Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnye_vozmozhnosti_russkoy_rechi.ppt | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выделяем ключевые слова высказывания: Язык не есть только говор, речь : язык есть образ всего внутреннего человека , всех сил, умственных и нравственных. И. А.Гончаров
Строим тезис. Объясняем смысл высказывания (подбираем синонимичные выражения): Я согласен (согласна) с мнением автора высказывания и считаю, что писатель с помощью различных речевых средств может создать художественный образ в своем произведении, а также раскрыть характеры (внутренний мир) своих героев.
Строим тезис. Даем лингвистический комментарий: Русский язык обладает не только лексическими и синтаксическими, но и грамматическими (морфологическими), словообразовательными и фонетическими средствами создания выразительности речи.
Строим тезис. Задаем вопрос: Какие же художественные средства использует в своем тексте (рассказе) А. Лиханов, для того чтобы создать образ … рассказчика? … и раскрыть авторскую позицию? … донести до читателя идею (главную мысль)? ! (уточняем вопрос после чтения текста)
Знакомимся с текстом для анализа: Какова тема текста? О чем рассказывается? Какова авторская позиция? Ради какой главной мысли написан текст? Найдите ключевые слова (сильные позиции текста), в которых отражена авторская позиция (главная мысль)? Сформулируйте авторскую позицию.
Подбираем материалы для аргументов: Найдите в тексте художественные средства, без которых невозможно передать главную мысль автора. Лексические средства (тропы) Синтаксические средства (фигуры речи)
Тропы МЕТАФОРА Создание оригинального словесного образа. СРАВНЕНИЕ Позволяет более ярко представить предметы или явления. ЭПИТЕТ Позволяет одним словом выразительно охарактеризовать предмет и подчеркнуть его свойства. МЕТОНИМИЯ Прием краткой, емкой, выразительной речи ГИПЕРБОЛА Подчеркивает высокую, предельную степень развития какого-либо признака, явления ЛИТОТА Одновременное употребление гиперболы и литоты резко и сильно подчеркивает создаваемый контраст. ИРОНИЯ Непрямая, скрытая, косвенная насмешка. АЛЛЕГОРИЯ В конкретном художественном образе выражается отвлеченное понятие или идею ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Позволяет создать яркие, выразительные, рельефные образы. ПЕРИФРАЗ(А) Позволяет разнообразить речь, избегать повторений, в то же время придает тексту различные стилистические оттенки. СИНЕКДОХА Подчеркивает одну их частей предмета.
Фигуры речи ИНВЕРСИЯ Слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание СИНТАКСИЧЕСКИЙПАРАЛЛЕЛИЗМ Усиливается сравнение, резко выделяется содержание сопоставляемых частей. АНАФОРА Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность ЭПИФОРА Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность. АНТИТЕЗА Выражение контраста. ГРАДАЦИЯ Выражает нарастание общего впечатления. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Придает речи интонационную экспрессию. ЭЛЛИПСИС Придает высказыванию динамизм, живость. УМОЛЧАНИЕ Передает эмоциональность, взволнованность речи. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Выражает отношение автора к тому или иному предмету. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Привлекает внимание к явлению, проблеме. МНОГОСОЮЗИЕ, БЕССОЮЗИЕ Логическое и интонационное подчеркивание соединяемых союзами членов предложения. Придает тексту динамизм, стремительность
Средства выразительности: Морфологические средства: использование определенных частей речи (А.П. Чехов. Моя «она») Словообразовательные средства: см. оттенки значения морфем, окказионализмы Фонетические средства: аллитерация, ассонанс
Строим аргумент: Языковое явление (термин) Пример (контекст, номер предложения) Общеязыковая роль Роль в конкретном тексте
Аргумент 1 Описывая кобылу Машку , над которой издевался конюх Мирон, рассказчик использует прилагательное «смиренная» (предложение 14) в значении «кроткая, не способная к сопротивлению, безобидная». Этот эпитет используется, чтобы обратить внимание читателя на то, как легко привыкнуть ко злу, не замечать, считать его частью повседневной жизни.
Аргумент 2 Заканчивая рассказ рядом риторических обращений и восклицаний « Ах, дядька Мирон! (43)Пожалел бы ты кого! (44)Может, в этом было твоё спасение!» (предложения 42-44), автор подчеркивает свою мысль о том, что конюх сам виноват в своей гибели, так как жестокость порождает жестокость . Если бы человек не был так безжалостен по отношению к животному, его судьба не сложилась бы так трагично.
Делаем вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что писатель – мастер использует разнообразные художественные средства (тропы и фигуры речи), чтобы создать образы персонажей и рассказчика и донести до читателя идею произведения.
Лабурская Людмила Ивановна 8 9 65 804 63 00 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 laburskaya65@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь пишущему сочинение.
Данный материал может оказать помощь учащимся 9 и 11 классов в написании экзаменационного сочинения....
План выступления по теме «Музыкальные народные инструменты европейской культуры и их озвучивание с помощью выразительных возможностей синтезатора»
Данное выступление было на конкурсе проектно-исследовательской деятельности....
ГИА 2014 "В помощь пишущему сочинение"
Методические материалы по актуальным направлениям обновления содержания образования. Критериальная оценка сочинения....
Лексические изобразительно - выразительные средства русской речи. Подготовка к ОГЭ
Материал будет полезен для подготовке к ОГЭ...
Лексические изобразительно - выразительные средства русской речи. Подготовка к ОГЭ
Материал будет полезен для подготовке к ОГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс
Цели рабочей программы элективного курса по русскому языку в 10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...
Программа внеурочной деятельности "Изобразительные возможности русской речи"
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы в 8 классе, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ, ЕГЭ....