкий шелест падающих листьев и … вот – вот готовый вырваться женский стон. Интересны эпитеты : сентябрь – скопидом, сынок – листодер. Почему скопидом? В сентябре листопад только начинается, деревья «экономно» сбрасывают листву. И автор увидел это. Сынок – листодёр… -Как вы понимаете этот образ? Что это такое? Ученики догадываются , что речь идет о ветре, неожиданном, порывистом. Интересна метафора, причем инверсированная :»в котловин сундуки»( для нас удобней было бы – в сундуки котловин. Так и представляешь ямки на земле, заполняемые листвой. 2 –я строфа Автор возвращает нас к пришедшим, добавляет деталь «в поминальных платках» (эта традиция сохранилась и до наших дней) и передает весь обряд проводов покойницы, который завершатся в 3 –ей строфе. «Та с гребнем» - гребень обычно кладут в гроб; «та с пеплом». Зачем? Найдем ответ в стихотворении. Посыпали пеплом на куричий хвост, Чтоб немочь ушла, как мертвец ,на погост. Все становится понятным. В следующих двух строчках узнаем о назначе –нии принесенного рядна ( здесь: ряднина – диал. –толстый холст кустарного производства) : Хрущатой рядниной покрыли скамью, На одр положили родитель мою. И снова информация (при первичном прочтении этот факт не зафиксировался в нашей памяти): мы узнали, кого провожали в последний путь: это была мать лирического героя. В 3 строфе мирно «ужились» слова высокие («одр») и низкие, диалектные («хрущатой»). Интерес поэта к диалектизмам диктовался стремлением правдиво отразить жизнь деревни, сельского быта.
4 –я строфа Как ель под пилою, вздохнула изба… Мы услышали долго сдерживаемый вздох , о котором упоминалось при анализе 1 и 2 строфы. Метонимия «вздохнула изба» дала возможность автору более кратко сформулировать свою мысль. В другом случае ему пришлось бы написать: в избе стали вздыхать все, кто пришел на похороны. Многоточия в строфе подчеркнули важность, таинство происходящего и неуместность говорения.
5 –я строфа А здесь – как в сказке : сказочные журавли уносят душу в сказочную страну и трубят в полете: Мы матери душу несем за моря, Где солнцеву зыбку качает заря, Где в красном покое дубовы столы От мис с киселем, словно кипень, белы,- Там Митрий Солунский , с Миколою Влас Святых обряжают в камлот и атлас. (Камлот – род плотной шерстяной или полушерстяной ткани, вырабатывавшейся в 19 веке.) Автор использует церковные образы: святых, иорданскую водицу, стихарь -упоминает святых: крестителя Иоанна ( по –народному – Иван ), Великомученика Дмитрия Солунского (здесь – Митрий Солунский), которому молились при глазных болезнях и которого просили о покровительстве православных воинов и армии.
6 –я строфа В избе грустно, тяжело, а на природе Зарделось оконце…Закат – золотарь Шасть в избу незваный… Природа как бы пришла поблагодарить усопшую «за песни в бору,/ За думы в рассветки, за сказ ввечеру…» - Каким человеком была мать? - Как ведет себя сын в последние минуты пребывания матери на земле? К каким силам обращается он за правильностью проведения ритуала и за поддержкой? А вынос блюсти я с собой приведу Сутемки, зарянку и внучку – звезду… Сутемки, вероятно, сумерки, а зарянка – заря. Мы видим, что природа у Клюева живет самостоятельной жизнью.
Читаем стихотворение целиком. Пытаемся выделить мысль –ощущение, протянутую через все стихотворение: любовь к родовому гнезду –избе, природе, ко всему, что окружает человека, что является священным для него. Мотив опустевшего дома расширяется до масштаба раздумий о смерти.
Особенности стихосложения
Посмотрим на окончания строк и определим, что рифмы – мужские (пришли – журавли). Строки, связанные рифмой, стоят рядом и объединяются в 1-ой строфе в две группы: 1) аа 2) бб Во 2 –ой строфе – в три группы: 1) аа 2) бб 3) вв Такая рифма , как мы помним, называется смежной. Соединенные воедино строфы чередуются и образуют в 1,3,5,6 - четверостишие ( катрен), во 2, 4 – шестистишие ( секстину), в 7 – восьмистишие (октаву). Каждое новое сочетание строф помогает всему стихотворению звучать по – новому. Стихотворение написано трехсложным размером (амфибрахий четырехстопный, 4 –я стопа неполная). Это помогает поэту добиться гибкости, ярких звуковых созвучий, наполнить поэтический текст аллитерацией.
А.А.Блок очень точно определил: Стиль каждого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путем изучения формы проникнуть до глубины содержания. Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах». Эти слова по праву можно отнести и к Клюеву Н.А.
Домашнее задание: проанализировать 1 стихотворение (на выбор) из данного цикла и подумать над вопросами: 1)Какое место занимает стихотворение в цикле? 2) Изменился ли лирический герой? Как?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."
Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...
План-конспект урока по литературе "Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»"
Урок с элементами педмастерской....
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"
Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...
План-конспект занятия на тему: Разновидности авторской песни. Юмористическая песня.
Данное занятие проводится в дополнительном образовании, в творческом объединении "Бардовская песня". Занятие проходит в группе 1-го года обучения, учащимся от12 до 17 лет. Разработка может б...