Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"
план-конспект (литература) на тему

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью математических методов. Необычная форма заданий активизирует мыслительную деятельность, повышает познавательный интерес, развивает умение применять на практике знания, полученные на разных уроках, учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatury_i_matematiki_po_teme.docx19.34 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc35 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon pril4.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon pril5.doc28 КБ
Microsoft Office document icon pril6.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Мелёшина Вера Владимировна, учитель математики

Куленина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

“У него (Чацкого) была та беспокойная неугомонность,

которая не может выносить диссонанса с окружающим

и должна или сломить его, или сломиться”. (А.Герцен.)

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок-исследование. (Учащиеся делятся на три группы, возможно деление и на шесть групп.)

Оформление и оборудование:

Портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации к драме “Горе от ума”

Задания для учащихся по алгебре: тесты в 8 вариантах.

Задания для учащихся по группам.

На доске – название темы, портрет, эпиграф, таблицы Пифагора.

Зашифрованная фамилия -

Г        Р        И        Б        О        Е        Д        О        В

Цели урока:

Развитие познавательного интереса к обучению.

Применение интеграции в учебном процессе как способа развития критического мышления.

Формирование творческих способностей.

Задачи урока:

Совершенствовать навыки анализа образа в драматическом произведении.

Учить отстаивать свою точку зрения.

Развивать речь учащихся. Работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей.

Учитель литературы.

Л. Леонов в своей книге “Судьба поэта” писал: “Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце народа…”. Одной из таких книг он назвал комедию “Горе от ума”. Сегодня на уроке мы поговорим о главном герое комедии А. А. Чацком. Именно этот персонаж всегда вызывал горячие споры. Критики по-разному оценивали его роль в комедии. Сейчас и нам предстоит вступить в спор. Тема нашего урока “А. А. Чацкий: победитель или побежденный?”. Мы будем исследовать этот непростой вопрос не только привычными для урока литературы художественными средствами, но и с помощью математических методов.

Учитель математики.

Действительно, мы попытаемся с помощью математических методов сделать наши рассуждения более наглядными. Очень многие жизненные ситуации описываются с помощью математических моделей. Так законы физики, биологии, медицины, экономики описываются с помощью функций и дают нам наглядное представление о ходе того или иного процесса. Т.к. сегодня в нашей работе мы будем использовать именно эту математическую модель, то нам необходимо вспомнить определение функции.

Что такое функция?

Вспомнить свойства функций вам поможет тест.

3. Разминка. (Учащиеся выполняют тест). Приложение 1.

4. Проверка теста.

Учитель математики.

Ребята, выполнив тест, вы сможете узнать закодированное слово. Приложение 2.

(В ходе проверки на доске открывается слово Г Р И Б О Е Д О В)

Учитель литературы.

Случайно ли у вас появилась фамилия Грибоедова?

Что вы можете сказать об этом человеке?

Что в жизни Александра Сергеевича удивило вас, заставило задуматься, может быть, просто вызвало восхищение?

Учитель математики.

В самом имени и дате человека закодирована судьба. К. Бальмонт сказал: “…звук не случаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности”.

“Система Пифагора”

Меня это очень заинтересовало, и я, используя древнейшие таблицы Пифагора, основанные на четырех математических действиях, произвела некоторые математические манипуляции с датой рождения и пришла к некоторым выводам. Правда, оговорюсь, сделать это было не просто, т.к. точной даты рождения А. С. Грибоедова не установлено. Я выбрала две даты: общепринятую -

4 января 1795 года и дату, которую он сам часто называл: 4 января 1790 года.

1111        4        77                 111        444        7

2        5                              22        5        

                  999                                      9

Вы видите наличие одних и тех же цифр. Наличие “единиц” указывает на волевой характер. Такие люди не терпят подхалимство, лжи. Малое количество “семерок” указывает на богатое воображение. Такие люди наделены хорошим художественным вкусом, это люди тонкой натуры, но способны на мужественный поступок. Наличие “девяток” указывает на то, что эти люди умны, проявляют невиданные способности в учебе, обладают саркастическим умом, прекрасные собеседники.

