Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_l_10.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Рабочая программа
по учебному курсу «Литература»
10 класс
Базовый уровень
(105 часов)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2010
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- проектно-исследовательская технология.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
1. В программу включены уроки внеклассного чтения, что является необходимым требованием, предъявляемым к урокам литературы.
2. В программу включено творчество А. П. Чехова (в авторской программе он изучается в 11 классе), так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX века, а 11 класс – литературы XX века. Это допустимо при составлении авторских и рабочих программ.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин. М.: Мнемозина, 2008
Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2008
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
Дополнительная литература для учителя:
1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004
6. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
4.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
5.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008
Требования к уровню подготовки выпускников. Прогнозируемые результаты
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов (всего) | В том числе вн. чт. | В том числе развитие речи |
Введение | 1 | ||
Русская литература первой половины XIX века | 10 | 1 | |
А.С.Пушкин | 4 | ||
М.Ю.Лермонтов | 2 | ||
Н.В.Гоголь | 4 | 1 | |
Русская литература второй половины XIX века | 86 | 4 | 17 |
Проза | 26 | 2 | 5 |
И.А.Гончаров | 7 | 1 | |
А.Н.Островский | 8 | 1 | 2 |
И.С.Тургенев | 10 | 1 | 2 |
Из поэзии середины XIX века | 14 | 4 | |
Н.А.Некрасов | 6 | 1 | |
Ф.И.Тютчев | 3 | ||
А.А.Фет | 2 | 1 | |
А.К.Толстой | 3 | 2 | |
Проза | 46 | 2 | 8 |
Ф.М.Достоевский | 12 | 1 | 3 |
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | ||
И.С.Лесков | 1 | ||
Л.Н.Толстой | 21 | 1 | 4 |
А.П.Чехов | 10 | 1 | |
Зарубежная литература | 4 | ||
Повторение изученного | 4 | ||
Итого | 105 | 4 | 18 |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе на 2010 – 2011 уч. год
№ п/п | Дата | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Р.р. | Приме чание |
Введение | 1 | ||||
1 | Общая характеристика русской классической литературы XIX века. | 1 | |||
Русская литература первой половины XIX века | 9 | 1 | |||
А.С.Пушкин | 4 | ||||
2 | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы. | 1 | |||
3 | Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. | 1 | |||
4 | «Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. | 1 | |||
5 | «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов | 2 | ||||
6 | Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта. | 1 | |||
7 | Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества как основные мотивы лирики. | 1 | |||
Н.В.Гоголь | 3 | 1 | |||
8 | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. | 1 | |||
9 | Литературные направления первой половины XIX века: романтизм и реализм. | 1 | |||
10 | Обобщение изученного по теме «Русская литература первой половины XIX века». | 1 | |||
11 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по русской литературе первой половины XIX века. | 1 | |||
Русская литература второй половины XIX века | 69 | 17 | |||
Проза | 21 | 5 | |||
12 | Русская литература первой половины XIX века. Общая характеристика. | 1 | |||
И.А.Гончаров | 6 | 1 | |||
13 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. | 1 | |||
14 | «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. | 1 | |||
15 | Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. | 1 | |||
16 | Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. | 1 | |||
17 | Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. | 1 | |||
18 | Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание. | 1 | |||
19 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.Гончарова «Обломов». | 1 | |||
А.Н.Островский | 6 | 2 | |||
20 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «тёмного царства»). | 1 | |||
21 | «Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. | 1 | |||
22 | Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». | 1 | |||
23 | Символика заглавия пьесы. | 1 | |||
24 | Добролюбов о пьесе «Гроза». | 1 | |||
25 | Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». | 1 | |||
26 | Р.р. Написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза». | 1 | |||
27 | Вн.чт. В. Распутин. «Живи и помни». | 1 | |||
И.С.Тургенев | 8 | 2 | |||
28 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | |||
29 | «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. | 1 | |||
30 | Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. | 1 | |||
