Мой Пушкин. Вступительный урок по литературе в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
1. Этапы жизни, сформировавшие мировоззрение А.С. Пушкина.
2. Высказывания О Пушкине.
3 Обзор творчества.
4. Творческое задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pushkinu-9.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя. («Мой Пушкин»)», 9 класс.
Цель урока: помочь учащимся открыть знакомого и всегда нового Пушкина - человека и поэта через характеристики, даваемые современниками и потомками; ввести учащихся в его художественный мир через известные им биографические сведения и ранее прочитанные и изученные произведения.
К уроку уч-ся готовили сообщения, повторяли стихи.
Ход
1. Экспозиция. «У портрета Пушкина». // Выступление подготовленного ученика.
«Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», - вспоминал в 1868 г. друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870).
Зимой 1826-1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве, ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776-1852).
Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой поместил отзыв. Он писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно (т.е. в совершенстве) схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».
По желанию Соболевского Пушкин был изображен в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки, также по желанию Соболевского, был изображен заветный перстень-талисман, подаренный поэту Е. К. Воронцовой.
Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту.
Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, ноздри как будто приподняты дыханием, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчеркивают артистичность образа. Все это сообщает портрету особую, ликующую праздничность.
Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 г. в Москве.
Да, это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.
2. – Докажите строчками его стихов.
// Чтение учащимися строчек из стихов и сказок А. С. Пушкина.
Запись № 1: В. Г. Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирический, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола».
3. – Как складывалось прогрессивное мировоззрение Пушкина, как мужал его поэтический дар? – Эти вопросы будут важными для нас на сегодняшнем уроке.
- Первой знаменательной вехой в биографии Пушкина стал Царскосельский Лицей.
-Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811г. по 1817г.), проведенные на лицейской скамье?
// выступление подготовленного ученика.
- Вспомните этапы жизни Пушкина до и после Лицея, только самое главное, что тоже повлияло на мировоззрение А. С. Пушкина, его поэтический дар?
// рассказы уч-ся о Москве; Пушкин на юге, Пушкин в Михайловском, Пушкин в Болдине в 1830 и 1833 годах, 1834-1837 годы в жизни Пушкина.
-Кто что может дополнить?
4. Давайте послушаем еще несколько ярких характеристик А. С. Пушкина, которые давались его современниками и потомками. Пусть они помогут воссоздать в вашем воображении его внешний и духовный облик:
Запись № 2:
1) «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
(Н. В. Гоголь)
2) «Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной жизни, которые бы прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражательных звуков его лиры».
(И. И. Пущин)
3) « у нас все ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности… представлял для того времени … новое слово…»
(Ф. М. Достоевский)
- Докажите верность данных характеристик, вспомнив те произведения, которые вы читали, знаете? ( Слово уч-ся)
// В 26 лет Пушкин напишет трагедию «Борис Годунов» и выступит в качестве судьи над Годуновым – царем и скажет, что народ – движущая сила истории. В 26 лет сумел подняться в понимании проблемы «царь и народ» выше знаменитого историка Карамзина.
5. Заключительное слово учителя:
Это имя нам знакомо с детства. Но каждый раз, встречаясь с Пушкиным, мы заново открываем его, Пушкина-человека, Пушкина-поэта. Он станет нашим другом и добрым товарищем, не боящимся царей и презирающим карьеристов-вельмож, внимательным мужем, заботящемся о чести и покое жены до последней минуты жизни. Наконец, вы увидите его просто здоровым, веселым и остроумным, смелым и сильным. Размышляя о Пушкине, вы невольно будете сравнивать с ним себя: «А сделал бы я так? А поступил бы я так же? А что я думаю об этом? Это очень полезные размышления. Это ваше самовоспитание добром и красотой человеческой души.
Встречи с Пушкиным-поэтом откроют перед вами тайну его безмерного обаяния. Любое из человеческих чувств – любовь, печаль, гнев, грусть, ощущение приближающейся смерти (вы убедитесь в этом) – он поднимает в своей поэзии до высочайшей точки накала. Вы увидите, как велик Пушкин во всем: и в своих надеждах, и своей любви к людям…
А разве не открытием для вас будет встреча с уникальным произведением – романом в стихах «Евгений Онегин»! Прочитав его, вы по достоинству оцените сказанное Белинским: «Это энциклопедия русской жизни» и достоверная, неисчерпаемая, «многотомная», а ведь все уместилось в восьми главах».
6. Запись № 3:
Да, есть истина в словах Гоголя: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное….»
И если ваша душа готова воспринять все это, не опоздайте, спешите читать Пушкина: «Нам нужен Пушкин, нужен, как Россия».
7. Чтение наизусть любимых стихов А.С. Пушкина подготовленными учащимися и учителем («Если жизнь тебя обманет» - моё любимое стихотворение).
8. Домашнее задание:
1) Письменно поразмышляйте над словами Пушкина: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!» ( использовать записи , сделанные на уроке).
- принести стихи Пушкина о дружбе: (по Маранцману стр. 251-258, вопросы.), повторить ранее изученные стихи по данной теме.
Помощь: Книга «Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс». -Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "
Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...
Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...