Конспект урока. Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов "Жестокие игры". Урок позволяет сформировать общие этико-правовые знания и выявить нравственные позиции учащихся, продолжить работу по развитию диалогической речи, пополнить этико-правовой словарь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы читали и анализировали фрагмент из повести Льва Николаевича Толстого «Детство», повесть В. Железникова «Чучело», рассказ В. Распутина «Уроки французского». И сегодня мы подумаем, почему фрагменты из этих произведений объединены в разделе «Жестокие игры». Какие поступки совершают герои литературных произведений и каковы последствия этих поступков?
-Кто главные герои всех этих отрывков? (Дети)
Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого и жестокого не хочется верить, что он когда-то был ребенком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства? (Любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, притворства, он чист душой)
-А можно ли слово счастливое детство заменить словами безоблачное, беззаботное, беспроблемное? (ответы учащихся)
Да, действительно, и в детстве есть свои проблемы. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы.
- В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях? (Л. Н. Толстой «Детство» - 30-е гг. 19 в.; В. Распутин «Уроки французского» - после Великой Отечественной войны, сер. 20 в.; В. Железников «Чучело» - 70-е гг. 20 в.)
- Похожи ли конфликтные ситуации, описанные в изучаемых фрагментах? (Группа подростков обижает, унижает, избивает одного)
- Почему дети так поступают?
- Имеют ли они такое право?
Учитель права:
- Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать?
- Какие группы прав человека вам известны?
- Когда человек получает свои первые права?
- А должны ли права человека быть закреплены законом?
- Какие законы о правах человека вы знаете? Обращаемся к учебнику «Ваши права». Чтение статей 1, 2, 5 и выявление ключевых слов и словосочетаний.
- Аналитическая работа с текстом повести Л. Толстого «Детство».
Учитель литературы.
- Чтобы проследить, какие права нарушены, вспомним причину конфликтной ситуации в главе «Ивины» из повести Л. Н. Толстого. (несколько мальчиков издеваются и насмехаются над одним)
- Как можно распределить роли в группе мальчиков: вожак, жертва, преследователи
- Можно ли назвать Сережу настоящим вожаком?
- Какова реакция участников на все случившееся?
- Почему мальчики так относятся к Илиньке?
- Как переосмысливает случившееся взрослый Иртеньев?
- Обратитесь к карточке «жертва». Как использован прием антитезы?
Учитель права демонстрирует таблицу.
ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ
Права и свободы | «Детство» («Ивины» | «Уроки французского» | «Чучело» |
| |||
| |||
|
- Аналитическая работа с текстом повести В. Железникова «Чучело»
Учитель литературы.
- Объясните заглавие. Можно ли подобрать другое? («Жестокость»)
- Почему так жестоко относятся к Лене и ее дедушке одноклассники? ( Антитеза: Лена, дедушка – одноклассники. Перекличка со сказкой «Мальчик-звезда» О. Уайлда)
- Как можно распределить роли в этой группе ребят? (Вожак-жертва-преследователь)
- Какую страницу повести вы считаете самой сильной? (Сожжение чучела)
- Прочитайте по карточке, что такое аутодафе. (Аутодафе – публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговорам инквизиции в средние века)
- Как к этому относится Лена и ее преследователи? Как вы понимаете слова Лены: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке – совсем другим»?
- Было ли сожжение чучела внезапным порывом со стороны ребят?
- Повесть заканчивается тем, что Лена и ее дедушка уезжают из города их предков. Почему? Ведь правда оказалась на стороне Лены?
- Каким вы представляете будущее этих ребят? Изменятся ли они или останутся такими же?
- Узнаем ли мы в конце повести о причине их жестокости? Оправдывает ли это их?
Учитель права.
Работа с таблицей.
- Аналитическая работа с текстом В. Распутина «Уроки французского»
Учитель литературы.
- Как вы понимаете смысл названия?
- Как иначе можно назвать?
- Распределите роли в эпизоде драки мальчишек: вожак-жертва-преследователи.
- Можно ли назвать эту драку честным поединком?
- Какое неписаное правило сработало в драке? (Лежачего не бьют)
- Из-за чего больше переживал главный герой – из-за физической или душевной раны?
Учитель права.
Работа с таблицей.
- Выводы.
В любой ситуации надо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим, не нарушат ли они права других людей.
-Как сейчас вы оцениваете эти события?
6. Домашнее задание. Письменно ответьте на вопросы: «А были в вашей жизни, в классе подобные ситуации? Какие чувства вы испытывали?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"
Привитие интереса к математике, истории литературе.2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека...
Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»
Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком. ...
Конспект интегрированного урока информатики и литературы для 8 класса на тему: "Необычное поздравление (акростих)"
Интегрированный урок - информатика и литература Тема: НЕОБЫЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ (АКРОСТИХ)ЦЕЛИ:Образовательные: - познакомить учащихся с жанром акростиха-продолжить обучение навыкам написания творч...
Интегрированный урок литературы в 7 классе "Жестокие игры: поступок и его последствия"
На уроке учащиеся учатся сравнительно-сопоставительному анализу фрагментов, получают этико-правовые знания, пополняют этико-правовой словарь, высказывают свою нравственную позицию...
- Мне нравится (1)