Стиль жизни и социальный интерес как фундаментальные понятия индивидуальной психологии Альфреда Адлера
статья
я рассмотрю только два важных аспекта индивидуальной психологии Адлера: стиль жизни и социальный интерес
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стиль жизни и социальный интерес как фундаментальные понятия индивидуальной психологии Альфреда Адлера
Альфред Адлер – выдающийся психолог, психиатр и мыслитель, живший на рубеже 19 и 20 веков в Австрии. Сложное болезненное детство, динамичный жизненный путь, неоднозначные отношения с окружающими помогли ему создать невероятно интересную и, на мой взгляд, очень правильную концепцию личности.
Основной целью Адлера было познание природы человека, именно этому он посвятил свою жизнь и свои идеи. Индивидуальная психология Адлера пропитана любовью к человеку, и потому она мне особенно близка. Адлер большое внимание уделяет детскому возрасту, который считает определяющим всю последующую жизнь индивидуумов. Здесь его теория тесно соприкасается с науками, изучающими ребенка и процесс воспитания.
По мнению Адлера, человека можно рассматривать лишь как единое целое – нельзя изучать психические процессы и свойства, проявления жизненной активности, а тем более делать далеко идущие выводы, без соотношения со всей личностью данного индивида. Также нужно помнить, что личность беспрерывно движется к цели и обладает творческой силой, влияющей на каждую грань жизненного опыта.
Однако сейчас я рассмотрю только два важных аспекта индивидуальной психологии Адлера: стиль жизни и социальный интерес. На мой взгляд, именно они наиболее тесно связаны с наукой педагогическая психология.
Понятия стиля жизни Адлер вводит для обозначения уникальной совокупности привычек, черт, образа поведения каждого индивидуума. Именно стилем жизни определяются цели, которых человек хочет достичь и способы, которые он для этого использует. Вся психическая жизнь и аспекты поведения подчиняется стилю жизни и образует с ним единое целое. По мнению автора, стиль жизни формируется в 4-5 лет и остается такими навсегда. Фундаментальные цели и задачи также не меняются на протяжении жизни.
Адлер полагает, что людей может возмутить его убеждение в неизменности жизненных установок, ведь опыт, приобретаемый человеком, должен влиять на него. Однако автор объясняет это постоянство тем, что человек неосознанно относится к любому опыту избирательно, истолковывает его по-разному: «…человеческая личность использует весь свой жизненный опыт с одной целью. При ближайшем рассмотрении оказывается, что этот опыт должен совпадать с ее стилем жизни, укладываться в мозаику ее жизненных установок». [2, с. 10]
Я уже говорила о том, что человек, в понимании Адлера, является единым целым. Но Адлер идет дальше и предлагает рассматривать человека как часть большой системы – общества: «если мы вспомним, как продолжительно взросление ребенка, это подтвердит нам, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей защиту». [2, с. 29]
Адлер пишет, что суть человеческой природы можно познать только через понимание социальных отношений. И здесь возникает еще одно важное понятие - социальный интерес, то есть чувство эмпатии по отношению к обществу, которое побуждает человека вступать в социальные связи. Л. Хьелл и Д. Зиглер дают следующее определение социального интереса: «Чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы». [1, с. 174]
Социальный интерес является врожденным качеством любого человека, но он нуждается в осознанном развитии посредством окружения и, в первую очередь, общения с матерью и отцом. Так же как и в случае стиля жизни, сенситивным периодом для формирования социального интереса является раннее детство. Матери необходимо воспитывать в ребенке такие навыки как сотрудничество и установление отношений. Поведение матери, то, насколько она заботлива к своей семье и остальным людям, закладывает в ребенка модель поведения и формирует его собственный социальный интерес.
Адлер уверен, что конфликт человека и общества неестественен, но в противовес социальному интересу, который он считает критерием психического здоровья и зрелости, ставит эгоистический интерес – обратное понятие, безразличие к общественным отношениям и сосредоточенность на своем собственном благополучии.
Я предлагаю взглянуть на наше общество: все ли люди обладают высоким социальным интересом и правильным, успешным стилем жизни? К сожалению, ответ очевиден – далеко не все. Адлер предложил немного грубую, но достойную внимания классификацию, основывающуюся на двух, описанных выше аспектах. Три из четырех типов обладают незначительным социальным интересом, направлены исключительно на себя. Управляющий тип характеризуется установкой превосходства над внешним миром, враждебностью и антисоциальным поведением; берущий тип не причиняет страдания другим, однако паразитирует на окружающих и старается получить как можно больше; третий тип – избегающий, он уходит от всех проблем и ни к чему не стремится в жизни. Только один тип - социально-полезный - является зрелым и социально ориентированным. Такие люди воспринимают основные жизненные задачи как социальные проблемы и решают их посредством сотрудничества и взаимопомощи.
