В помощь пишущему сочинение.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Данный материал может оказать помощь учащимся 9 и 11 классов в написании экзаменационного сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_pishushchemu_sochinenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

     В помощь пишущему сочинение.

Основная проблема – это та,        

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция;

В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается)

                    Проблема (чего?) (род. падеж)

                                                     

                                                     

                         Нравственного выбора

                          Экологии

                         Добра и зла и т. д.

Обратите внимание! Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • С удовольствием прочитал…
  • Нельзя остаться равнодушным…
  • К сожалению…
  • К немалому удивлению, узнал, что…
  • Убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…
  • Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
  • Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…
  • Возмущает ( радует, восхищает, огорчает…)
  • Интересно то, как автор…

Аргументами также являются

  • Ссылки на передачи телевидения, радио, кино
  • Имена исторических деятелей
  • прочитанные книги
  • Свидетельства очевидцев
  • Название событий, цитаты, даты
  • Собственные наблюдения
  • Народная мудрость

Авторская позиция может быть выражена чётко, прямо непосредственно

  • В названии текста
  • В отдельных предложениях текста
  • Через ряд аргументов
  • Через риторические ?? и !!!
  • Через порядок слов и лексические повторы
  • Оценочную лексику
  • Через вводные слова и предложения

Обратите внимание! В комментарии не должно быть

  • Пересказа текста или его части
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста
  • Комментариев о действиях героев
  • Общих рассуждений о тексте

Клише (речевые штампы)

  • … в этих словах, по-моему, отражена идея текста
  • Это высказывание точно отражает позицию автора
  • Вот основная идея (мысль) текста
  • Эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию
  • В этом предложении звучит прямая авторская характеристика

Используйте языковые клише

  • Автор считает (утверждает), что…
  • Автор убеждён, что… и подобная уверенность небезосновательна
  • Автору важно убедить читателя в том, что
  • Бесспорно мнение автора о том, что
  • Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
  • Задача автора – убедить читателя в том, что…
  • Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Решая проблему автор приходит к следующему выводу:…

План экзаменационного сочинения.

       I           Вступление. (1 предложение)

II          Основная часть.

  1. Проблема, затронутая автором.
  2. Доказательство того, что вы правильно поняли проблему.
  3. Выразить свою позицию по отношению к данной проблеме.
  4. Привести в пример 2 аргумента – доказательства
  1. Вывод.

                  Примерное сочинение.

   Передо мной размышления Д.Гранина, физика по образованию, писателя по призванию.

   В данной статье объектом раздумий автора является проблема дефицита милосердия в нашей стране. Даниил Гранин прямо заявляет, что милосердие «убывало неслучайно», «во времена раскулачивания, в годы жесточайших репрессий людям не позволяли жалеть» даже детей врагов народа. Милосердие изживалось, потому что оно мешало «жестокости, беззаконию»…

    Убеждённость автора в правоте своих суждений меня восхищает. Разделяя негодование писателя хочу сказать, что я совершенно согласна с ним, что «к теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть» человеческую.

    Когда-то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество и Пасху раздать собранное нищим. Так маленький человек учился не только творить добро, но и радоваться тому, что кого-то он сделал хоть чуть счастливее.  

    А ещё мне вдруг вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Страшная расправа над кулаками. Герой рассказа, видя больных, голодных людей, понимает, что всем помочь он не сможет, если даже весь свой обед и ужин будет отдавать нуждающимся. И он решает найти самого голодного и спасти его. Таким существом оказалась собака, облезлая, больная…

     А ведь если каждый поможет друг другу, мир весь станет добрее и краше.

     Да, статья Д.Гранина – это призыв ко всем людям «лечить глухоту душевную», учить жить, творя добро ближнему.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка пишущему сочинение

Рекомендации учащимся 9 -11 классов при написаниии сочинения по литературному произведению. Пункты плана следует освещать в произвольном порядке....

Помощь к сочинению по литературе

Практические материалы по работе с художественным текстом...

ГИА 2014 "В помощь пишущему сочинение"

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содержания образования. Критериальная оценка сочинения....

Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий....

В помощь девятиклассникам! Сочинение 15.1

Алгоритм написания сочинения 15.1.Этапы написанияДействия на каждом этапе1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые...

В помощь девятиклассникам! Сочинение 15.3

Алгоритм написания сочинения 15.3 и критерии  его оценивания...