Литературная игра "Умники и умницы" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе на тему
Материалы игры способствуют развитию читательского интереса , приобщают и развивают интерес к художественному слову, к умению работать с текстом художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра
«Умники и умницы»
по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»7класс
Описание игры. Игра состоит из 3 агонов (агон в переводе с греческого означает соревнование).
Красная дорожка. Стоящему на ней нужно ответить на два вопроса. При этом он не имеет право на ошибку.
Желтая дорожка. Участник отвечает на три вопроса. Допускается одна ошибка.
Зелёная дорожка. Нужно ответить на четыре вопроса, и можно ошибиться дважды. Состязание судит взыскательное жюри - Высокий Ареопаг.
Ход игры
Вступительное слово учителя
После выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» каждое новое произведение Гоголя становилось событием в литературной жизни России. Известный критик Владимир Стасов вспоминал, с каким воодушевлением встречали читатели, особенно молодежь, произведения Гоголя. «Новое поколение,- писал он,- подняло великого писателя на щитах с первой же минуты появления. Тогдашний восторг от Гоголя ни с чем не сравним. Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще не известный никому юмор- все это действовало просто опьяняющим образом»
Совершенно восторженно была принята повесть «Тарас Бульба». Белинский назвал ее «колоссальным созданием». Это было смелое новаторское произведение, впервые с такой поэтичностью, с таким художественным совершенством открывшее русской литературе атмосферу народной жизни, силу и обаяние народных характеров. Такой книги еще не знала история мировой литературы.
Первый агон
Участникам предлагается задание, после выполнения которого Высокий Ареопаг распределяет их по дорожкам.
Задание для розыгрыша дорожек.
Чьи это слова: «А поворотись-ка, сын! Экой, ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академий?»? (такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой.)
Объясните значение слов: подрясники, академия, бурса. (Подрясники - долгополая одежда церковнослужителей, поверх которой надевалась ряса. Академия - здесь: духовная академия в Киеве, высшее учебное заведение для подготовке церковнослужителей. Бурса- духовное училище с общежитием, за отсутствием других училищ в бурсе обучались и те, которые не готовились в церковнослужители.)
Зеленая дорожка
Узнай себя: «Да когда на то пошло, то и я с вами еду! Ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так, что, же , что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу , поеду! (Тарас Бульба)
Вопросы:
- Что вы сделали по случаю ваших сыновей? (Я «велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был на лицо»)
- Какое решение вы приняли в день их приезда?( Я сначала решил отправить сыновей на Запорожье одних, а потом «мало-помалу»горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола, и приосанившись, топнул ногою.- Завтра же едем!»)
- Кем вы были?(Я был одни из числа коренных старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»)
- 4.Почему вы решили ехать с сыновьями?
- (Я «сначала хотел их отправить одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух» мой и я на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этому была одна упрямая воля»)
Желтая дорожка
Узнай себя: «считался всегда одним из лучших товарищей, он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях- обобрать чужой сад или огород, но зато был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака» (Остап)
Вопросы
1.Перед вами букварь. Что вы сделаете с ним? (Я четыре раза закапывал… свой букварь…»в землю , и «четыре раза отодравши(меня) бесчеловечно», мне покупали новый. Я закапал бы его и в пятый раз, да отец пригрозил, что продержит меня в монастырских служках 20 лет и что я не увижу Запорожья во веки, если не выучусь в академии всем наукам. Этот букварь я старательно изучу, как и все остальные книги.
2.Часто ли вам доводилось встречаться с этим предметом? (Это розги. «Несмотря на то, что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг»)
3.Что смущало вас в пути и заставляло задумчиво опустить голову?( Я «душевно был тронут слезами бедной матери»)
Красная дорожка
Узнай себя: «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания…» (Андрий»)
Вопросы
- Как вам довелось упасть лицом в грязь ? (один раз…, когда я зазевался , на меня наехала колымага какого-то польского пана, и сидевший на козлах возница хлыснул… меня довольно исправно бичом. Я вскипел… схватил колымагу за заднее колесо и остановил. Кучер ударил по лошадям, они рванули и я шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь.
