Рабочая программа по литературе под ред. Г. И. Беленького для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Программа адресована для учителей, работающих по программе Г. И. Беленького.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.docx | 37.04 КБ |
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 35.14 КБ |
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx | 32.84 КБ |
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе (5 класс)
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Иванова Диана Евгеньевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Учебно-методический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата по плану | Коррект. |
ВВЕДЕНИЕ. | |||||
1 | О художественной литературе и чтении. | 1 | С. 3-5, вопр. на с. 6. | ||
МИФЫ | |||||
2 | Мифы Древнего Египта. | 1 | С. 8-12, вопр. 3 на с. 12 | ||
3 | Мифы Древней Греции. | 1 | С. 23-30, выр. чт. | ||
4 | Мифы Древней Греции. Мифы древних славян. | 1 | Вопр. 4-5 на с. 30. | ||
5 | Миф «Подвиги Геракла» | 1 | Пересказ одного из мифов. | ||
6 | Вн.чт. Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции. | 1 | Вопр. 6 на с. 30. | ||
7 | Гомер. «Одиссея» (фрагмент). | 1 | Вопр. 4 на с. 42. | ||
8 | Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы. | 1 | Вопр. 2-3 на с. 42. | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |||||
9 | Народные сказки. «Коршун и кошка» | 1 | Пересказ сказки. | ||
10 | «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» | 1 | Пересказ сказки. | ||
11 | Виды народных сказок. «Белая уточка». | 1 | С. 68, вопр.1-3. | ||
12 | «Белая уточка». | 1 | Вопр. 6 на с. 68. | ||
13 | Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | 1 | Вопр. 7 на с. 68. | ||
14 | Контроль техники чтения. | 1 | С. 69-70, выр. чт. | ||
15 | О легенде и предании. | 1 | С.71-73, вопр. 2 на с.73 | ||
16 | Загадки. | 1 | С. 78, вопр. 3-4. | ||
17 | Загадки. | 1 | Выписать 5 загадок разных народов мира. | ||
18 | Пословицы и поговорки. | 1 | С. 86, вопр. 4-5. | ||
19 | Пословицы и поговорки. | 1 | Выписать 5 пословиц разных народов мира. | ||
20 | Народный кукольный театр. | 1 | С. 92-93, выр. чт. | ||
21 | Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов». | 1 | С. 101, вопр. 1-3. | ||
22 | Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. | 1 | С. 101, вопр. 4. | ||
СКАЗОЧНЫЕ СОБЫТИЯ И ГЕРОИ В ЛИТЕРАТУРЕ | |||||
23 | Литературные сказки. Отличие лит. сказки от народной. | 1 | С. 108-109, вопр. 5. | ||
24 | А. С. Пушкин. Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила» (фрагменты поэмы). | 1 | Чтение фрагментов поэмы. С. 126, вопр. 3. | ||
25 | «Руслан и Людмила» Главные герои поэмы. | 1 | Устная хар-ка героев. | ||
26 | Учимся читать выразительно. | 1 | С. 127-129, выр. чт. | ||
27 | Учимся выразительно читать. | 1 | Выр. чт. отрывка на выбор. | ||
28 | Сказочные образы и мотивы в произведении | 1 | С. 126, вопр. 2. | ||
29 | О стихотворной речи. | 1 | С. 133, вопр. 3 – письменно. | ||
30 | Х. К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». | 1 | Чтение с. 134-147. | ||
31 | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | 1 | Чтение с. 147-152. | ||
32 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | 1 | Чтение с. 152-169. | ||
33 | Х. К. Андерсен. «Русалочка». | 1 | Пересказ сказки. | ||
34 | Вн. чт. Х. К. Андерсен. «Истинная правда». | 1 | С. 173, вопр. 3. | ||
35 | Е. Л. Шварц. «Золушка». | 1 | С. 174-177. | ||
36 | Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | 1 | С. 177-183. | ||
37 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | Пересказ сказки. | ||
38 | Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч» | 1 | Хар-ка гл. героя. | ||
39 | О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | 1 | С. 212-213. | ||
40 | П. П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | 1 | С. 217, вопр. 1-2 | ||
41 | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | 1 | С. 217-228, пересказ. | ||
42 | Герой сказа Бажова – труженик и художник. | 1 | С. 228-234, пересказ. | ||
43 | Вн. чт. П. П. Бажов. «Горный мастер», «Хрупкая веточка». | 1 | С. 233, вопр. 1-2. | ||
44 | Басня как литературный жанр. | 1 | С. 239, вопр. 6. | ||
45 | И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». | 1 | Выр. чт. басен. | ||
46 | «Волк на псарне», «Квартет». | 1 | Выр. чт. басен. | ||
47 | «Демьянова уха», «Кукушка и Петух». | 1 | Выучить наизусть басню на выбор. | ||
48 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по басням И. А. Крылова. | 1 | Написать сочинение. | ||
49 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | 1 | Выр. чт. басен. | ||
50 | Конкурс знатоков басен. | 1 | Выр. чт. басен. | ||
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ | |||||
51 | М. Ю. Лермонтов. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | 1 | С. 4-6 (2 часть). | ||
52 | «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | 1 | Выучить наизусть отрывок. | ||