31 | Нигилизм и нравственный максимализм Базарова. | 1 | |||
32 | Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе. | 1 | |||
33 | Своеобразие композиции. Споры вокруг романа. | 1 | |||
34 | Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева. | 1 | |||
35 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 | |||
36 | Р.р. Написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 | |||
37 | Вн.чт. Ю.Бондарев. «Горячий снег». | 1 | |||
Из поэзии середины XIX века | 10 | 4 | |||
Н.А.Некрасов | 5 | 1 | |||
38 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. | 1 | |||
39 | Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа. | 1 | |||
40 | Р.р. Стихотворение «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка). | 1 | |||
41 | «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция поэмы. | 1 | |||
42 | Философия народной жизни («Крестьянка»). | 1 | |||
43 | Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Новаторство Некрасова. | 1 | |||
Ф.И.Тютчев | 3 | ||||
44 | Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолётности бытия. | 1 | |||
45 | Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. | 1 | |||
46 | Пластическая точность образов, их символический смысл. | 1 | |||
А.А.Фет | 1 | 1 | |||
47 | А.А.Фет. Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество. | 1 | |||
48 | Р.р. Стихотворение «Ещё майская ночь» (восприятие, истолкование, оценка). | 1 | |||
А.К.Толстой | 1 | 2 | |||
49 | Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А.К.Толстого. | 1 | |||
50 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов середины XIX века. | 1 | |||
51 | Р.р. Написание сочинения по творчеству поэтов середины XIX века. | 1 | |||
Проза | 38 | 8 | |||
Ф.М.Достоевский | 9 | 3 | |||
52 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | |||
53 | Многоплановость и сложность конфликта в романе «Преступление и наказание». | 1 | |||
54 | Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. | 1 | |||
55 | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. | 1 | |||
56 | Смысл теории Раскольникова. | 1 | |||
57 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони. | 1 | |||
58 | Р.р. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из 8 части 6 главы романа). | 1 | |||
59 | «Двойники» Раскольникова и их художественная роль. | 1 | |||
60 | Итоговый урок по творчеству Ф.М.Достоевского. | 1 | |||
61 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | |||
62 | Р.р. Написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | |||
63 | Вн.чт. В. Распутин. «Прощание с Матёрой». | 1 | |||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | ||||
64 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | 1 | |||
65 | Замысел, проблематика и жанр «Истории одного города» (обзор). | 1 | |||
И.С.Лесков | 1 | ||||
66 | И.С.Лесков. Тема праведничества в рассказе «Однодум». | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 17 | 4 | |||
67 | Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы. | 1 | |||
68 | «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. | 1 | |||
69 | Р.р. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер» (т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25). | 1 | |||
70 | Изображение судеб отдельных людей. Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | |||
71 | Поиски смысла жизни П.Безухова и А.Болконского. | 1 | |||
72 | Правдивое изображение войны 1805-1807 годов. | 1 | |||
73 | Быт поместного дворянства. Богатая внутренняя жизнь главных героев. | 1 | |||
74 | Правдивое изображение войны 1812 года и её героев как художественное открытие Толстого. | 1 | |||
75 | Р.р. Переправа через Неман. (Анализ эпизода, гл.2, ч.1, том 3). | 1 | |||
76 | Кутузов и Наполеон. | 1 | |||
77 | Партизанская война. | 1 | |||
78 | Бегство французов из России. | 1 | |||
79 | «Мысль народная» в романе. | 1 | |||
80 | Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. | 1 | |||
81 | Эпилог романа. | 1 | |||
82 | Образ Наташи Ростовой. | 1 | |||
83 | Психологизм романа («диалектика души» главных героев, роль внутренних монологов). | 1 | |||
84 | Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого. Мировое значение его творчества. | 1 | |||
85 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | |||
86 | Р.р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | |||
87 | Вн.чт. В.Кондратьев «Сашка». | 1 | |||
А.П.Чехов | 10 | 1 | |||
88 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. | 1 | |||
89 | Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Маленькая трилогия. | 1 | |||
90 | «Студент». Лаконизм повествования, роль пейзажа. | 1 | |||
91 | «Дама с собачкой». Мечта о красоте человеческих чувств и отношений. | 1 | |||
92 | «Вишнёвый сад». Смысл названия пьесы. Жанр. | 1 | |||
