Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно – творческих способностей; воспитание любви к классической литературе, эстетических и нравственных идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра - викторина
«Живописное слово Гоголя»
по произведениям Н.В.Гоголя для
учащихся 7-8 классов.
Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно – творческих способностей; воспитание любви к классической литературе, эстетических и нравственных идеалов.
Участники: Две команды игроков; жюри.
Ведущий: Учитель, ассистенты.
Художественное оформление: Портрет Н.В.Гоголя, карточки с заданиями.
«Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная,
без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия!
Какая чувствительность! Всё
это так необыкновенно в нашей
литературе, что я доселе не
образумился.»
А.С.Пушкин
- Вступительное слово учителя.
Первое апреля не только весёлый праздник – день смеха, но и день рождения писателя Николая Васильевича Гоголя. Он очень любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах произведений Николая Васильевича Гоголя мы встречаем яркие, веселые эпизоды.
Имя Н.В.Гоголя стало известно в русской литературе сразу после выхода в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Петербурге в 1831 году. Гоголю было тогда 22 года. Высоко отозвался о его книге А.С.Пушкин (см. эпиграф).
Но не будем подробно останавливаться на биографии писателя и разборе его произведений, за нас это сделали литературоведы. Давайте лучше поиграем, все вместе вспомним героев Н.В.Гоголя из его книг «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». А жюри будет оценивать ваши ответы.
Ход игры.
1 конкурс.
«По исторической части…»
Ведущий. Действие в большинстве повестей «Вечеров…» происходит в 17-18 веках. Множество исторических деталей присутствует в тексте. Случается, что в качестве персонажей произведения выступают реальные исторические лица. О том, что составляет «исторический фон» повестей, и пойдет речь в вопросах настоящего конкурса.
Максимальное количество баллов, которое можно заработать в ходе данного конкурса – два (по одному баллу за правильный ответ).
Задания команде № 1:
- Кузнец Вакула «писал часто образа святых». Так, в Т… церкви он изобразил одного из четырех евангелистов. Кого же?
Варианты ответов: а) Луку; б) Марка; в) Иоанна; г) Матфея. (Правильный ответ – а.)
- «Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!» - такое условие поставила красавица Оксана перед влюбленным в нее молодым казаком. К какой же царице отправился Вакула за черевичками?
Варианты ответов: а) к Елизавете Петровне; б) к Елизавете Английской; в) к Екатерине Великой; г) к Анне Ярославне, королеве Франции. (Правильный ответ – в.)
Задания команде № 2:
- «Торжеством искусства» Вакулы была «картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в котором он изобразил святого…в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа». Кого из православных святых изобразил Вакула?
Варианты ответов: а) Павла; б) Петра; в) Бориса; г) Глеба. (Правильный ответ – б.)
- Приемом в императорском дворце руководил человек «величественного роста». «Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость…»
«- Это царь? – спросил кузнец одного из запорожцев.
- Куда же тебе царь! Это сам…» Кто же этот вельможа?
Варианты ответов: а) граф Шереметев; б) граф Орлов; в) князь Потемкин; г) князь Куракин. (Правильный ответ – в.)
2 конкурс
«Тут весь человек!..»
Ведущий. В.Г.Белинский отмечал способность Н.В.Гоголя блистательно воссоздать человеческий характер. Задача команд в данном конкурсе – как можно быстрее угадать, какого героя имеет ввиду ведущий. Если вы сможете назвать этого героя сразу же, как только поступит первоначальная информация, команда получит 3 балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступает соответственно 2 балла или только один бал.
Задания команде № 1:
Этот герой:
- «воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа…мерзость мерзостью…»;
- Именовал себя «другом человека» и изъявлял готовность «сделать все для товарища и друга»;
- Больше всего на свете боялся крестного знамения.
(Черт, «Ночь перед Рождеством».)
Этот герой:
- «был богобоязливый человек», «который черту был противнее проповедей отца Кондрата»;
- «в досужее от дел время…занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке»;
- «никому на селе в ус не дул, сгибал в руки пятаки и подковы, как гречневые блины».
(Вакула, «Ночь перед Рождеством».)
Задания команде № 2:
Этот герой:
- мечтал, «перецеловать всех девушек Диканьки»;
- по мнению местного винокура, «полезный человек», «побольше такого народа – и винница наша славно бы пошла»;
- танцевал ночью на улице, спьяна попал в чужую хату.
(Каленик, «Майская ночь, или Утопленница».)
