Мой Пушкин. Вступительный урок по литературе в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

1. Этапы жизни, сформировавшие мировоззрение А.С. Пушкина.

2. Высказывания О Пушкине.

3 Обзор творчества.

4. Творческое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pushkinu-9.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя. («Мой Пушкин»)», 9 класс.

Цель урока: помочь учащимся открыть знакомого и всегда нового Пушкина - человека и поэта через характеристики, даваемые современниками и потомками; ввести учащихся в его художественный мир через известные им биографические  сведения и ранее прочитанные и изученные произведения.

К уроку уч-ся готовили сообщения, повторяли стихи.

                                                Ход

1. Экспозиция. «У портрета Пушкина». // Выступление подготовленного ученика.

«Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», - вспоминал в 1868 г. друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870).

Зимой 1826-1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве, ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776-1852).

Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой поместил отзыв. Он писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно (т.е. в совершенстве) схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».

По желанию Соболевского Пушкин был изображен в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки, также по желанию Соболевского, был изображен заветный перстень-талисман, подаренный поэту Е. К. Воронцовой.

Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту.

Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, ноздри как будто приподняты дыханием, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчеркивают артистичность образа. Все это сообщает портрету особую, ликующую праздничность.

Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 г. в Москве.

Да, это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.

2. – Докажите строчками его стихов.

                       // Чтение учащимися строчек из стихов и сказок А. С. Пушкина.

Запись № 1: В. Г. Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирический, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом  воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола».

3. – Как складывалось прогрессивное мировоззрение Пушкина, как мужал его поэтический дар? – Эти вопросы будут важными для нас на сегодняшнем уроке.

- Первой знаменательной вехой в биографии Пушкина стал Царскосельский Лицей.

-Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в  нем шесть лет (с 1811г. по 1817г.), проведенные на лицейской скамье?

// выступление подготовленного ученика.

- Вспомните этапы жизни Пушкина до и после Лицея, только самое главное, что тоже повлияло на мировоззрение А. С. Пушкина, его поэтический дар?

// рассказы уч-ся о Москве; Пушкин на юге, Пушкин в Михайловском, Пушкин в Болдине в 1830 и 1833 годах, 1834-1837 годы в жизни Пушкина.

-Кто что может дополнить?

4.  Давайте послушаем еще несколько ярких характеристик А. С. Пушкина, которые давались его современниками и потомками. Пусть они помогут воссоздать в вашем воображении его внешний и духовный облик:

Запись № 2:

        1) «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».                                                                              

                                                                                               (Н. В. Гоголь)

2) «Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной жизни, которые бы прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражательных звуков его лиры».

                                                                                              (И. И. Пущин)

3) « у нас все ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности… представлял для того времени … новое слово…»

                                                                                         (Ф. М. Достоевский)

- Докажите верность данных характеристик, вспомнив те произведения, которые вы читали, знаете? ( Слово уч-ся)

// В 26 лет Пушкин напишет трагедию «Борис Годунов» и выступит в качестве судьи над Годуновым – царем и скажет, что народ – движущая сила истории. В 26 лет  сумел подняться в понимании проблемы «царь и народ» выше знаменитого историка Карамзина.

5.  Заключительное слово учителя:

         Это имя нам знакомо с детства. Но каждый раз, встречаясь с Пушкиным, мы заново открываем его, Пушкина-человека, Пушкина-поэта. Он станет нашим другом и добрым товарищем, не боящимся царей и презирающим карьеристов-вельмож, внимательным мужем, заботящемся о чести и покое жены до последней минуты жизни. Наконец, вы увидите его просто здоровым, веселым и остроумным, смелым и сильным. Размышляя о Пушкине, вы невольно будете сравнивать с ним себя: «А сделал бы я так? А поступил бы я так же? А что я думаю об этом? Это очень полезные размышления. Это ваше самовоспитание добром и красотой человеческой души.

     Встречи с Пушкиным-поэтом откроют перед вами тайну его безмерного обаяния. Любое из человеческих чувств – любовь, печаль, гнев, грусть, ощущение приближающейся смерти (вы убедитесь в этом) – он поднимает в своей поэзии до высочайшей точки накала. Вы увидите, как велик Пушкин во всем: и в своих надеждах, и своей любви к людям…

       А разве не открытием для вас будет встреча с уникальным произведением – романом в стихах «Евгений Онегин»! Прочитав его, вы по достоинству оцените сказанное Белинским: «Это энциклопедия русской жизни» и достоверная, неисчерпаемая, «многотомная», а ведь все уместилось в восьми главах».

6. Запись № 3:

Да, есть истина в словах Гоголя: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное….»      

И если ваша душа готова воспринять все это, не опоздайте, спешите читать Пушкина: «Нам нужен Пушкин, нужен, как Россия».

7. Чтение наизусть любимых стихов А.С. Пушкина подготовленными учащимися и учителем («Если жизнь тебя обманет» - моё любимое стихотворение).

8. Домашнее задание:

1) Письменно поразмышляйте над словами Пушкина: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!» ( использовать записи , сделанные на уроке).

  1. принести стихи Пушкина о дружбе: (по Маранцману стр. 251-258, вопросы.), повторить ранее изученные стихи по данной теме.

Помощь:  Книга «Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс». -Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...