93 | Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. | 1 | |||
94 | Разлад желаний и стремлений героев как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. | 1 | |||
95 | Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова на сцене. | 1 | |||
96 | Р.р. Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Чехова. | 1 | |||
97 | Обобщение изученного по теме «Русская литература второй половины XIX века». | 1 | |||
Зарубежная литература | 4 | ||||
98 | Дж.Г.Байрон. «Корсар». | 1 | |||
99 | Ч.Диккенс. «Большие надежды» | 1 | |||
100 | О.Уайльд. Сказки. | 1 | |||
101 | В.Гюго. «Собор Парижской богоматери». | 1 | |||
Повторение изученного | 4 | ||||
102 | Повторение и обобщение изученного за курс 10 класса. | 1 | |||
103 | Итоговый контрольный тест за курс 10 класса. | 1 | |||
104 | Итоговая читательская конференция. | 1 | |||
105 | Резервный урок | 1 |
Содержание программы учебного курса литературы для 10 класса
Введение (1 час). Общая характеристика русской классической лите ратуры XIX века:
- золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
- эпоха великих романов (нравственно-философская пробле матика, психологизм, художественное своеобразие);
- роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века (10 часов)
А. С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. Ипутник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при роды. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов ной жизни русского общества.
Для самостоятельного чтения
Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изу ченного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Ма терь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из бытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон това.
Для самостоятельного чтения
«Демон».
Н. В. ГОГОЛЬ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз ма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — ро мантизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
(86 часов)
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат ство языка.
Проза (26 часов)
И. А. ГОНЧАРОВ (7 часов). Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав ственное содержание.
Для самостоятельного чтения
«Обыкновенная история».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар ством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И. С. ТУРГЕНЕВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения
«Дворянское гнездо».
Из поэзии середины XIX века (14 часов)
Н. А. НЕКРАСОВ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Для чтения и бесед
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра сов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.
Ф. И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).
Для чтения и бесед
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А. К. ТОЛСТОЙ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
Проза (46 часов)
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (12 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой ники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения
«Идиот».
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество (с обобще нием изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
И. С. ЛЕСКОВ (1 час). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес ков). Язык рассказа.
Для самостоятельного чтения
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л. Н. ТОЛСТОЙ (21 час). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения
«Севастопольские рассказы».
А. П. ЧЕХОВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).
Для чтения и изучения
«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».
Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о кра соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искус ство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориен тация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столе тия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.
Для чтения и изучения
«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драмати ческого конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических мо нологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Для самостоятельного чтения
«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(4 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Дж. Г. Байрон. «Корсар»;
Ч. Диккенс. «Большие надежды»;
О. Уайльд. Сказки;
В. Гюго. «Собор Парижской богоматери».
Повторение изученного (4 часа)
Формы и средства контроля
Формами контроля являются
- подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- зачётная система по некоторым темам курса.
- классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
- устное высказывание на заданную тему;
- ответ на проблемный вопрос.
