Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема: История создания «Капитанской дочки».
Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
Задачи:
Обучающие:
1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;
2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;
3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;
Развивающие:
1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;
Воспитательные:
1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;
2.Побуждать к активной положительной деятельности;
3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;
4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";
5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.
План урока:
1.Орг. Момент.
2.Слово учителя.
3. Презентация.
4.Сообшения учеников.
5.Итоги.
6.Д. з.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_kapitanskaya_dochka.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 8 класс.
Тема: История создания «Капитанской дочки».
Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
Задачи:
Обучающие:
1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;
2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;
3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;
Развивающие:
- Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
- Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
- Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
- Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;
Воспитательные:
1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;
2.Побуждать к активной положительной деятельности;
3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;
4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";
5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.
План урока:
1.Орг. Момент.
2.Слово учителя.
3. Презентация.
4.Сообшения учеников.
5.Итоги.
6.Д. з.
Ход урока:
Слово учителя
«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.
Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.
Беседа
Учитель. А какие стихотворения А.С. Пушкина запомнились вам? Есть ли у вас любимые стихи поэта?
Учитель. Вы знаете, что Пушкин не только поэт, но и прозаик. Какие произведения Пушкина в прозе вам известны?
Учитель. Многим из вас запомнился «Дубровский» — роман о «благородном разбойнике», его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное — о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и роман, над которым нам вместе предстоит поразмышлять, — «Капитанская дочка». В «Капитанской дочке» изображено крупнейшее восстание крестьян под предводительством Пугачева, а в «Дубровском» — недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова.
Вот что интересно. Эти романы написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал XIX главу «Дубровского», на которой работа остановилась, (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева. Что же заставило писателя изменить свои планы? Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена «Капитанская дочка» и которых нет в «Дубровском»? Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.
Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?
«Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник».
Учитель.
Для того чтобы понять роман «Капитанская дочка», нужна знать об эпохе которая тогда существовала. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.
Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 91 (учебник).
«История Пугачёва» - учебник, стр. 96 – 97.
Пушкин едет туда в 1833 г.60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного:
- В казани, Оренбкрге, Уральске
- Записал беседы со старниками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания
- А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , - записывает Пушкин.
ІІ. «История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина:
1) Ист. анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом.
2) Высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым. Критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря. Жалкое оснащение крепостей.
3) Жестокость и беспощадность классовой войны.
4) Неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как «прирождённого злодея и кровопийцы»; живой интерес к другим источникам – свидетельствам людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.
Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», который по указанию Николая I вышел под названием «История пугачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.
Сообщение ученика о работе Пушкина над «Капитанской дочкой»
(В1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов... разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою... Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения» (А.С. Пушкин «Об "Истории Пугачевского бунта"»). А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: «Я в Казани с пятого... Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону» (8 сентября 1833 г.). В "Истории Пугачева", несмотря на строжайшую цензуру, Пушкин показал Пугачевское движение, как протест подневольных народов, населяющих Россию. Известно, что многие участники этого движения подверглись жестокой расправе: "Зачинщики бунта, подчеркивает Пушкин, наказаны кнутом; около ста сорока человек сослано в Сибирь". Пушкин не преминул подчеркнуть и размаха этого народного движения, простиравшегося "От Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов". Глубоким интересом проникся Пушкин к личности Пугачева, его военному таланту, его авторитету в широких народных массах. Свидетельство тому – роман "Капитанская дочка". Еще один примечательный факт. Участник Пугачевского восстания дворянин Шванвич отбывал ссылку в Туруханском уезде, в Туруханске. Шванвич там прожил с семьею четверть века. Кто такой Шванвич? Вот здесь-то и начинается интереснейшая история, связанная с именем Пушкина. История, достойная стать самостоятельной статьею.
Михаил Александрович Шванвич – явился прообразом героев романа “Капитанская дочка”. Это прообразы Гринева и Швабрина. Более того! Незаурядная личность заинтересовала А.С. Пушкина настолько, что поначалу он вообще замыслил роман о Шванвиче. В записных книжках писателя даже появились “ планы романа о Шванвиче”, которые, правда, впоследствии изменились, но факт остается фактом: роман “Капитанская дочка” первоначально был связан с подпоручиком Шванвичем.
