Памятка пишущему сочинение
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Рекомендации учащимся 9 -11 классов при написаниии сочинения по литературному произведению. Пункты плана следует освещать в произвольном порядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_pishushchemu_sochinenie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка пишущему сочинение
1.Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе.
2.Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)?
3.Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?
4.Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.)
5.Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»).
6.В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.
7.Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер).
8.Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?
9.Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?
10.Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос.
Например, тема – «Образ Чацкого».
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого?
б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.
11.Напишите план
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.
в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?
12.Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.
13.Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.
14.Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.
В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка пишущему сочинение
Памятка...
Памятка "Композиция сочинения-рассуждения на линтвистическую тему"
Подготовка к ГИА-2013...
В помощь пишущему сочинение.
Данный материал может оказать помощь учащимся 9 и 11 классов в написании экзаменационного сочинения....
ГИА 2014 "В помощь пишущему сочинение"
Методические материалы по актуальным направлениям обновления содержания образования. Критериальная оценка сочинения....
Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.
Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий....
Памятка к сочинению
Памятка для учащихся к сочинению...
ПАМЯТКА Итоговое сочинение 2016-2017
ПАМЯТКА Итоговое сочинение 2016-2017...