Основной формой контроля является сочинение
Формы контроля | год | I полугодие | II полугодие |
Классное сочинение | 5 | 2 | 3 |
Домашнее сочинение | 3 | 2 | 1 |
Контрольно-измерительные материалы
Название раздела, темы | Наименование контрольных работ | Примерная тематика сочинений |
Русская литература первой половины XIX века | Домашнее сочинение по русской литературе первой половины XIX века | 1) Какие мысли и чувства вызвала у вас философская лирика Пушкина? (На примере двух произведений). 2) Стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка). 3) «Пророк» Лермонтова и Пушкина. (Сопоставительный анализ стихотворений). 4) Как сказалось противоречие мечты и действительности в судьбе Пискарёва? (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»). 5) Почему русская классика первой половины XIX века воспринимается как современная литература? |
Русская литература второй половины XIX века. И.А.Гончаров | Домашнее сочинение по роману И.Гончарова «Обломов» | 1) В чём трагедия жизни главного героя романа «Обломов»? 2) Есть ли в Штольце черты обломовщины? 3) Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»? 4) Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? 5) Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова? |
Русская литература второй половины XIX века. А.Н.Островский. Пьеса «Гроза» | Классное сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 1) Смысл заглавия пьесы «Гроза». 2) Был ли иной путь у Катерины? 3) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из V действия пьесы «Гроза»). 4) Почему Катерина названа «лучом света в тёмном царстве»? 5) Почему Варвара не может понять страданий Катерины? |
Русская литература второй половины XIX века. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» | Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 1) Почему Базаровы нужны России? 2) «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг» (Писарев). 3) Что делает Базарова героем своего времени? 4) В чём смысл испытания Базарова любовью? 5) Что критикует Тургенев в «отцах» и в чём расходится с «детьми»? |
Русская литература второй половины XIX века. Поэзия | Классное сочинение по творчеству поэтов середины XIX века | 1) Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 2) Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» (Восприятие, истолкование, оценка). 3) Стихотворение Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (Восприятие, истолкование, оценка). 4) Что может открыть нового для себя в лирике А.К.Толстого человек XXI века? |
Русская литература второй половины XIX века. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1) Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа). 2) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из 8 главы 6 части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). 3) Какова роль первого сна Раскольникова в сюжете романа? 4) Почему Раскольников признаётся Соне в убийстве? 5) Что заставило Раскольникова явиться с повинной? |
Русская литература второй половины XIX века. Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» | Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1) Я читал роман «Война и мир»… 2) «Чтобы жить честно…» (о нравственном кодексе героев). 3) Почему князь Андрей и Пьер – друзья? 4) Поведение человека на войне (по роману «Война и мир»). 5) Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь? |
Русская литература второй половины XIX века. А.П.Чехов | Домашнее сочинение по творчеству Чехова | 1) Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад». 2) Если бы сад не продали?.. (По пьесе «Вишнёвый сад»). 3) Роль художественной детали в рассказах Чехова. 4) Как человек превращается в обывателя (по рассказам Чехова). 5) В чём заключается своеобразие системы образов в чеховской пьесе «Вишнёвый сад»? |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
- Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
- Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
5. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
Доля самостоятельности учащихся;
Этапы выполнения работы;
Объем работы;
Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2».
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин. М.: Мнемозина, 2008
2.Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2008
3. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
4. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
6. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
8. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004
9. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
10. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
11. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
12. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007 13.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
13.Васильченко, Н.В. Литература. 10-11 классы: рефераты/ Н.В.Васильченко, - Волгоград: Учитель, 2008
Оборудование:
Альбомы по литературе для 10 класса:
1. А.М. Горький
2. М.А. Шолохов.
3. А.С.Пушкин
4. Альбом по литературе для 10 класса
5. Раздаточный материал по литературе для 10 класса
Папки-накопители:
1. Маяковский В.В.
2. Чернышевский Н.Г.
3. Шолохов М.А.
4. Тургенев И.С.
5. Чехов А.П.
6. Гоголь Н.В.
7. Салтыков – Щедрин М. Е.
8. Достоевский Ф. М.
9. Грибоедов А.С.
10. Пушкин А.С.
11. Ахматова А.А.
12. Цветаева М.И.
13.Высоцкий В.С.
14.С. Есенин
Комплект портретов писателей xx века:
1.
Леонов Л.М.
2. Расул Гамзатов.
3. Исаковский М.В.
4. Корнейчук М.В.
5. Симонов К.М.
6. Танк М.
7. Шолохов М.А.
8. Марков Г.М.
9. Катаев В.А.
10. Тихонов Н.С.
11. Федин К. А.
12. Полевой Б.Н.
13. Михалков С.П.
14 Сурков А.Л.