После подавления Пугачевского восстания в обвинительном акте по поводу Шванвича было сказано следующее: “ Подпоручика Михайла Швановича за учиненное им преступление, что он, будучи в толпе злодейской, забыв долг присяги, слепо повиновался самозванцевым приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ними шпагу”.
В 1834 году Пушкин писал по поводу дворян, уличенных в близости к Пугачеву: “ Показание некоторых источников, утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо. Множество офицеров (по чину своему сделавшихся дворянами) служили в рядах Пугачева, не считая тех, которые из робости пристали к нему. Из хороших фамилий был Шванвич; он был сын кронштадского коменданта, имел малодушие пристать к Пугачеву и глупость служить ему со всеусердием. Граф А. Орлов выпросил у государыни смягчение приговора”.
Краевед Т.И. Баженова исследовала документы красноярского архива, рассказывающие о судьбе М.А. Шванвича, волею судьбы примкнувшего к пугачевскому бунту и отправленного в далекий Туруханский уезд в ссылку, где он и умер в 1802 году.
Пушкин не только писал о суровой Сибири, но и старался хоть мысленно, но разделить участь тех, кто попал туда не по своей воле.
Пушкин пишет труд «История Пугачевского бунта»
Из книги:
С шайкой, умноженной новыми бунтовщиками, Пугачев пошел прямо к Илецкому городку и послал начальствовавшему в нем атаману Портнову повеление - выйти к нему навстречу и с ним соединиться. Он обещал казакам пожаловать их крестом и бородою (Илецкие, как и Яицкие, казаки были все староверцы), реками, лугами, деньгами и провиантом, свинцом и порохом, и вечною вольностью, угрожая местью в случае непослушания. Верный своему долгу, атаман думал сопротивляться; но казаки связали его, и приняли Пугачева с колокольным звоном и с хлебом-солью. Пугачев повесил атамана, три дня праздновал победу и, взяв с собою всех Илецких казаков и городские пушки, пошел на крепость Рассыпную. Крепости в том краю выстроенные были не что иное, как деревни, окруженные плетнем или деревянным забором. Несколько старых солдат и тамошних казаков, под защитою двух или трех пушек, были в них безопасны от стрел и копий диких племен, рассеянных по степям оренбургской губернии и около ее границ. 24 сентября Пугачев напал на Рассыпную. Казаки и тут изменили. Крепость была взята. Комендант, майор Веловский, несколько офицеров и один священник были повешены, а гарнизонная рота и полтораста казаков присоединены к мятежникам. Из Рассыпной Пугачев пошел на Нижне-Озерную. По дороге встретил он капитана Сурина, высланного на помощь Веловскому комендантом Нижне-Озерной, майором Харловым. Пугачев его повесил, а рота пристала к мятежникам. Узнав о приближении Пугачева, Харлов отправил в Татищеву молодую жену свою, дочь тамошнего коменданта Елагина, а сам приготовился к обороне. Казаки его изменили, и ушли к Пугачеву. Харлов остался с малым числом престарелых солдат. Ночью на 26 сентября вздумал он, для их ободрения, палить из двух своих пушек, и сии-то выстрелы испугали Билова и заставили его отступить. Утром Пугачев показался перед крепостью. Он ехал впереди своего войска. "Берегись, государь", сказал ему старый казак: "неравно из пушки убьют". - "Старый ты человек", отвечал самозванец: "разве пушки льются на царей?" - Харлов бегал от одного солдата к другому, и приказывал стрелять. Никто не слушался. Он схватил фитиль, выпалил из одной пушки и кинулся к другой. В сие время бунтовщики заняли крепость, бросились на единственного ее защитника, и изранили его. Полумертвый, он думал от них откупиться, и повел их к избе, где было спрятано его имущество. Между тем за крепостью уже ставили виселицу; перед нею сидел Пугачев, принимая присягу жителей и гарнизона. К нему привели Харлова, обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз вышибенный копьем, висел у него на щеке. Пугачев велел его казнить, и с ним прапорщиков Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но Яицкие казаки, предводители мятежа, были неумолимы. Ни один из страдальцев не оказал малодушия. Магометанин Бикбай, взошед на лестницу, перекрестился и сам надел на себя петлю. На другой день Пугачев выступил, и пошел на Татищеву. В сей крепости начальствовал полковник Елагин. Гарнизон был умножен отрядом Билова, искавшего в ней своей безопасности. Утром 27 сентября Пугачев показался на высотах, ее окружающих. Все жители видели, как он расставил там свои пушки и сам направил их на крепость. Мятежники подъехали к стенам, уговаривая гарнизон - не слушаться бояр и сдаться добровольно. Им отвечали выстрелами. Они отступили. Бесполезная пальба продолжалась с полудня до вечера; в то время скирды сена, находившиеся близ крепости, загорелись, подожженные осаждающими. Пожар быстро достигнул деревянных укреплений. Солдаты бросились тушить огонь. Пугачев, пользуясь смятением, напал с другой стороны. Крепостные казаки ему передались. Раненый Елагин и сам Билов оборонялись отчаянно. Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало, и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне овдовевшая Харлова, приведена была к победителю, распоряжавшему казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою, и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для нее семилетнего ее брата. Вдова майора Веловского, бежавшая из Рассыпной, также находилась в Татищевой: ее удавили. Все офицеры были повешены. Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью. Прочие острижены по-казацки, и присоединены к мятежникам. Тринадцать пушек достались победителю.
Какой здесь Пугачев?
Учитель. Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?
Сообщение о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.
(Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народов. Возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерины II, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром III (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. казнен в Москве.)
Учитель. Для нас сейчас все это — давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий — из числа и дворян, и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был «злодеем», «извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Из того, что мы слышали о его работе, очевидно — да. Послушаем свидетельства пушкинских современников.
Сообщение о воспоминаниях современников
(Осенью 1833 г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду «... мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева... Одна старуха... много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить» (Кайдалов Н.А. Воспоминания).)
Гиллельсон М. И., Мушина И. Б: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской художественной прозы — была написана сто сорок лет тому назад, в тридцатые годы прошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли за эти минувшие полтора столетия, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева — ведь между грозной крестьянской войной 1773—1775 годов и нашей современностью пролегло два столетия бурных исторических событий. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней.
Сумароков: (Один из самых ярких писателей второй половины XVIII в. А.П. Сумароков называл Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и аспида», «свирепым Атреем», т. е. сыноубийцей и клятвопреступником. В «Стансе граду Синбирску на Пугачева» он писал:Убийца сей, разив, тираня благородных, Колико погубил отцов и матерей! В замужество дает за ратников негодных Почтенных дочерей.)
Учитель. Интересно, что эпиграф к главе XI «Капитанской дочки», сочиненный, по мнению исследователей, самим писателем, Пушкин приписал именно Сумарокову. Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках — народной и дворянской — Пугачева занимает пушкинская точка зрения? Конечно, у Пушкина Пугачев больше похож на героя из народной песни.
Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачеве и еще не раз обратимся к его страницам. На сей раз послушаем Пушкина-историка. «Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавою пору, которую — так выразительно — прозвал он пугачевщиною» («История Пугачева»).
«Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. "Грех сказать, — говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал". "Расскажи мне, — говорил я Д. Пьянову, - как Пугачев был у тебя посаженым отцом?" — "Он для тебя Пугачев, — отвечал мне сердито старик, — а для меня он был великий государь Петр Федорович"» («Замечания о бунте»). В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачев — злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в романе — яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с ее щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью. Марина Цветаева в эссе «Пушкин и Пугачев», написанной в 1937 г., размышляет об этом.
