«Анализ эпизода в системе изучения классических произведений в старших классах»
статья по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Анализ эпизода в системе изучения классических произведений в старших классах»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Тургенев «Русский язык».
Слова, написанные в 19 веке, актуальны и сегодня. Как не впасть в отчаянье, когда становишься свидетелем массового падения культуры, отсутствиия интереса к родному языку, к русской литературе.
А между тем, литература – единственный вид искусства, в центре внимания которого человек, его душа.
Сегодня у современной молодежи богатый выбор источников информации, и книга в этом рейтинге занимает далеко не первое место.
Задача словесников заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову.
Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода.
Последнее время анализ эпизода – самая популярная экзаменационная тема сочинения. Даже в ЕГЭ по литературе при выполнении задания С требуется применить навыки этой работы.
Анализ эпизода – тема сравнительно молодая и поэтому, с одной стороны, предполагает большую самостоятельность пишущего, с другой, - связанные с этим затруднения. Но главное – это интереснейшая работа ученика и учителя непосредственно с текстом художественного произведения.
В ходе неё нужно умно расходовать силы ученика, грамотно организовывать труд коллектива, а для этого целесообразно учитывать
- Направления современной методики
- Методы изучения по источнику знаний
- Метод как вид деятельности учащихся
- Методы изучения литературы в школе
- Приемы анализа литературного произведения в школе
- Претворение литературных произведений
в других видах искусства
Специфика анализа эпизода состоит в том, что в нём, как в капле воды, нужно увидеть всё произведение, ведь оно – образование, в котором каждая клеточка – часть целого. А значит, для нас важно всё: от главного героя до последней запятой, от вечных тем в авторской трактовке до, на первый взгляд, малосущественной детали.
Урок по анализу эпизода имеет отношение, главным образом, к произведениям крупной повествовательной формы. Например, роман «Тихий Дон». Вот как может выглядеть урок по анализу заключительного эпизода этого произведения.
Предварительно, в ходе домашней работы, ребята составляют план главы.
На уроке, учитывая интересы и способности учеников, чтобы активизировать учебный процесс, делим класс на группы. Каждая группа получает своё задание
Художники делают вывод о том, что «возвращение» созвучно со словом «возрождение». Глава начинается с весеннего возрождения природы, но упоминается о палах, выжженных местах, где нет жизни: не растёт трава, нет птиц и животных. Это можно соотнести с душой Григория, который всё потерял, и не видит смысла жизни.
Биографы приходят к выводу, что герой со смертью Аксиньи утратил не только разум и былую смелость, но и желание жить.
Социологи делают вывод, что Григорий – не один, что есть и другие, оказавшиеся вне круга, те, кому нет места в новом обществе. Спасаясь от репрессий, дезертиры скрываются в лесу. Так автор показывает широту проблемы.
Психологи рассматривают тот же фрагмент, но обращают внимание на настроение Григория Мелехова, на его сны, занятия. Анализ этого фрагмента позволяет понять, что герой тоскует, думает о смерти, занятия ещё раз подтверждают, что он – человек мира, ему нужны дом, семья, дети.
Следователи изучают образ Чумакова и приходят к выводу, что герой за свою жестокость заслуживает осуждения, но в то же время его жалко. У Чумакова нездоровая психика. Он не может без убийства, жаждет крови, Его психика не выдержала испытаний войной. Война убила в нём человека, война покалечила его, вряд ли он может встать на путь исправления. Чумаков противопоставлен «мирным разбойничкам».
Педагоги рассматривают тему детства. Ребята приходят к выводу, что война делает детей несчастными. Например, сын Фомина Давыдка. Он не только остался сиротой, но и становится свидетелем убийств. Вряд ли ребёнок вырастет здоровым, найдёт своё место в жизни, обретёт счастье. А дети Григория? Они сироты при живом отце. Узнав о Давыдке, Григорий, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы защитить, воспитать, поставить на ноги своих детей.
Филологи, работая с фрагментом «Возвращение Григория на хутор», выделяют ключевые слова, определяют их символический смысл.
Режиссёры должны составить киносценарий для фрагмента «Встреча отца и сына», объяснить, что не удалось отразить в сценарии.
Далее демонстрируется фрагмент «Встреча отца и сына» из Х/Ф «Тихий Дон». Предварительно звучит вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма? Что осталось за кадром?»
Анализ последнего предложения позволяет увидеть особенность финала романа. Он открыт. Дальнейшая судьба героя неизвестна. Возможно, она трагична, но имеет место и оптимистическое понимание финала.
Так в ходе анализа эпизода мы установили его роль. Автор показал
- историческую обстановку,
- психологическое состояние людей,
- социальные проблемы общества,
- разрешил философские вопросы о жизни, смерти, возрождении, смысле жизни.
Наблюдение над художественными средствами даёт верное и тонкое прочтение, отсюда глубокий анализ эпизода.
Надо заметить, что такая форма работы вызывает у детей живой интерес.
Анализ творческих работ показал хороший уровень качества знаний и уровня обученности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"
Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....
Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений
С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...
Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"
В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....
Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"
В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах....
Приём мизансценирования в системе изучения драматических произведений
В данной статье показана роль мизансценирования в системе анализа драмы на уроках литературы в средней и старшей школе....
МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"
Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...
Особенности изучения эпических произведений в старших классах
Особенности изучения эпических произведений в старших классах...