15. Межелайтис Э.П.
16. Абашидзе Г.Г.
17. Кожевников В. М. .
18. Соболев Л.С.
19. Грибачев Н.М.
20. Чайковский А. Б.
Комплект портретов русских писателей:
- Пушкин А.С.
- Лермонтов М.Ю.
- Толстой Л.К.
- Достоевский Ф.М.
- Салтыков-Щедрин М.Е.
- Некрасов Н.А.
- Тургенев И.С.
- Чехов А.П.
- Твардовский А.Т.
- Есенин С.А.
- Маяковский В.В.
- Горький А.М.
- Фадеев.
- Симонов К.М.
- Шолохов М.
- Фурманов Д.А.
- Гайдар А.П.
- Островский Н.А.
- Грибоедов А.С.
- Гоголь Н.А.
- Крылов И.А.
- Фонвизин Д.И.
- Островский А.Н.
- Гончаров И.А.
- Соболев Л.С.
- Макаренко А.С.
- Новиков-Прибой А.С.
- Федин К.А.
- Тихонов Н.С.
- Исаковский М.В.
- Короленко В.Г.
- Жуковский В.А.
- Чернышевский Н.Г.
35. Белинский В.Г.
36. Радищев А.Н.
37. Герцен А.И.
38. Шагинян М.С.
39. Серафимович А.С.
40. Марков Г.М.
41. Леонов Л.М.
42. Гладков Ф.В.
44. Багрицкий Э.Г.
45. Полевой Б.Н.
Список портретов зарубежных писателей:
1. Джек Лондон
2. Иоганн Вольфганг Гёте
3. Теодор Драйзер
4. Марк Твен
5. Чарльз Диккенс
6. Мигель Сервантес Сааведра
7. Джордж Бернард Шоу
8. Генрих Гейне
9. Дон Голсуарси
10. Ханс Кристиан Андерсан
11. Эрнест Хеменгуэй
12. Уильям Шекспир
13. Джордж Байрон
Список портретов детских писателей:
1. Чуковский К.И.
2. Михалков С.В.
3. Катаев В.П.
4. Маршак С.Я.
5. Квитко Л.М.
6. Бианки В.В.
7. Фраерман Р.И.
8. Ильин М.Я.
9. Жидков Б.С.
10. Барто А.Л.
11. Носов Н.Н.
12. Осеева В.А.
13. Забила Н.Л.
14. Кассиль Л.А.
15. Гайдар А.П.
Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» - «Литература»:
И. А. Гончаров
Смысл названия романа «Обломов». – ЛШ. – 2001. - № 8. – С. 22.
«Сон Обломова». Пространство идиллии в романе И. А. Гончарова «Обломов». – Л. – 2002. - № 8.
Странствователь и домосед. – Л. - 2002. - № 16.
Потерянный рай: «Обломов». – Л. – 2002. - № 16.
Мастерство портрета и его роль в создании характера на примере образа Обломова. – Л. – 2002. - № 16.
Русская классика накануне XXI века («Обломов»). – М. - № 77.
А. Н. Островский
После «Грозы», или несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой. – Л.–2001.- № 5.
А. Н. Островский. Художественный мир писателя. – Л. – 2001. – № 33.
Категория свободы в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Уроки. – Л. – 2002. - № 15.
К проблеме эволюции персонажей драмы «Гроза». – М. - № 55.
И. С. Тургенев
Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. – Л. – 2001. - № 16.
И. С. Тургенев. – Л. – 2001. - № 41.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Катков. Роман Тургенева и его критики. – Л. – 2002. - № 22.
Из практики организации вводных уроков на примере изучения творчества И. С. Тургенева в 10 классе. – М. - № 43.
И. С. Тургенев. – М. - № 71.
Н. А. Некрасов
Тайнопись поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – ЛШ. – 2001г. - № 1 – С. 7-10.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» Опыт анализа (10 класс). – С. 26-29.
Народные заступники. «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - №
Тема поэта и назначения поэзии. – Л. – 2001. - № 17.