Сообщение М. Цветаева «Мой Пушкин»
(Из эссе М.И. Цветаевой: «...Наш первый изумленный вопрос: как Пушкин своего Пугачева написал — зная! Было бы наоборот, т. е. будь «Капитанская дочка» написана первой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вообразил, а потом — узнал. ...Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил. Тот же корень, но другое слово: преобразил». М. Цветаева: "Пугачев в "Истории Пугачевского бунта" встает моральным трусом, зверем, а не героем".
М. Цветаева "Пушкин и Пугачев"
"Пушкин вообще забыл Гринева". "Пушкин Пугачевым зачарован". "Пугачев получается какой-то зверский ребенок". "На самозванце Пушкин отвел душу от самодержавца-Николая". "Пушкин под чару Пугачева попал и до последней строки из-под нее не вышел". "Пугачев - это тайный жар", "лихой человек", "страх-человек", "дикий волк", "чернобородый, страшный мужик". "Добрый разбойник Пугачев", "огневой Пугачев". "Пугачев никому не обещал быть хорошим". "В Пугачеве, разбойнике, одолевает человек". "Весь Пугачев нам Пушкиным внушен". )
Учитель: Интересно, что первоначальный замысел этого романа был похож на замысел «Дубровского»: в центре его должна была быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачева. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: «Весь черный народ был за Пугачева. ...Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны», — писал он в «Замечаниях о бунте», которые должен был передать Николаю I.
Вот каким образом в центре «Капитанской дочки» оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачева (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Петр Гринев, верный долгу и присяге, сумевший в «жестокий век» сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.
Рассказ о положении крепостных во времена Екатерины II.
(Рассматривая царствование Екатерины П как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания крестьян. Как правило, они носили местный характер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725 по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а монастырские – 57 раз. Для подавления волнений вызывались армейские полки, но регулярные части так и не смогли ликвидировать небольшие “партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских выступлений. Все эти бунты, вспыхивая повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775 гг.
Обратимся к документу:
Положение крепостного крестьянства:
1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)
Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…
2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)
Когда кто не из дворян и неимеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачей в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе с наказанием публично,отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища;а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты.А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ… целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а по прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквам…
Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)
№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.
№ 468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.
Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”
Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.)
Комментарий учителя:- Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева.
Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру.
Сообщение о Минихе. (Бурхард Христофор Миних (1683–1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращён из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую)
(Сообщение об Оренбурге)
(В январе 1774 года под Оренбургом развернулось кровопролитное сражение, но город восставшим снова взять не удалось. 22 марта 1774 года карательные войска нанесли серьезное поражение под Татищевой крепостью. Пугачеву с основной частью войска с трудом удалось уйти на Урал. Он не унывал, говоря: «Народу у меня как песку. Я знаю, что вся чернь меня с радостью примет».
Преследуемое царскими войсками, но быстро восполнявшееся и достигшее к июню 20 тысяч войско повстанцев дошло до Казани. Сумев войти в город, но так и не взяв Казанский кремль, пугачевцы были вскоре разбиты подоспевшим корпусом И. И. Михельсона. Пугачевцы находились в Казани всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город, «изнасильничать немало женщин». Очевидцы свидетельствовали, что мятежники убивали не только мужчин, но и стариков и детей.
Поэтому получив об этом известие, Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством губернии. Разбитые войска повстанцев переправились тем временем на правый берег Волги. «Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием», - писал А. С. Пушкин.)
Выводы
Учитель: какой предстал перед нами Пугачев в работе Пушкина «История Пугачевского бунта»?
Итог: Как историк Пушкин показал Пугачева, человека жестокого и бессердечного. А каким его он показал в художественном произведении мы посмотрим с вами на следующих уроках.
Домашнее задание: характеристика Гринева. Главы с 1-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Презентация "Капитанская дочка". А.С. Пушкин. 8 класс
Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это "Воспитан...
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Цели изучения романа:-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой ...
Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»
Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина....
конспект урока по литературе ""История создания романа А.С.Пушкина "Евгений Онегтн"
Данный материал поможет учителю литературы при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...
Конспект урока по литературе в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой»Цель урока: помочь учащимся разобрат...