Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Беленького Г.И., включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, а так же требования к уровню подготовки обучающихся и список обязательного чтения наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5._belenkiy.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Погорельская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по литературе
для 5 класса
учитель
Сиротина Светлана Валентиновна
Игнатцево, 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования («Вестник образования»№12-14 2004г;
- ФБУП 2004 года;
- Примерной программы основного общего образования по литературе;
- Методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в 2009-2010 учебном году в образовательных учреждениях Ярославской области;
- Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Количество часов в 5 классе:
В год – 68 часов, в неделю – 2 часа, из них на развитие речи - 6 часов
Уроков внеклассного чтения – 8 часов
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008. |
| Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008. |
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | Внеклассное чтение | сроки |
Введение. | 1 | 1 четверть | ||
Мифы. | 6 | 1 | ||
Устное народное творчество. | 8 | 1 | 1 | |
Сказочные события и герои в литературе. | 14 | 1 | 1 | 2 четверть |
Басни. | 6 | 1 | 1 | 3 четверть – 4 четверть |
Человек перед лицом жизненных испытаний. | 20 | 2 | ||
Поэзия природы. | 7 | 1 | ||
«Идет война народная. Священная война!...» | 3 | 1 | ||
Рассказы о твоих сверстниках | 3 | 1 | ||
Итого | 68 | 6 | 7 |
Плановых контрольных работ
Классное сочинение | 3 |
Домашнее сочинение | 1 |
Формы и средства контроля
№ п.п. | Тема | Кодификатор | Форма контроля | |
Р.р. Контрольная работа по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Знать отличия литературной сказки от народной. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. | Классное сочинение | ||
Р.р. Подготовка к контрольной работе по басням И.А. Крылова. | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. | Домашнее сочинение | ||
Р.р. Контрольная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | Классное сочинение | ||
Р.р. Контрольная работа по произведению А.И. Куприна «Белый пудель». | Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | Классное сочинение |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Календарные сроки | Что изучается на уроке | Формирование универсальных учебных действий | количество часов/вид учебной деят-ти | ||
Знать | Уметь | |||||
Введение 1 | ||||||
Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. | Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета. | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. | поисковая деятельн. | |||
Раздел 1. Мифы. 5+1 | ||||||
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. | Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии. | Находить отличительные черты мифов в литературе. | рецептивная и репродуктивнаядеят. | |||
Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи». | Особенности мифа и фольклора, мифы разных народов. | Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом. | рецептивная и репродуктивнаядеятельность | |||
Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | Отличие и сходство мифов и сказок. | Выделять отличительные черты мифа и сказки. | ||||
Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы. | Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения. | Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). | Слово учителя,реп-родуктивная деятельность | |||
Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». | Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание. | Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды. | рецептивная и репродуктивная деятельность | |||
Раздел 2. Устное народное творчество. 8+1+1 | ||||||
Народные сказки (3+1) Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. | репродуктивная деятельность | |||
«Белая уточка», «Кот и лиса». | Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | репродуктивная и поисковая деятельность | |||
Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка). | Своеобразие сказок народов мира. Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира. | Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок. | поисковая деятельность | |||
Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | Особенности жанра сказки. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. | творческая деят-ть | |||
Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений. | репродуктивная и творческая деят-ть | |||
Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок. | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | репродуктивная деят-ть | |||
Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов». | Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов». | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. | продуктивная творч. деят-ть | |||
Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. | Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание. | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы. | репродуктивная деят-ть | |||
Раздел 3. Сказочные события и герои в литературе. 14+1+1 | ||||||
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. | Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. | Находить отличительные особенности литературных сказок. | поисковая деят-ть | |||
А.С.Пушкин (2). Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении | Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. | репродуктивная и поисковая деят-ть | |||
Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы. | Отбирать материал для характеристики героев. | поисково-ис-следов. деят-ть | |||
Х.К.Андерсен (3+1). Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». | Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | репродуктивная деят-ть | |||
Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | поисково-ис-следов. деят-ть | |||
Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям. | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. | репродуктивная деят-ть | |||
Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением в соответствии с темой. | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. | творческая деят-ть | |||
Е.Л. Шварц (3). Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). | Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца. «Золушка» (киносценарий). | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | репродуктивная деят-ть | |||
Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | поисково-ис-следов. деят-ть | |||
Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. | Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку, пересказывать любимый отрывок. | репродуктивная деят-ть | |||
П.П.Бажов (3). Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу. | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу. | рецептивная деят-ть | |||
Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок». | Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев. | репродуктивная деят-ть | |||
Герой сказа Бажова – труженик и художник. | Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | репродуктивная и творческая деят-ть | |||
Вн.ч. В мире литературных сказок. | Отличительные особенности литературной сказки, композиционная | Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отн | репродуктивная и поисковая деят-ть | |||
Раздел 4. Басни . 4+1+1 | ||||||
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. | Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни. олицетворения. | К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. | рецептивная и репродуктивная деят-ть | |||
И. А. Крылов (3+1). Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». | Сведения о жизни баснописца. Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок». | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. | репродуктивная деят-ть | |||
«Волк на псарне», «Квартет». | Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл. | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. | репродуктивная деят-ть | |||