Вы видите отсутствие одних и тех же цифр. Это означает полное совпадение качеств, заложенных природой. Отсутствие “троек”. Для таких людей характерны любовь к чистоте, пунктуальность. Мужчины тщательно следят за своим внешним видом. В разговоре используют афоризмы, пословицы и поговорки.

Отсутствие “шестерок”. Такие люди обладают средним здоровьем, им показаны занятия физкультурой.

Отсутствие “восьмерок” означает, что такие люди предпочитают независимость, не желают быть кому-то обязанными, могут поступать благородно по отношению к людям, которые им помогали.

Вот кратко то, что было, как говорят, назначено судьбой.

“Все вещи можно представить в виде чисел” - говорил греческий философ Пифагор. Имя и его носитель связаны и влияют друг на друга. При помощи таблицы я вычислила числовое значение имени Александра Грибоедова. Оно равно “8”.

По принятой нумерологии, этому числу соответствует планета Уран. Эти люди не любят ничего поверхностного, предпочитая во всем порядок. Всего добиваются своими силами, очень трудолюбивы и настойчивы в достижении своих целей. Редко оказываются в подчиненном положении.

Как видите имя внесло свои коррективы в жизнь Грибоедова, но не настолько сильно, чтобы вызвать глобальные противоречия в судьбе.

И последнее: существует мнение, что инициалы человека говорят об его определенных чертах характера.

А – сила, власть.

С – частые депрессии, угнетенность.

Г – таинственность.

Учитель литературы.

Ребята, тема нашего урока “А.А.Чацкий: победитель или побежденный?” Почему мы вдруг заговорили об авторе? Потому что нельзя изучать произведения отдельно от его создателя, ведь них отражается мировоззрение автора.

Странно, что до сих пор мы не прочитали эпиграф. Вдумайтесь в него, подходит он к теме нашего урока? Почему? (учащиеся должны обосновать свою точку зрения)

Итак, к вам А. А.Чацкий.

Учащиеся читают монологи: первый “Чуть свет – уж на ногах!”, второй “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!”

Из каких действий комедии взяты монологи? Что произошло за это время с героем?

Согласны ли вы с тем, как они прочитаны?

Всего сутки пробыл Чацкий в доме Фамусова, получил свой “мильон терзаний” и уезжает.

Сломила ли его сила невежества и косности или ему удалось ее сломить?

5. Задания группам.

Учитель литературы.

Сейчас вы начнете работать над этим вопросом. Первая группа аналитиков исследует, как менялось настроение, эмоциональное состояние героя в комедии; вторая – как развивается любовная интрига; третья - мировоззрение героя. Приложение 3.

Учитель математики.

В каждой группе есть любители математики. Для вас задание специфическое. Используя рассуждения и выводы своих товарищей, постройте графики по следующим параметрам:

1 группа покажет на графике, как изменяется эмоциональное состояние героя, его настроение

начиная с первого действия и заканчивая последним действием.

2 группа отразит на графике как развивается любовная интрига Чацкого к Софье.

3 группа попытается отобразить с помощью графика верность своим взглядам главного героя, его мировоззрение. Как оно изменяется от действия к действию.

(Идет работа в группах)

6. Обсуждение заданий.

Учитель литературы.

(Учащиеся высказывают свои мнения, при этом могут использовать текст комедии и прилагаемую лексику урока.) Приложение 4.

Учитель математики.

(Учащиеся описывают, получившиеся графики в ходе рассуждений.) Приложение 5.

При наличии времени можно провести сравнительный анализ получившихся графиков с теми, которые подготовили учителя.

7. Заключение.

Кто же Чацкий?…(Учащиеся могут использовать при ответе карточку-информатор)

Приложение 6.

Обобщение по теме учителей с использованием цитат критиков о Чацком.

8. Эпилог.

Учитель литературы.

При любой идейной трактовке финала комедии, вне зависимости от того, как вы ответите на вопрос: победитель Чацкий или побежденный? - мир Фамусовых, который противостоит герою, оказывается побежден.

Учитель математики.

Одним Чацким? Разве один в поле воин?

Учитель литературы.