53 | Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | 1 | С. 13, вопр. 1-2. | ||
54 | А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | 1 | С. 14-16. | ||
55 | Картины степи, свободного крестьянского труда. | 1 | С. 20, вопр. 3. | ||
56 | И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. История создания рассказа «Муму». | 1 | С. 22-24. | ||
57 | Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. | 1 | Гл. 1-3. | ||
58 | Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | 1 | Гл. 4-7. | ||
59 | Роль описаний природы в рассказе. | 1 | С. 54, вопр. 3, 5. | ||
60 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | 1 | Закончить сочинение. | ||
61 | Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. «Кавказский пленник». | 1 | С. 61-63, пересказ. | ||
62 | Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). | 1 | С. 64-87, пересказ. | ||
63 | Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | 1 | С. 87, вопр. 1-2. | ||
64 | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. | 1 | С. 88, вопр. 5-6. | ||
65 | Сюжет и герои художественного произведения. | 1 | С. 89-91. | ||
66 | В. М. Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал». | 1 | С. 92-95, пересказ. | ||
67 | Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | 1 | С. 95-102, пересказ. | ||
68 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | 1 | Чтение рассказа. | ||
69 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | 1 | С. 115, вопр. 1-4. | ||
70 | Р. р. Сочинение «Сон Кусаки» | 1 | Закончить сочинение. | ||
71 | А. И. Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель». | 1 | С. 117-120. | ||
72 | Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). | 1 | С. 121-138, пересказ. | ||
73 | Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). | 1 | С. 138-153, пересказ. | ||
74 | Р.р. Написание сочинения по рассказу И. А. Куприна «Белый пудель». | 1 | Закончить сочинение. | ||
75 | А. И. Куприн. «Чудесный доктор». | 1 | Пересказ рассказа. | ||
76 | А. П. Чехов. «Мальчики». | 1 | Пересказ рассказа. | ||
77 | К. М. Станюкович. «Максимка». | 1 | Пересказ рассказа. | ||
ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ | |||||
78 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | 1 | С. 156, пересказ. | ||
79 | А. С. Пушкин. «Обвал». А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | 1 | Выр. чт. стихотворений. | ||
80 | Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | 1 | Выр. чт. стихотворений. | ||
81 | Н. И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». | 1 | Выучить наизусть стихотворение на выбор. | ||
82 | К. Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». | 1 | С. 170-177, пересказ. | ||
83 | «Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | 1 | С. 177-185, пересказ. | ||
84 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен». | 1 | С. 192, вопр. 1-2. | ||
«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..» | |||||
85 | К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; | 1 | Выр. чт. стихотв. | ||
86 | О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли». | 1 | Выр. чт. стихотв. | ||
87 | Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка». | 1 | Хар-ка главного героя. | ||
88 | Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка». | 1 | Выр. чт. фрагментов. | ||
89 | В. М. Шукшин. «Жатва». | 1 | С. 209, вопр. 3-4. | ||
90 | Р. р. Контрольное сочинение «Дети войны». | 1 | Закончить сочинение. | ||
РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ | |||||
91 | Ю. П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». | 1 | Пересказ рассказа. | ||
92 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. | 1 | С. 225, вопр. 3-4. | ||
93 | В. А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы. | 1 | С. 232, вопр. 2-4. | ||
94 | Вн. чт. Ю. П. Казаков «Арктур – гончий пес». | 1 | С. 232, вопр. 5. | ||
95 | Р. Брэдбери. «Мальчик-невидимка». | 1 | Пересказ рассказа. | ||
96 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | 1 | Пересказ понравившегося отрывка. | ||
97 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | 1 | Пересказ понравившегося отрывка. | ||
98 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | 1 | Пересказ понравившегося отрывка. | ||
99 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | 1 | Хар-ка гл. героев. | ||
100 | Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». | 1 | Пересказ отрывка. | ||
101 | Э. Сетон-Томсон. «Рассказы о животных». | 1 | Составить вопросы к рассказам. | ||
102 | Контроль техники чтения. | 1 | Подгот. к викторине. | ||
103 | Литературная викторина. | 1 | Составить кроссворд. | ||
104 | Рекомендации на летнее чтение. | 1 | |||
105 | Резервный урок. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе (7 класс)
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Иванова Диана Евгеньевна
Пояснительная записка.
Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой «Литература. 5-11 кл. Снежневской М.А./ под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. М., 2006 г.
Учебная программа составляет 105 часов в год, сюда же включены уроки по внеклассному чтению.
Основные цели – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
Задачи: 1. Расширить и углубить жизненный и читательский опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведений, поднимая уровень восприятия литературного произведения от наивно-реалистического до художественно-эстетического.
2. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения), развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника; обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях; обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-художественного текста.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы7 класса:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник
Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Г.И. Беленького. Москва. Мнемозина, 2004.
Методическая литература
Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7-ого класса.
Под редакцией М.А. Снежневской. – Мнемозин. Москва, 2002г.
Журнал «Литература в школе».
Приложение к газете «1 сентября» Литература в школе.
Дидактические материалы
Тесты по литературе 5-11 классы.
Оглоблина Н.Н. – М.: «Издательство Астрель», 2004.
Учебно-методический план.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
ВВЕДЕНИЕ | |||
1 | Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы. | 1 | |
«МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ…» (Писатели о прошлом нашей родины) | |||
2 | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта. | 1 | |
3 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. | 1 | |
4 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). | 1 | |
5 | Сила и цельность характера Калашникова. | 1 | |
6 | Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика. | 1 | |
7-8 | Р/р Аудиторное сочинение «Образ купца Калашникова- воплощение лучших черт русского национального характера». | 2 | |
9 | Вн. чтение С. Н. Хохлов «Осень в Тамани». | 1 | |
10 | А.К.Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. | 1 | |
11 | Роль главного героя. | 1 | |
12 | Вн. чтение А.К.Толстой «Князь Серебряный». | 1 | |
13 | Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. | 1 | |
14 | «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. | 1 | |
15 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. | 1 | |
16 | Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. | 1 | |
17 | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. | 1 | |
18 | Остап и Андрий. | 1 | |
19 | Трагедия Тараса Бульбы. | 1 | |
20 | Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. | 1 | |
21 | Повесть Гоголя и устное народное творчество. | 1 | |
22 | Понятие о литературном характере. | 1 | |
23-24 | Р/р Аудиторное сочинение. Характеристика литературного героя или сочинение "Мой любимый герой повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". | 2 | |
25 | Вн. чтение Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | |
26 | А. С. ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. «Полтава». Историческая основа поэмы. | 1 | |
27 | Исторический и личный конфликт в поэме | 1 | |
28 | Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). | 1 | |
29 | Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. | 1 | |
30 | Роль Мазепы. | 1 | |
31 | Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. | 1 | |
32 | Картины украинской природы. | 1 | |
33 | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. | 1 | |
34 | Поэма как жанр. Метафора. | 1 | |
35-36 | Вн.чтение А.С.Пушкин «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого». | 2 | |
37 | Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя. | 1 | |
38 | «Человек на часах»— «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». | 1 | |
39 | Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. | 1 | |
40 | Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. | 1 | |
41 | Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. | 1 | |
42 | Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. | 1 | |
43 | Вн.чтение Н.С.Лесков «Левша». | 1 | |
«ХУДОЖНИК — ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ» (Писатели-классики о своем времени) | |||
44 | И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». | 1 | |
45 | «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. | 1 | |
46 | Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. | 1 | |
47 | Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей» | 1 | |
48 | «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской». | 1 | |
49 | Вн.чтение И.С.Тургенев «Записки охотника». | 1 | |
50 | Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта. | 1 | |
51 | «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. | 1 | |
52 | Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. | 1 | |
53 | Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. | 1 | |
54 | Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. | 1 | |
55 | «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки). | 1 | |
56 | Вн. чтение Н.А.Некрасов «Русские женщины» | 1 | |
57 | М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя. | 1 | |
58 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. | 1 | |
59 | Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск. | 1 | |
60 | «Дикий помещик». | 1 | |
61 | Вн.чтение М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга». | 1 | |
62 | А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. | 1 | |
63 | «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. | 1 | |
64 | Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. | 1 | |
65 | «Тоска».Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа. | 1 | |
66 | «На мельнице». | 1 | |
67 | Вн.чтениеА. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка). | 1 | |
68 | Контрольная работа «»Завершая раздел хрестоматии. | ||
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ (Художественное время в лирике) | |||
69 | Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза» | 1 | |
