Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное»
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме
Анализ стихотворения М.Цвтаевой "Август - астры" , основанный на принципах метапредметности. Формирование фундаментальных понятий "простое - сложное" с притменением технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fundamentalnyh_ponyatiy_metapredmetnosti_prostoe_i_slozhnoe.doc | 734 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное»
Тема урока: «М. Цветаева. «Август - астры». Путь от слова к смыслу».
Имя урока: «Всё так просто, но сложно...» (А. Де Сент - Экзюпери)
Тип урока: Анализ художественного текста.
Фундаментальные понятия: Простое и сложное.
Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и сверстниками
Познавательные универсальные действия:
- построение логической цепи рассуждений
- умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Коммуникативные действия:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:
- технология развития критического мышления
- приемы сворачивания информации: графический организатор (кластер)
Метаумения:
- умение видеть невысказанные позиции.
- Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста;
- определить, как с помощью языковых средств раскрывается мысль писателя в художественном тексте;
- исследовать внутренние ресурсы слова;
- совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии.
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, логику;
- развивать умение сопоставлять, сравнивать,
- развивать интерес к родному слову, к русской литературе;
- совершенствовать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.
Воспитательные:
- показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;
- воспитывать толерантность.
Оборудование к уроку: раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока
I фаза урока: ВЫЗОВ
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.
Деятельность учителя:
- Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.
- Мотивация для дальнейшей работы.
Приёмы и методы:
- проблемный вопрос, сформулированная проблема.
- Запись темы урока: «М.Цветаева. «Август- астры» . Путь от слова к смыслу»
Работа с эпиграфом: «Всё так просто, но сложно … (для взрослых...)» |из А. Де Сент- Экзюпери|
- Знакомо ли вам это высказывание?
- О чём мог говорить Маленький принц?
- Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?
- Не задумывались ли вы над тем, что, разбирая произведения от простых вопросов к итоговым обобщениям, в конце пути мы приходим совсем к другому произведению, о котором сам автор никогда не помышлял. Иными словами, иногда литературный текст следует воспринимать сразу не как нечто простое и упорядоченное, которое возможно понять постепенно, поэтапно, а как бесконечно сложное, многослойное явление, требующее одномоментного понимания.
- Всегда ли это возможно?
- Что нужно для такого понимания?
Проблема: даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление.
- "...вы должны удерживать в памяти целый воз фактов – не в компьютере, а в голове! – чтобы вас вдруг осенила интересная идея", - говорил Д.Уотсон
- Так ли это? Убедимся сами.
II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ)
Непосредственный контакт с новой информацией.
Деятельность учителя:
- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
- Постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.
Приёмы и методы: составление кластера.
Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!
- О чём стихотворение?
- Слово в цветаевском тексте «живет» в неразрывном смысловом единстве с другими словами, «обрастая» новыми смыслами, обусловленными поэтическим мировосприятием автора. Эти смыслы проявляются не только в ближайшем словесном окружении, но и в контексте всего произведения — и шире — всего творчества М. И. Цветаевой, поскольку слово «концентрирует в себе личностные ценности, становится символом мировосприятия автора»
Составление кластера.
(выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди).
- Найдите ключевое слово. (Август)
- Что скрывается за словом август? (Это название последнего, самого щедрого, плодородного месяца года –лета. И так звали знаменитого римского императора.)
Что говорится об августе? («Август –астры»)
- Где растут эти цветы? Когда расцветают?
-С чем ассоциируется слово «астра»? От земли взгляд скользит к небу. А на небе – звёзды. «Август – звёзды».
-Каково пространство стихотворения? (Всеохватность пространства) Мы идём от простого – к сложному.
Читаем третью строчку. Что ещё говорится об августе? Выписываем это слово. Составляем кластер.
-Каков виноград на вкус? (сладкий)
– Какова на вкус рябина? (горькая)
- Только ли вкусовые ощущения стоят за словами «горькая», «сладкий»? ( фразеологизмы «Жизнь горька», «Не жизнь – а сахар»)
- За этими эпитетами открывается многосложное восприятие жизни. От простого мы пришли к сложному. В стихотворении говорится о всеохватности человеческих чувств, переживаний.
От простого – к сложному.
Что скрывается за словом «яблоко»? Вспомним литературные произведения, где оно нам встречалось. ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках» и другие, мифы Древней Греции (яблоки Гесперид), фразеологизмы).
- Лексема яблоко (лексема- слово во всей совокупности его лексических значений) содержит в себе множество смыслов и сакральных значений. Оно может означать знание, мудрость; может быть символом плодородия, любви, радости, может означать обожествление и роскошь, но, вместе с тем - обманчивость и смерть.
- Какие эпитеты подобрала Марина Цветаева к этому слову? Составляем кластер.
- Что скрывается за каждым эпитетом? Идёт работа в микрогруппах. Ребята высказывают сои предположения,обсуждают их, делают записи. Затем озвучивают свои предполоржения. В результате приходим к общему выводу, что яблоко, ка жизнь может быть полновесным,благосклонным, но и очень неверным. Об этом говорит эпитет «имперским», подкреплённый сравнительным оборотом «как дитя играешь…» Вновь возникает реминисценция с императором августом и капризным непостоянством жизни. Стихотворение дополняется новыми смыслами.
- Какой эпитет подобран к слову рябина? («ржавая)
- Почему ? (Обсуждение в микрогруппах, записи в тетради. Озвучивание своих предположений)
- Ржавая – значит ещё не спелая, расцвет – зрелость ещё впереди.
- Есть ли в стихотворении лирический герой?
-Каков, по-вашему, возраст героини стихотворения?
-От жизни природы мы незаметно перешли к человеку, к его чувствам, и к самому сложному – к сердечным переживаниям. «Август – сердце».
-Эту нашу догадку подтверждает эпитет «поздние». Составим кластер.
- Август – месяц звёздных ливней. Что такое «звёздные ливни»? Какие приметы связаны с прохождением нашей планеты через метеоритный поток?
- Зачем автор употребляет лексический повтор «звёздные ливни»? Какую мысль он подчёркивает? В чем хочет убедить себя и читателя? (Обсуждение в микрогруппах, затем – общее)
III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ
- Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Деятельность учителя:
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Выход на рефлексию и на конечный “продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата:
Приёмы и методы:
- Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания
- Обратимся к проблеме, сформулированной в начале урока:
«Даже простой, на первый взгляд, текст – бесконечно сложное, многослойное явление».
- Удалось ли нам доказать данное утверждение?
- Является ли тема «Простое – сложное» общей или это частная тема?
Домашнее задание: Собственная интерпретация стихотворения.
Это всё легко и просто. Быть ВСЕМ СРАЗУ – вот, что сложно.
Ты представь, что ты – ВСЁ СРАЗУ:
Ты плохой и ты хороший.
Ты собака, ты машина, кошка, папа...
Ты – ВЕСЬ МИР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Фундаментальные понятия алгебры" для 10 класса
Программа расчитана на 35ч. Содержит: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, возможные критерии оценки, методические рекомендац...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
Изомерия - фундаментальное понятие в органической химии
Химия Презентация...
Познавательная активность, как фундаментальное понятие
Познавательная активность, как фундаментальное понятие...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...
Практическая работа «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы»
Практическая работа с дистанционных курсов по астрономии...
Стиль жизни и социальный интерес как фундаментальные понятия индивидуальной психологии Альфреда Адлера
я рассмотрю только два важных аспекта индивидуальной психологии Адлера: стиль жизни и социальный интерес...