Мир этот побежден собственной косностью, пошлостью, ведь если пороки не исправлять, то они накапливаются и неизбежно ведут к саморазрушению.

Учитель математики.

Даже если этот мир сломал человека, посмевшего быть не таким, как все?

Учитель литературы.

Даже если это так - тем страшнее болезнь этого мира и тем гибельнее ее последствия.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение – эпилог к комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” “Судьба Чацкого”.

Литература.

А.С.Грибоедов “Горе от ума”

И.А.Гончаров “Мильон терзаний”

О.М.Сомов “Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию “Горе от ума” и о характере Чацкого”

Л.И.Герцен “Еще раз о Базарове”

В.Мещеряков “Жизнь и деяния Александра Грибоедова”

А. Хигир “Имя и день ангела”

С.Каратов “Вы и ваши звезды”

А.Г.Мордкович “Алгебра 9”



Предварительный просмотр:

        

Приложение 1.

Примерный вариант теста (всего 8 вариантов)

ЗАДАНИЕ 1.

Группа 1

ВАРИАНТ  №5.

1.

Укажите, какая из фигур, изображенных на рисунке, является графическим заданием функции?

                      у

                       1

                       0    1                 х

                      у

                          0                   х

                  У

                       0                    х

А

Б

В

2.

у

                         4

                         0      1             х                        

Среди предложенных ответов найдите верное  аналитическое задание графика функции.

А.       у = 3х2 +4

Б.      у =  -3х 2 + 4

В.      у = - (х + 4)2

3.

Укажите область определения функции: у =х3 - 3.

А.   (-, + )

Б      х 0

В      х0

4

Выясните, какая из заданных функций является убывающей?

А     у =  х3 

Б           у =  х2,  х0

В     у = - 3х

5.

Укажите наименьшее значение функции, график которой изображен во втором пункте теста:

А.   у = 0

Б.    у = 4

В.   не существует

ВЫБОР ОТВЕТА.

 

Если ваш код

А

В

Б

В

В

, то выберите букву

Ч

                             

Если ваш код

А

Б

А

В

В

, то выберите букву

О

Если ваш код

Б

Б

Б

А

А

, то выберите букву

Я

        -  -



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Ответ на тестовое задание 1, в результате которого на доске открывается слово «ГРИБОЕДОВ»

ВАРИАНТА

код

Буква

1

А

А

Б

Б

В

Г

2

Б

А

А

А

Б

Р

3

Б

А

Б

Б

А

И

4

В

В

Б

А

Б

Б

5

А

Б

А

В

В

О

6

А

В

В

Б

В

Е

7

Б

Б

А

Б

А

Д

8

А

Б

А

В

В

В



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

ЗАДАНИЕ 2.

Группа 1.

Эмоциональное состояние героя (настроение).

  1. 1.Внимательно перечитайте следующие сцены комедии «Горе от ума»:

Д.1, явл.7 «Чуть свет- уж на ногах!»;

Д.2. явл.7,8,9 (реплики Чацкого);

Д.3. явл.1,2,22;

Д.4.явл. 3,10, 14

  1. 1.   Какие события влияют на эмоциональное состояние героя: что его огорчает, радует, вызывает недоумение, досаду в каждом действии.

   2.   Как меняется интонация стихов-реплик персонажа? Какие изобразительные средства   использует автор, чтобы передать настроение героя.

  3.  Сделайте вывод: изменилось ли настроение героя, как и почему?

          III.    Показать на графике, как изменяется эмоциональное состояние героя, его настроение,

начиная с первого действия и заканчивая последним действием.

ЗАДАНИЕ 2.

Группа 2.

Переживание любовного чувства

  1. Внимательно прочитайте и проанализируйте следующие сцены комедии:

Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»

Д.2,явл.8

Д.3. явл.1

Д.4 явл10, 13, 14.

  1. 1.   Как развивается любовная интрига в пьесе? Какова роль Чацкого в ее развитии?

2.   Каким предстает герой в своем чувстве к Софье? Как от действия к действию меняется  интонация стихов- реплик Чацкого, посвященных этому чувству?

  1. Как происходит прозрение героя? Что его огорчает: знание того, что он отвергнут или того, из-за кого он отвергнут?