70 | Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь». | 1 | |
71 | Стихотворения амурских поэтов о природе. | 1 | |
ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ (Тема становления личности) | |||
72 | Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). | 1 | |
73 | «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. | 1 | |
74 | Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. | 1 | |
75 | «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. | 1 | |
76 | Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). | 1 | |
77-78 | Р/р Аудиторное сочинение «»Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» (Жизнь и смерть Натальи Савишны»). | 2 | |
79 | Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя. | 1 | |
80 | «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. | 1 | |
81 | Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. | 1 | |
82 | МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя. | 1 | |
83 | «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. | 1 | |
84 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. | 1 | |
85 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. | 1 | |
86-87 | Р/р Аудиторное сочинение «Алеша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среде». | 2 | |
88 | Вн.чтение А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей). | 1 | |
СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) | |||
89 | C.П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении). | 1 | |
90 | Стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. М. Фофанов. «Художник», «Усну | 1 | |
91 | Стихотворения амурских поэтов. | ||
ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ | |||
92 | Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). | 1 | |
93 | И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.«Урок дочкам».Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). | 1 | |
94 | Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр. | 1 | |
95 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Спешу поделиться книгой». | 1 | |
ФАНТАСТИКА Тема будущего | |||
96 | В. А. Рождественский. «Над книгой». | 1 | |
97 | А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» (избранные страницы). | 1 | |
98 | Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. | 1 | |
99 | Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». | 1 | |
100 | Р. Брэдбери. «Каникулы », «Земляничное окошко». | 1 | |
101 | Обобщение изученного в 7 классе. | 1 | |
102 | Обобщение изученного в 7 классе. | 1 | |
103 | Литературная викторина. | 1 | |
104 | Годовая контрольная работа. | 1 | |
105 | Анализ контрольной работы. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе (8 класс)
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Иванова Диана Евгеньевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова./ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования, Москва, «Мнемозина»,2007год
Учебник: Литература 8 класс, часть 1 и 2, «Мнемозина», 2008 год, автор – составитель Г.И.Беленький.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занят!
призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Учебная программа составляет 105 часов.
Требования у уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Учебно-методический план.
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. | 1 | |
2 | Литература как искусство слова. Другие виды искусств. | 1 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ | |||
3 | Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. | 1 | |
4 | Лирические песни. «Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные». | 1 | |
5 | Вн. ч. К.Г. Паустовский. «Колотый сахар». | 1 | |
РУССКАЯ СТАРИНА | |||
6 | А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич». | 1 | |
7 | Житийный жанр в древнерусской литератур. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). | 1 | |
8 | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). | 1 | |
9 | Вн. чт. «Сказание о Борисе и Глебе». | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||
10 | А. С. Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. | 1 | |
11 | Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. | 1 | |
12 | Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. | 1 | |
13 | Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. | 1 | |
14-15 | Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе. | 2 | |
16 | Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов. | 1 | |
17-18 | Р.р. Написание контрольного сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 2 | |
19 | Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель». | 1 | |
20 | Контрольная работа по творчеству А. С Пушкина | 1 | |
21 | М. Ю. Лермонтов. «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы тюрьмы и узничества в лирике. | 1 | |
22 | Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...». | 1 | |
23 | «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). | 1 | |
24 | Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. | 1 | |
25 | «Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы. | 1 | |
26-27 | Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 2 | |
28-29 | Вн. чт. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. | 1 | |
30-31 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова | 1 | |
32 | Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии. | 1 | |
33 | Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. | 1 | |
34 | Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок. | 1 | |
35 | Хлестаков и хлестаковщина. | 1 | |
36 | Немая сцена в «Ревизоре». Жанровые особенности комедии. | 1 | |
37-38 | Высказывания героев, ставшими афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. «Ревизор» к критике. | 2 | |
39-40 | Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 2 | |
41 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Женитьба». | 1 | |
42 | Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя. | 1 | |
43 | И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася | 1 | |
44 | Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. | 1 | |
45 | Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | 1 | |