- 2. Перед вами диадема, серьги и шемизетка. Покажите с помощью зрительницы, что сделала с этими вещами прекрасная полячка. (Она надела мне на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ..серьги и накинула на меня кисейную прозрачную шемизетку с фестонами , вышитыми золотом»)
Второй агон
Задания для розыгрыша дорожек
Опишите Запорожскую Сечь(В зависимости от точности и яркости описания распределяем участников по дорожкам.
Зеленая дорожка
Узнай себя : Он «хотя престарелый но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем»(Кирдяга»)
Вопросы
1.О чем происходившем вы как будто бы не ведали?(Меня выбрали в кошевые… Где мне быть достойну такой чести! Где мне быть кошевым! Да у меня и разуму не хватит к отправлению такой должности Будто уж никого лучшего не нашлось в целом войске»)
2.Старшина подносит вам палицу. Что вы сделаете с ней?( Я по обычаю тотчас же отказался. Старшина поднес в другой раз и потом уже, за третьим разом, взял палицу)
3.Почему Тарас Бульба был рад вашему избранию?(Я был старый его товарищ и бывал с ним в одних и тех же сухопутных и морских походах, деля суровости и труды боевой жизни»).
4. Какое решение вы приняли вместе со всеми после прибытия парома? (Мы «…положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрамление веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, зажечь пожар по деревням и хлебам, пустить далеко о себе славу».)
Желтая дорожка.
Узнай себя: Он «… весь погрузился в очаровательную музыку. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». (Андрий)
Вопросы.
- Что вы чувствовали во время осады города Дубно? (Я «заметно скучал», «…сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце».)
- Как вы узнали о том, что в осажденном городе находится прекрасная полячка? (Ночью ко мне пришла татарка, служанка панночки. Она рассказала, что панночка прислала её ко мне за помощью, потому что хотела спасти от голода свою мать.)
- Вот мешок с белым хлебом. Что вы сделали с ним? (Я схватил мешок одной рукой и выдернул его из под головы Остапа, а затем взвалил его к себе на плечи, добавив к нему мешок с просом и хлебы, и вместе с татаркой через подземный ход прошел в город.)
Красная дорожка.
Узнай себя:
«..это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту , но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде»( Панночка)
Вопросы
1.Перед вами платок , шитый шелками. Покажите, что вы сделали с ним? ( Я схватила его « набросила себе на лицо его, ион в минуту стал весь влажен, и долго сидела, забросив назад свою прекрасную голову» и не снимая его с лица, чтобы Андрий не видел моей сокрушительной грусти»)
2.Что вы ответили Андрию, когда он спросил, что печалит вас? («Стоило мне только махнуть рукой и любой из них, красивейший, прекраснейший лицом и породою, стал бы моим супругом. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца, свирепая судьба моя; а причаровала мое сердце, мимо лучших витязей земли нашей, к чуждому , к врагу нашему»
Третий агон
Задание для розыгрыша дорожек.
Прочитайте наизусть отрывок из «Тараса Бульбы»
Зеленая дорожка
Узнай себя :
«Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан, и не надевая его, побежал туда бегом..» (Янкель)
Вопросы
- Что вы сказали Тарасу Бульбе об Андрии? ( Я сказал, что видел пана Андрия и сначала даже не узнал его. « И наплечники в золоте, и нарукавнички в золоте, и зерцало в золоте, и шапка в золоте, и по поясу золото, и везде золото, и все золото»)
- 2. Как вы объяснили Тарасу, почему его сын надел это одеяние? ( Потому, что лучше, потому и надел… Разве пан не знает, что он по своей воле перешел к ним? У воеводы есть дочка-красавица.. Он для нее и сделал все и перешел»
- 3.Как вы оказались в городе и узнали о переходе Андрия на сторону врагов7 9»Как только услыхал я шум и увидел, что проходят в городские ворота, я схватил на всякий случай с собой нитку жемчуга, потому что в городе есть красавицы и дворянки, а коли есть красавицы и дворянки, сказал я себе, то хоть им и есть нечего, а жемчуг все-таки купят. И как только хорунжего слуги пустили меня, я побежал на воеводин двор продавать жемчуг и расспросил все у служанки-татарки. Будет свадьба сейчас, как только прогонят запорожцев. Пан Андрий обещал прогнать запорожцев»)
- Что сказал вам Андрий? (Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи запорожцам, скажи всем, что отец- теперь не отец мне, брат – теперь не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться.»