«Демьянова уха», «Кукушка и Петух». | Содержание и композиция басен. История создания басен. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. | рецептивная и поисковая деят-ть | |||
Р.р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по басням И.А. Крылова. | Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения. | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории,олицетвор. | репродуктивная и творческая деят-ть | |||
Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена. | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. | поисково-ис-следовательская деят-ть | |||
Раздел 5. Человек перед лицом жизненных испытаний. 20+2 | ||||||
М. Ю. Лермонтов (3) Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | рецептивная и поисковая деят-ть | |||
«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. | репродуктивная деят-ть | |||
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности. | Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения. | рецептивная и поисковая деят-ть | |||
А. В. Кольцов (2). Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение «Косарь». Понимать идею произведения. Близость стихотворения к народной песне. | Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней. | рецептивная и поисковая деят-ть | |||
Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. | Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение. | Анализировать стихотворение в соответствии с планом. | поисковая деят-ть | |||
И. С. Тургенев (4+1). Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. | Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Содержание рассказа «Муму». История его создания. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. | поисковая деят-ть | |||
Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. | Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | поисково-иследовательская деят-ть | |||
Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | репродуктивная деят-ть | |||
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | поисково-иследовательская деят-ть | |||
Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя. | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | творческая деят-ть | |||
Л. Н. Толстой (4). Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; историю создания произведения. | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. | рецептивная и репродуктивная деят-ть | |||
Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). | Особенности композиции рассказа, позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать жизненную позицию главного героя. | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. | репродуктивная деят-ть | |||
Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | Авторская позиция и способы ее выражения. | Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. | творческая деят-ть | |||
Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения | Сюжет и герои художественного произведения. | Анализировать прозаический текст, развивать умение давать уст. и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки. | репродуктивная и творческая деят-ть | |||
В.М.Гаршин (2). Сведения о жизни писателя. «Сигнал». | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания рассказа, его содержание. | Умение вступать в речевое общение, уча- ствовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. | рецептивная и репродуктивная деят-ть | |||
Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | Особенности композиции и проблематики произведения. | Отвечать на проблемный вопрос. Делать творческие проекты. | творческая деят-ть | |||
А.И.Куприн (3+1). Сведения о жизни писателя. «Бе лый пудель». | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | репродуктивная деят-ть | |||
Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). | Содержание изучаемых глав; образную природу словесно- го искусства. | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. | репродуктивная деят-ть | |||
Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). | Содержание и проблематику изученного произведения. | Сопоставлять по ступки героев, ис пользовать срав нительные характеристики. | поисковая деят-ть | |||
Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель». | Содержание и проблематику изученного произведения. | Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | творческая деят-ть | |||
Раздел 6. Поэзия природы. 6+1 | ||||||
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. | рецептивная и репродуктивная | |||
А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | репродуктивная | |||
Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулиро вать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. | поисково-исследовательская | |||
Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | репродуктивная деят-ть | |||
К.Г.Паустовский. (3) Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». | Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев. | Воспринимать и анали зировать художественный текст, формулировать тему, идею, про блематику, давать характеристи ку героев. | поисково-исследовательская | |||
«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | Особенности композиции и проблематики произведения. Образную природу словесного искусства. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка | репродуктивная деят-ть | |||
Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». Рассказы Паустовского и Пришвина | Содержание рассказов. | Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпи зоды литератур ных произведений и сравнивать их героев; выра жать свое отноше ние к прочитанно му произведению. | поисково-исследовательская | |||
Раздел 7. «Идет война народная, священная война!..» 2+1 | ||||||
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти. | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. | репродуктивная деят-ть | |||
О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли». | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесно- го искусства. | Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей. | репродуктивная деят-ть | |||
Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка». | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | репродуктивная деят-ть | |||
Раздел 8. Рассказы о твоих сверстниках 2 | ||||||
Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | репродуктивная деят-ть. | |||
В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, свое отношение к прочитанному произведению, находить сходства и различия между автором и его героем. | поисково-исследовательская деят-ть | |||
67 | Вн. чт. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений | Содержание прочитанных произведений | Характеризовать героев произведений и высказывать свое мнение о прочитанной книге | репродуктивная деят-ть. | ||
68 | Рекомендации на летнее чтение. |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего(полного) образования по литературе //Вестник образования, 2004г, №12-14.
- сборник нормативно-методических документов для учителей литературы общеобразовательных школ Ярославской области. –Ярославль,2009.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Список произведений для чтения наизусть
- А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
- И. А. Крылов «Квартет» (или «Волк и ягненок», или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом».
- М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок)
- Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)
- Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
- А.А.Фет «Ласточки пропали»
- Ю.П.Казаков «Тихое утро» (отрывок)
- Стихотворение о Великой Отечественной войне по выбору учащегося
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В.Г.Маранцмана
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по литературе (7 класс) Г.И. Беленького
Составленов соответствии с программой «Литература. 5-11 кл. Снежневской М.А./под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. М., 2006 г....
Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........