  4.    Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.

     III.    Отобразите на графике как развивается любовная интрига Чацкого к Софье.

ЗАДАНИЕ 2.

Группа 3.

Мировоззрение героя.

  1. 1. Проанализируйте следующие сцены комедии:

                     Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

                     Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..»,  явл 4«А судьи кто?...»

                     Д.3 явл 3,5,6,8, 22

                     Д.4 явл 4

  1. 1.   Что в личности и взглядах героя предопределило его столкновение с Фамусовым и его гостями?

2. К кому обращены монологи Чацкого? К Фамусову, к его гостям, к читателям?

   3.   Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? Чем объясняется эта эволюция?

   4.   Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?

  1. Попытайтесь отобразить с помощью графика верность своим взглядам главного героя, его мировоззрение.  Проследите, как оно изменяется от действия к действию.


Предварительный просмотр:

Приложение 4.

ЛЕКСИКА УРОКА

Радостный                                         Страдание

Пылкий                                               Ревность

Тверд в своих убеждениях               Ирония

Обманутые чувства                           Непонимание со стороны окружающих

Мечтательность                                 Одиночество в толпе невежества и косности

Досада                                                Эмоциональная подавленность

Недоумение                                       Утрата иллюзий

Слеп в своих чувствах                      Оскорбленный

Разгневанный                                    Прозрение



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Верность своим взглядам

                                                                                     

3,5

3    -

2,5

2    -

1,5

1    -

0,5

0

                    I              II             III           IV

                                                            действия

Любовь

     

3,5

3    -

2,5  

2    -

1,5

1    -

0,5

0

I              II             III           IV                                                                    

                                                   действия

Эмоциональное состояние героя

3,5

3    -

2,5

2    -

1,5

1    -

0,5

0

I              II             III           IV                                                            

                                                   действия

(работы учащихся)

Верность своим взглядам

3,5

3     -

2,5

2     -

1,5

1     -

0,5

0

                    I              II             III           IV

                                                        действия      

Любовь

3,5

3     -

2,5

2     -

1,5

1     -

0,5

0

                    I              II             III           IV                                                                 действия      

Эмоциональное состояние героя

           

3,5                    

3     -

2,5

2     -

1,5

1     -

0,5

0

                    I              II             III           IV                                                            действия      

(для сравнения : работы учителей)



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Прочитайте высказывания о Чацком русских писателей и критиков.

Вспомните оценки, данные Чацкому Белинским и Гончаровым и другими критиками.

Кто из критиков, объяснявших героя, вам особенно близок? Выработайте свою точку зрения на вопрос, победитель или побежденный Чацкий, или примите мнения кого-либо из критиков. Обоснуйте свой ответ.

 «Г Грибоедов, сколько мог я постигнуть цель его, вовсе не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное: зрело судя об искусстве драматическом, он знал, что существа заоблачные, образцы совершенства, нравятся нам как мечты воображения, но не оставляют в нас впечатлений долговременных и не привязывают нас к себе. <...> Для сего он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две, и обе почти неразлучны с предполагаемым его возрастом и убеждением в преимуществе своем перед другими. Эти слабости заносчивость и нетерпимость. Чацкий сам очень хорошо понимает <...>, что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда пороки и предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вырывается у него потоком слов, колких, но справедливых. Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце, и ему как будто бы стало легче. Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительною верностию».

О. М. Сомов. Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого. 1825

«Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак ушного человека с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.»

А С. Пушкин — А. А. Бестужеву, январь 1825 г.

«Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста это в Чацком.

В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли каменные решетки. Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу, и если он уцелел 14 декабря, то наверно не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом <...>. У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

А. И. Герцен. Еще раз Базаров. 1869

«Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участия», то брызнул сам на заглохшую почву живой водо й- увезя с собой «милъон терзаний, этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а еще более от оскорбленного чувства »

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. »

И.А.Гончаров. Мильон терзаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Конспект урока. Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".

Данный урок создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов "Жестокие игры". Урок позволяет сформировать общие этико-правовые знания ...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Интегрированный урок литературы и математики 7 кл

Интегрированный урок литературы и математики 7 кл...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....