Н. А. Некрасов. – Л. – 2001. - № 35.
«Мiръ» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». – Л. – 2001. - № 37.
«Наш любимый, страстный к страданию поэт». – М. - № 77.
Краткий анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». – М. - № 77.
Ф. И. Тютчев
Ф. И. Тютчев. – Л. – 2001. - № 19.
Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева. – Л. – 2001. - № 19.
Уроки В. В. Вейдле. Последняя любовь Тютчева. – Л. – 2002. - № 2.
О лирике Ф. И. Тютчева. – М. - № 60.
А. А. Фет
А. А. Фет. – Л. – 2001. - № 24.
Несколько замечаний о поэтике Фета. – М. - № 61.
Ф. М. Достоевский
К истории создания романа «Преступление и наказание». – С. 13-15.
Об одном из источников замысла романа «Преступление и наказание». – С. 16-18.
Слово героя в романе «Преступление и наказание». 10 класс. – С. 30-35.
Пейзаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». – ЛШ. – 2001. - № 7. – С. 16-18.
Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание». – С.37-39.
Страшный сон Родиона Раскольникова. Опыт анализа эпизода. – Л. – 2001. - № 19.
Топор Раскольникова. – Л. – 2001. - № 21.
Роль исповеди Мармеладова в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 23.
Символика цвета в романе «Преступление и наказание». – Л. – 2001. - № 32.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Планы-«вопросники» к сочинению в 10 классе. Анализ эпизода «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV); Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича. – Л. – 2002. - № 8.
Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода. Анализ эпизода чтения Евангелия («Преступление и наказание»). – Л. – 2002. - № 12.
Пушкинские мотивы в «Преступлении и наказании». – Л. – 2002. - № 17.
Роман «Преступление и наказание» и фольклор. – М. - № 79.
Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. – М. - № 80.
Изобразительный синтаксис Достоевского. - М. - № 69 (9).
М. Е. Салтыков-Щедрин
Животворные лучи сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. – ЛШ. – 2001. - № 6. – С. 9-15.
Конспект двух уроков. «Глупов и глуповцы под судом сатиры». – Л. – 2001. - № 27.
Л. Н. Толстой
Является ли праведницей Анна Каренина? – ЛШ. – 2001. - № 3. – С. 2-5.
В чем не сомневался Николай Ростов? – Л. – 2001. - № 17.
Роль эпизода «Тильзитский мир» в романе «Война и мир». – Л. – 2001. - № 28.
Технологическая карта к изучению творчества в 10 классе. – Л. – 2001. - № 42.
Герои «Войны и мира». – Л. – 2002. - № 1.
Уроки П. М. Бицилли. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. – Л. – 2002. - № 7.
Мастерство писателя. «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
Именины Наташи Ростовой. Анализ эпизода («Война и мир»). – Л. – 2002. - № 12.
Описание природы на страницах романа «Война и мир». – Л. – 2002. - № 12.
Языковые средства создания женских образов в романе «Война и мир». – М. - № 52.
Диалектика персонажа в творчестве Л. Толстого. – М. - № 74.
Работа над эпилогом романа «Война и мир». – М. - № 74.
Русская классика накануне XXI века («Война и мир»). – М. - № 76.
Световые прилагательные в художественном тексте (на материале романа «Война и мир»). - М. - № 69 (7).
Используемая литература
1. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009
2. Авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
3. Учебник «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.Н.Ионин. М.: Мнемозина, 2008
4. Учебник-практикум «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2008
5. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И.
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И., включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, а так же требования к уровню подготовки обучающ...
Рабочая программа для 8 класса. УМК Г.И.Беленького
Рабочая программа по литературе составлена для 8 класса. Она состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по литературе для 8класса. ( Г.И.Беленький. Базовый уровень).
Литература 8кл. Г.И.Беленький. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе под ред. Г. И. Беленького для 9 класса
Программа адресована для учителей, работающих по программе Г. И. Беленького....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...