Адлер утверждает, что человек, совершающий одну и ту же ошибку раз за разом, с большой вероятностью свалит вину за нее на воспитание или образование. Он хочет снять с себя ответственность за свои ошибки. И правда, большинство образованных людей, даже не будучи знакомыми с индивидуальной психологией, полагают, что то, каким станет человек, закладывается в детстве; а Адлер это еще раз подтверждает. К сожалению, дети очень часто подвергаются неправильному воспитанию со стороны родителей или педагогов, что формирует у них низкий социальный интерес и дефектный стиль жизни. Именно вследствие этого человек будет раз за разом совершать одни ошибки, не в силах избавиться от этого.
В своей работе Адлер сосредотачивает внимание на детстве пациентов, так как, по его мнению, с детского возраста практически никаких изменений не происходит, но у ребенка проще увидеть и истолковать определенные черты: «Ознакомившись с самыми яркими воспоминаниями детства пациента и зная, как правильно истолковать эти воспоминания, мы можем точно воссоздать нынешнюю структуру его характера». [2, с. 7]
Чтобы изменить модель поведения взрослого человека, приходится досконально изучать опыт его детства. Изучение первых лет жизни человека – это стержень индивидуальной психологии.
В своей книге «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер приводит множество примеров работы с пациентами в индивидуальном подходе. Он рассказывает о мужчине, который доводит свои отношения с девушкой до разрыва, после чего начинает «разваливаться в нервных приступах». В результате Адлер выясняет, что герой был единственным сыном овдовевшей матери, с которой у него постоянно происходила «борьба». В итоге чувство неполноценности и стремление к превосходству (два важных понятия в индивидуальной психологии) заставили его добиться разрыва с невестой, это казалось ему победой над существом женского пола. [3, с. 17] Приведенная мной история иллюстрирует то, как детство определяет наш будущий стиль жизни.
Люди общаются друг с другом как с чужаками, утверждает Адлер. Родители не понимают детей, а дети – родителей. Основа любых отношений – понимание другого человека: чтобы сформировать отношение к чему-то, надо сначала изучить объект. Необходимо разобраться в природе человека.
Никто не станет спорить с тем, что детство – это время, когда формируется психика человека, его восприятие окружающего мира, которые будут влиять на его жизнь в течение долгих лет. Всем хочется достичь гармонии в обществе и в себе, но для этого необходимо понять, как формировать у людей правильный стиль жизни и высокий социальный интерес. Именно этими вопросами занимается педагогическая психология, даже если обозначает их по-другому.
Индивидуальная психология – это лишь одна концепция, кто-то ей симпатизирует, а кто-то категорически отрицает. Однако, на мой взгляд, идеи Адлера не стоит упускать из виду.
Психология Адлера не очень сложна для понимания, а его работы, сопровожденные множеством примеров, легко читаются. Я думаю, что идеи Адлера нужно доносить не только до педагогов и психологов, но и до обычных людей, которые воспитывают своих детей. Возможно, это поможет им не совершать роковых ошибок и в будущем общество станет гармоничнее.
Список литературы:
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, СПб, 2005
- Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека, М., 2011
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Фундаментальные понятия алгебры" для 10 класса
Программа расчитана на 35ч. Содержит: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, возможные критерии оценки, методические рекомендац...
Формирование фундаментальных понятий метапредметности «Простое и сложное»
Анализ стихотворения М.Цвтаевой "Август - астры" , основанный на принципах метапредметности. Формирование фундаментальных понятий "простое - сложное" с притменением технологии РКМЧП....
Изомерия - фундаментальное понятие в органической химии
Химия Презентация...
Анкеты для среднего и старшего звена, позволяющие определить отношение обучающихся к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль жизни.
Анкеты предназначены для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Проводятся при наличии согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности....
Познавательная активность, как фундаментальное понятие
Познавательная активность, как фундаментальное понятие...
Альфред Адлер, суть индивидуальной психологии, соприкосновение с науками, изучающими ребенка
Стиль жизни и социальный интерес как фундаментальные понятия индивидуальной психологии Альфреда Адлера...
Практическая работа «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы»
Практическая работа с дистанционных курсов по астрономии...