Этот герой:
- «был, точно, когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал» в Диканьке;
- Редко выходил из дома, так как «пролезть в двери делалось для него с каждым годом труднее»;
- По слухам, приходился «немного сродни черту».
(Пацюк, «Ночь перед Рождеством».)
3 конкурс.
«Вот тебе и кузнец!»
Ведущий. Героями повестей являются морально здоровые люди, честные, благородные, любящие жизнь. Они молоды, сильны, красивы, они без особых усилий одолевают любые препятствия. Таков, прежде всего, кузнец Вакула из «Ночи перед Рождеством». Именно этот герой будет в центре внимания в продолжение данного конкурса. Приглашаются по одному человеку от каждой команды. Вам предстоит почувствовать себя на месте героя и ответить на вопросы от лица кузнеца Вакулы.
Задание команде № 1:
- В доме Пацюка вашему взору представилось потрясающее зрелище: вареники, обмакнувшись в сметану, сами прыгали в рот хозяину. «Вишь какое диво!» - подумали вы и даже разинули рот от удивления. И в то же мгновение вы заметили, что «вареник лезет» и к вам в рот и уже «вымазал губы сметаною». Скажите откровенно, наверняка вам хотелось проглотить вареник? Как поступили вы в этой ситуации? («Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводят человека нечистая сила».)
Задание команде № 2:
- Вы человек «богобоязливый» и активный борец со всякого рода «нечистью». Но однажды черт сел вам на шею в прямом смысле этого слова. Как же вам удалось с ним совладать? («Тут он заложил назад руку – и хвать чёрта за хвост.
- Постой, голубчик! – закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? – при сём слове сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок».)
4 конкурс.
«Правильная вставка»
Ведущий. В этом конкурсе вас ожидает общее задание. Прочитайте предложенный отрывок. Задание: кого встретил Вакула в поднебесной вышине? Заполните пропуски в тексте. За каждую правильную вставку начисляется один балл. Максимальное количество – 4 балла.
Задание на листочках:
- Итак, кого встретил Вакула в поднебесной вышине? Заполните пропуски в тексте.
В течение тридцати секунд ребята обдумывают ответ, а потом излагают свои версии. За каждую правильно сделанную «вставку» начисляется один балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое смогут заработать игроки на данном этапе конкурса, - четыре (по количеству пропущенных деталей).
Текст: « Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту… Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чёртом. <…> Всё было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо них, сидя в горшке, [?]; как [?], собравшись в кучу, играя в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов … как летела возвращающаяся назад [?], на которой, видно, только что съездила куда нужно [?] … много ещё дряни встречали они».
(Правильный ответ: колдун, звёзды, метла, ведьма.)
5 конкурс.
«Женский взгляд».
Ведущий. Пока команды работают с текстом, мы приглашаем по одной представительнице от каждой команды. Ярки, колоритны женские образы в повестях Н.В.Гоголя. им-то и посвящен этот конкурс. Девчонкам нужно будет перевоплотиться в героинь повести «Ночь перед Рождеством» и дать «интервью» от их лица. Го сначала вы должны узнать героиню, в которую перевоплотитесь. За правильный ответ – один балл.
Задание представительнице команды №1.
Узнай героя: «[Ей] не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе». (Оксана)
Вопросы.
- Вы помните, как в рождественскую ночь, наряжаясь перед зеркалом, расхваливала себя? «Чудная девка! <…> С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!» - воскликнул нечаянно подслушавший вашу речь кузнец. Но, возможно, он не слышал, как вы себя ругали? Конечно, была в ваших словах изрядная доля лукавства… И всё же что вам не нравилось в вашей внешности?
(«Разве чёрные брови и очи мои…так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И щеках? И губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы!»)
- «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете» - эти слова кузнеца заставили вас призадуматься. «Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное?» - размышляли вы. Что же, в вашем представлении, было самым страшным? («Чего доброго! Может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть её первою красавицею на селе?»)
Задание представительнице команды №2.
Узнай героя: «…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна. Трудно и быть хорошею в такие года. <…> А пойдет ли, бывало, <…> в праздник в церковь, надевши яркую плахту…и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался…и говорил ставшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» (Солоха)
Вопросы.
- Однажды Оксана напрямик спросила вашего сына: «Правда ли, что твоя мать ведьма?» Какие слухи ходят в Диканьке о вашей «ведьминской» деятельности?
