Памятка "Композиция сочинения-рассуждения на линтвистическую тему"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Максимова Наталья Дмитриевна

Подготовка к ГИА-2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya_sochineniya_9_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис

Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)».

Начало предложения может быть таким:

  • Я (полностью) согласен с …
  • Не могу не согласиться с …

Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас;  вводные конструкции: По мнению…, По словам…

 Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: 

  • Попробуем разобраться в смысле этих слов.
  • Попробуем объяснить данное утверждение.
  • Это высказывание я понимаю так.

2. Основная часть.  Пример 1, его роль. Пример 2, его роль.

Включение примеров

  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
  • В подтверждение приведу пример из … предложения текста. .
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

  3. Заключение. Вывод Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Образец использования памятки

         Современный лингвист … считает: «…». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

        Для этого обратимся к … предложению текста…. А в предложении …            

        Таким образом, мы пришли к выводу, что ….

Образец сочинения (по тексту из демоверсии 2014 года)..

           Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Попробуем разобраться в смысле этих слов.
         Для этого обратимся к предложению 44. Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида", которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. А в предложении 1
слово "Танечка" образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. 

          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  (77 слов)

А можно попробовать так:

       "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла", - утверждал К.А.Федин.  Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

        Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, отмечает, что ребята "не величали" её по отчеству, а называли "наша Лёля", возможно, потому, что Колькина мать казалась им молодой и жизнерадостной, близкой по духу.

         Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то  мама оказывалась "судьёй" дома (предложение 15). Используя слово "судья" в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

         Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.

Роль грамматических явлений в тексте.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.
    2. ОБРАЩЕНИЕ
  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела,
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью

Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте  и др.  Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 
    4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
    6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис

Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)».

Начало предложения может быть таким:

  • Я (полностью) согласен с …
  • Не могу не согласиться с …

Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас;  вводные конструкции: По мнению…, По словам…

 Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: 

  • Попробуем разобраться в смысле этих слов.
  • Попробуем объяснить данное утверждение.
  • Это высказывание я понимаю так.

2. Основная часть.  Пример 1, его роль. Пример 2, его роль.

Включение примеров

  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
  • В подтверждение приведу пример из … предложения текста. .
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

  3. Заключение. Вывод Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Образец использования памятки

         Современный лингвист … считает: «…». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

        Для этого обратимся к … предложению текста…. А в предложении …            

        Таким образом, мы пришли к выводу, что ….

Образец сочинения (по тексту из демоверсии 2014 года)..

           Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Попробуем разобраться в смысле этих слов.
         Для этого обратимся к предложению 44. Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида", которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. А в предложении 1
слово "Танечка" образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. 

          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  (77 слов)

А можно попробовать так:

       "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла", - утверждал К.А.Федин.  Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

        Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, отмечает, что ребята "не величали" её по отчеству, а называли "наша Лёля", возможно, потому, что Колькина мать казалась им молодой и жизнерадостной, близкой по духу.

         Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то  мама оказывалась "судьёй" дома (предложение 15). Используя слово "судья" в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.

         Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...
    8
    . СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...
    9
    . СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.
    12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в 9 классе....

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...