Интегрированный урок литературы и математики 7 кл
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Интегрированный урок литературы и математики 7 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и литературы в 7 классе.

Графическое решение уравнений и И.А.Крылов. Избранные басни.  

Учитель математики Помыткина С.М. (слайд №1)

Цели:

Образовательная:

 1.Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и баснях И. А. Крылова с помощью работы с различными источниками информации.

 2.Обобщение знаний учащихся о графиках, графическом решении уравнений; закрепление навыка  решения уравнений графическим способом.

Развивающая: 

Развитие познавательного интереса ,логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная:

Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, выставка книг баснописца, рисунков учащихся к басням И.А.Крылова. (слайд №2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Объявление цели урока.

Учитель литературы. Сегодня необычный урок Жизнь и творчество И.А. Крылова. С творчеством великого русского баснописца мы знакомимся еще в раннем детстве, его басни - это первое, что рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений  Ивана Андреевича. С этого года мы будем подробнее раскрывать странички жизни любимого баснописца. В 5 классе мы подробно поговорили о детских годах  Крылова, о его учебе , и, конечно, раскрыли особенности его басен.   Для этого класс был заранее разделен на 3 группы: одна готовила информацию о детстве баснописца, вторая - о годах учебы, а третья, - о баснях (информацию ребята искали самостоятельно из различных источников, затем совместно с учителем все систематизировалось). Выступление каждой группы иллюстрируется на  доске слайдами.

   Как же связано творчество Крылова с математикой?

Учитель математики. Хорошо известно, что математику и литературу Иван Андреевич Крылов учил самостоятельно. Обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, Крылов стал одним из самых просвещенных и образованных людей своего времени.

 Мы с Вами знаем, что Крылов  любил путешествовать. Вычислите, какое расстояние преодолел баснописец, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Москву. (Слайд №3 -задача).

Задача № 1. Из Петербурга в Москву выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 713 верст. Какое расстояние преодолел экипаж?

Ответ: 1769. Как связано это число с И.А. Крыловым? Год рождения. А какого числа?

Учитель литературы. Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу  Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики.  Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе. Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям - в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем. В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 - 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 — Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 — Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию.

16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»"). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова - по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.( слайд№4,5,6,7)

Учитель математики:

Я предлагаю  решить по одному уравнению и доказать , что и мы тоже можем упорно заниматься математикой и получать твердые знания.

№ 2 . Решите графически уравнение:

       Х2=х+2                        х2=-х+2      

   ( представитель каждого варианта решает у доски)  

Ответы: 1,2-количество написанных басен 1806 и 1809г.( слайд №8)

№ 3.  Укажите для каждого графика соответствующую ему функцию. (Проверка по слайду)

 Ответы: 1812г.- год написания басни «Волк на псарне»( слайд №9,10,11,12)

Учитель литературы: Физминутка.  Инсценирование  басни «Зеркало и обезьяна».

Учитель математики: А сейчас вам предстоит поработать в парах. Необходимо расшифровать строки басни И.А. Крылова. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу. Учащиеся все вместе решают примеры, находят ответ и соответствующую ему букву.

№4.Найдите значение функции у = - 2х + 8, если:

  1. х=0      2) х=2    3) х=-1,5     4) х=3    5) х=-2,5     6) х=6     7) х=4     8) х=-4,5

 9)х=10     10) х= 3,5       11) х=7  

Ответ: Зашифрованы строчки  И.А. Крылова:" А воз и ныне там ".(слайд №13,14)

Учитель литературы. Мы учили наизусть  басни А.И.Крылова

Выступление  учащихся: прочитать отрывок из басни " Ворона и лисица ".

(слайд №17)

Учитель математики: Найдите точки пересечения графиков, абсциссы точек пересечения расположите в порядке убывания.

1) у=х+2   и  у=-2х+3

2)у=4         и   у=2х

3) у=х2        и     у=-х2

Ответ: (0;0), (2;4), (0;0)  .   200. Всего 200 басен было написано И.А. Крыловым.(слайд №18)

Учитель литературы. В баснях отразилась глубокая любовь баснописца к простому народу, неиссякаемая вера Крылова в победу разума, добра и справедливости.(слайд №19)

Учитель математики: Мы начали урок с того, что Крылов изучал математику самостоятельно, став взрослым, он не перестал проявлять интереса к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём.

Итог урока:

  1. Выставление оценок (слайд №20)
  2.  рефлексия урока.  (Предложить детям отразить свое отношение к уроку на карточке с изображением мимики лица. Если понравился урок, поставить «плюс», где на лице «радость». Если не понравился урок, поставить «плюс», где «грустное лицо».

Задание на дом:  №999(а,б) ,1002(а,б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Интегрированный урок по теме "Математика и литература. Бородино"

Данную разработка может быть использована студентами физико -математических факультетов педагогических учебных заведений и учителями математики 5 классов. Материал содержит задачи, придуманные обучающ...