(«…Кое-где стали поговаривать старухи <…> что Солоха, точно, ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у неё сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она ещё в поза прошлый четверг чёрною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». «…Пришел какой-то коровий пастух Тымишь Коростявый. Он не преминул рассказать, как летом…видел собственными глазами, что ведьма…начала доить коров».)
- Несравненная Солоха, вы сумели «причаровать к себе самых степенных казаков». Последнее время вы стали благоволить к Чубу, положив глаз на его богатство. «А что бы каким-нибудь образом сын…Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего к себе», вы, по словам повествователя, «прибегнули к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Не откроете ли нам секрет, что это за средство? («…Ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом».)
6 конкурс – блиц-опрос
«Всякая всячина».
Ведущий. Вопросы задаются в быстром темпе. Времени на обдумывание ответов не предусматривается. Команда получает столько очков, сколько правильных ответов дано игроками.
Задание команде №1.
- Вместилище, куда черт спрятал украденный с небес месяц. (Карман, ладунка.)
- Предмет домашнего обихода, который Оксана просила изготовит Вакулу. (Сундук.)
- Тот, от кого «ни одна ведьма на свете не ускользнет». (Сорочинский заседатель.)
- Подарки, принесенные Вакулой Чубу в день сватовства. (Шапка, пояс, нагайка.)
- «Он бачь, яка кака намалёвана!» К кому относились эти слова деревенских женщин? (К черту, нарисованному на стене в церкви.)
- Сколько времени чёрту «Осталось шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? (Последняя ночь.)
- Блюдо, за употреблением которого Вакула застал Пацюка, придя к нему в дом. (Галушки)
- Оружие, с помощью которого сотникова дочка оборонялась от мачехи-ведьмы. (Отцовская сабля.)
- «Профессия» Рудого Панька. (Пасичник.)
Задание команде №2.
- Вместилище, куда ведьма складывала собранные с неба звезды. (Рукав.)
- Житель Диканьки, к которому рождественской ночью Чуб с кумом направлялись в гости. (Дьяк)
- Предмет, которым обычно бреют бороду казаки за неимением бритвы. (Обломок косы.)
- Содержимое мешков, до того как туда попали голова, дьяк и Чуб. (Уголь.)
- «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дёгтем?» - с таким вопросом неожиданно для самого себя обратился Чуб к голове, когда тот вылез из мешка. Что ответил голова? («Дегтем лучше!»)
- Во время полета Вакула подшучивал над чертом, поднося к нему один предмет. Назовите предмет, приближение которого заставляло черта чихать и кашлять. (Крест)
- «Однако, что за черт! Ведь сегодня голодая кутья, а он ест [?],[?] скоромные!» - думал Вакула, наблюдая за трапезой Пацюка. Назовите блюдо, о котором шла речь здесь. (Вареники)
- Животное, в которое обращалась ведьма, стремясь извести панночку. (Кошка)
- Небесное светило, в лучах которого любят «греться» русалки. (Месяц)
7 конкурс – разыграйте сценку.
«Поход в театр».
Ведущий. Разыграйте предложенный диалог.
Задание команде № 1:
- Что за дьявол! Смотри.
- Что?
- Как что? Месяца нет!
- Что за пропасть! В самом деле нет!
- То-то что нет… Тебе небось и нужды нет.
- А что мне делать?
- Надобно было же какому-то дьяволу, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмку водки выпить, вмешаться!.. Право, как будто насмех…
(Чуб и Панас. «Ночь перед Рождеством».)
Задание команде № 2:
- Однако девчата не приходят… Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно.
- Бог с ними, моя красавица!
- Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. То-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй.
- Так тебе не весело с ними?
- Да уж веселее, чем с тобой…
(Оксана и кузней Вакула. «Ночь перед Рождеством».)
8 конкурс
«Сундук со старыми вещами».
Ведущий. Заглянем в сундук со старыми вещами. Все вещи в нём – собственность гоголевских персонажей, но вы должны выбрать из этого вороха только те, которые принадлежат героям вашего произведения, и назвать, кому именно. Найти 5 предметов (соответственно – 5 баллов)
Ответы:
«Майская ночь, или Утопленница»
- Бандура (Левко)
- Красное коралловое монисто (Ганна)
- Черная свитка (Голова)
- Вывороченный тулуп (Парубки)
- Записка (Панночка)
«Ночь перед Рождеством»
- Зеркало (Оксана)
- Нагайка (Чуб)
- Мешок (Солоха)
- Черевички (царица, Вакула)
- Кочерга (кумова жена)
9 конкурс
«Игра со зрителями».