Желтая дорожка.
Узнай себя:
«Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела,- так …налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку» (Остап)
Вопросы
1.Где вы взяли этот шелковый шнур и что сделали с ним? (Я «тут же, у его седла, отвязал шелковый шнур, который возил с собою хорунжий для вязания пленных, и его же шнуром его по рукам и ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле»)
2. Как вы отнеслись к предложению козаков поставить вас в куренные? (Я.. «снял шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали меня в атаманы»)
3 Что вы сказали уманцам, когда ляхи отворили городские ворота и приняли «толпившихся, как овец в овчарню, изнуренных и покрытых пылью всадников»?(«Подальше, подальше паны- братья от стен! Не годится близко подходить к ним»)
Красная дорожка
Узнай себя:
«..и навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна - белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»( Тарас Бульба)
Вопросы
- Какие слова не понравились вам и заставили так нахмуриться? (Мне не понравилось, что кошевой предложил прекратить борьбу с ляхами и гнаться за татарином)
- О чем вы напомнили запорожцам? (Я сказал, им, что нельзя забывать о первом, святом законе товарищества, оставлять своих в беде и что я остаюсь один, если все уйдут)
Финал
Задания для розыгрыша дорожек
Участникам предлагается составить краткий рассказ по иллюстрации к произведению.
Зеленая дорожка
Узнай себя
«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки, вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы»(Андрий)
Вопросы
1.Что вы чувствовали в бою? (Я не различал, кто передо мною был, «свои или другие какие… Кудри, кудри… видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев»)
2.Почему пропал ваш гнев? (Я увидел перед собою отца)
3. Что вы ответили на вопрос Тараса Бульбы: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» (Я..»был безответен»)
4.Чье имя вы произнесли перед смертью? («… это было имя прекрасной полячки»)
Желтая дорожка
Узнай себя:
«Батько… что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время..» (Остап)
Вопросы
1.Что вы почувствовали, увидев мертвого Андрия? (Мне стало жалко его, и я предложил предать отцу его земле)
2. Что произошло в этот момент? («Ляхи окрепли, на подмогу им прибыла свежая сила… Мы еще не выехали из лесу, а уж неприятель окружил нас… На меня сначала наскочило шестеро, потом восемеро, накинули на шею аркан»)
3. Какое последнее желание было у вашего героя? (Казалось, как будто стала подаваться…моя сила.. мне захотелось увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил…и утешил меня при кончине.. И упал…я силою и воскликнул в душевной немощи:
-Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»)
Красная дорожка
Узнай себя:
«Согласился гетман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир» («Тот один был Тарас»)
Вопросы
1.»Немного времени спустя, после вероломного поступка под Каневом, вздернута была голова гетьмана на кол вместе со многими из первейших сановников. А так же ТАРАС?( А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег 18 местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова»)
2. Посмотрите на этот предмет. Какую роль он сыграл в вашей жизни? (Это люлька с табаком, которую я выронил, но не захотел оставить ляхам и стал отыскивать в траве. Тем временем и схватили меня ватага.)
В итоге игры –чтение стихотворения «Тарас Бульба»
Тарас Бульба
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда ,где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с бусурманскими псами,
И ветер степной над огнем шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе,
Я знаю – Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю – она в это время текла
В их черных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Константин Симонов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...
Литературная игра "Тяжеловес" по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".
В данной игре все вопросы распределены по степени сложности; каждая команда сама выбирает вопрос, рассчитывая на свои силы; при правильном ответе получает «килограм...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
Сопоставление литературных героев Остап и Андрий, 6 класс Н.В. Гоголь повесть "Тарас Бульба"
Сопоставление литературных героев Остап и Андрий, 6 класс Н.В. Гоголь повесть "Тарас Бульба"...
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Коспект урока....
Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"
Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)" Проводится...
Литературно - музыкальная гостиная по повести Б.Л.Васильева " А зори здесь тихие".
Сценарий для проведения воспитательного мероприяттия ко Дню Победы, тематического мероприятия в рамках гуманитарной недели. Материал рассчитан на один урок. Он включает в себя небольшое пр...