Ведущий. Баллы за ваши правильные ответы (по одному баллу за ответ) «перейдут» вашей команде. Если зрители одной команды не ответят , вопрос переходит к зрителям другой команды.
- Узнать произведения по началу:
- «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак». («Майская ночь, или утопленница»).
- «Последний день перед Рождеством прошел». («Ночь перед Рождеством»).
- «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!» («Тарас Бульба»)
- Узнать произведение по цитате:
- «Казаки быстро плыли на челнах, дружно гребли вёслами и говорили про своего атамана». («Тарас Бульба»)
- «И долго ещё пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату». («Майская ночь, или утопленница»)
- «На стене сбоку в церкви намалевал кузнец чёрта в аду». («Ночь перед Рождеством»)
- Конкурс перевертышей – расшифруйте названия повестей Н.В.Гоголя (они даны в противоположном смысле).
- «Утро после Распятия» («Ночь перед Рождеством»)
- «Январское утро, или вынырнувший» («Майская ночь, или утопленница»)
- «Рассказ о крепкой женской дружбе» («Повесть о том, как поссорился…»)
- Продолжите гоголевские афоризмы:
- «Нет уз святее … (товарищества)»
- «Есть ещё порох … (в пороховницах)»
- «Чему смеетесь?.. (Над собой смеетесь)»
- Дополнительные вопросы.
10 конкурс.
«Что бы это значило?»
Ведущий. В произведениях Н.В.Гоголя часто встречаются слова, которые непонятны современному читателю. Давайте попробуем разобраться, что они означают.
Задание.
Бандура – инструмент, род гитары
Буряк – свекла
Галушка – клецки
Гопак – танец
Кожух – тулуп
Люлька – трубка
Парубок – парень
Пищик – дудка
Рушник – полотенце
Свитка – полукафтан
Хутор – небольшая деревушка
Ведущий. Наше путешествие по страницам произведений Н.В.Гоголя подошло к концу. Подведем итоги. Слово предоставляется жюри.
Дополнительные вопросы.
- Место, через которое ведьма проникала к себе в дом. (Труба)
- Прозвище Пацюка. (Пузатый)
- Спиртной напиток, отведать которого Чуб с кумом собирались в гостях у дьяка. (Варенуха)
- Предмет домашнего обихода, который активно использовала кумова жена, когда дралась с супругом. (Кочерга)
- «Чего мне больше ждать?» - говорил сам с собою кузнец. – Она [Оксана] издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая…» Какое сравнение употребил Вакула? (Подкова)
- В кого оборотился чёрт по прибытии в столицу? (В коня)
- Какую часть тела повредила панночка у своей мачехи–ведьмы? (Руку)
- То, что осталось от Петруся после того, как «лукавый припрятал к себе» его. (Горсть пепла)
- В какую игру играл с ведьмами герой «Пропавшей грамоты»? (В дурня)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – состязание «Поле чудес» по творчеству Н.В.Гоголя для 5-7 классов
В борьбе за право называться лучшим «гоголеведом могут принять учащиеся 5-7 классов....
Литературная игра "Пример героя зовет на подвиг" (внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе 7-го вида)
Разработка игры по литературе. В нее включены произведения, изучавшиеся в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной: былины, повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", рассказ М. Горького "Старуха Изергиль"....
интеллектуальная игра "Умницы и умники" по повестям Н.В.Гоголя для 5-6 классов
предлагаемый материал представляет собой подробную разработку игры, состоящую из 3-х агонов и финала а также вопросов для игры со зрителями во время пауз. разработка учитывает возрастные особенности у...
Литературная игра "Умники и умницы" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Материалы игры способствуют развитию читательского интереса , приобщают и развивают интерес к художественному слову, к умению работать с текстом художественного произведения....
Литературная игра "Умницы и умники" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 7 класс.
В начале каждого урока проводится письменный опрос с последующей взаимопроверкой. Он позволяет решить ряд задач: осуществить контроль знания текста, установить уровень выполнения домашнего задания, вы...
Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Литературная игра «Ваше слово, эрудиты!»
«Ваше слово, эрудиты!» - это игра для сообразительных, знающих и остроумных ребят. Она представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшекла...
Муниципальная интеллектуальная дистанционная литературная игра по творчеству К.И.Чуковского для учащихся 3-х, 4-х классов.
Муниципальная интеллектуальная дистанционная литературная игра по творчеству К.И.Чуковского для учащихся 3-х, 4-х классов....