46 | Роль 16 главы в повести «Ася». | 1 | |
47 | л. Н. Толсто. Личность и судьба писателя. | 1 | |
48 | Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. | 1 | |
49 | Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. | 1 | |
50 | Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. | 1 | |
51-52 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | 2 | |
53 | Контрольная работа по 1 части хрестоматии. | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА | |||
54 | Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. История создания очерка «Парадокс» | ||
55 | Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке. | 1 | |
56 | Вн. чт. «Огоньки» В. Г. Короленко. | 1 | |
57 | Вн. чт. «Слепой музыкант» В. Г. Короленко. | 1 | |
58 | И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово». | 1 | |
59 | «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». | 1 | |
60 | М. Горький. «Песня о Соколе». | 1 | |
61 | Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. | 1 | |
62 | М. Горький «Ма-аленькая!..». | 1 | |
63-64 | Вн. чт. А. М. Горький. «Челкаш». | 2 | |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | |||
65 | Леонов «Возвращение Копылева». Обзор содержания. | 1 | |
66 | Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». | 1 | |
67 | «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…». | 1 | |
68 | Стих-ия амурских поэтов. | 1 | |
69 | К.Г. Паустовский: слово о писателе. | 1 | |
70 | «Телеграмма»: авторская позиция, история создания. | 1 | |
71 | Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). | 1 | |
72 | А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы. | 1 | |
73 | Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. | 1 | |
74 | Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. | 1 | |
75 | Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время | 1 | |
76-77 | Р.р. Написание контрольного сочинения по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | 2 | |
78 | Вн. чт. А.Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 1 | |
79 | Стихотворения о Вов. | 1 | |
80 | В.М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка». | 1 | |
81 | «Микроскоп». | 1 | |
82-83 | Вн. ч. В.М. Шукшин. Рассказы. | 2 | |
84-85 | Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказам В.М. Шукшина. | 2 | |
86 | Н.М. Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога». | 1 | |
87 | «Журавли», «Посвящение другу», «До конца». | 1 | |
88 | Р.р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова. | 1 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |||
89 | У. Шекспир. Писатель и его время. | 1 | |
90 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». | 1 | |
91 | Герои трагедии как символ верной и вечной любви. | 1 | |
92 | Сонеты Шекспира. | 1 | |
93-94 | Сочинение по творчеству У. Шекспира. | 2 | |
95 | М. Де. Сервантес. «Дон Кихот». | 1 | |
96 | Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы. | 1 | |
97 | П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы». | 1 | |
98 | В. Скотт «Айвенго». | 1 | |
99-100 | Сочинение «Моя любимая книга». | 1 | |
101 | Повторение изученного в 8 классе. | 1 | |
102 | Викторина. | 1 | |
103 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
104 | Анализ контрольной работы. Рекомендации на летнее чтение. | 1 | |
105 | Резервный урок. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе (9 класс)
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Иванова Диана Евгеньевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы
знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
- понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изобрвжения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
Учебная программа составляет 102 часа.
Учебно-методический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
ВВЕДЕНИЕ | ||||
1 | Историческое развитие русской литературы. | 1 | С. 3-8. | |
I ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ | ||||
2 | Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». | 1 | Чтение «Слова…» | |
3 | Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. | 1 | Стр. 8-14, выр. чтение «Слова…» | |
4 | Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? | 1 | Наизусть плач Ярославны. | |
II ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА | ||||
5 | Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. | 1 | Стр.26-35,план-конспект. | |
6 | М. В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года». | 1 | Стр.36-40, реформы языка, выучить наизусть отрывок. | |
7 | Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». | 1 | Стр.44-46. план-конспект 2 часть стр.67 (чтение) | |
8 | «Недоросль»: сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. | 1 | Стр.46-50 , чтение и анализ комедии по вопросам учебника. | |
9 | Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. | 1 | Подготовиться к сочинению по комедии. | |
10-11 | Р.р. Написание обучающего сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 2 | Повторение. | |
12 | А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. | 1 | Стр. 52-53, 1 часть. | |
13 | «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). | 1 | С. 31-51, 2 часть. Соч. «Каким я увидел 18 в.?» | |
14 | Вн.чтение. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» | 1 | Анализ комедии | |
15 | Вн.чтение. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» | 1 | «В чем актуальность комедий в наши дни?» | |
16 | Н. М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. | 1 | Стр. 56-61. Составить буклет | |
17 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. | 1 | Прочитать «Бедная Лиза», отв. на вопросы учебника | |
18 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Отношение автора к своим героям. Язык повести. | 1 | Речевая хар-ка героев, «Эраст – злодей или жертва?» | |
III ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА | ||||
19 | «Золотой век» русской литературы. | 1 | Стр. 67-69, план-конспект. | |
20 | О двух способах изображения жизни в литературе | 1 | Стр. 70-75. | |
21 | А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. | 1 | Стр. 76-85. Пересказ. | |
22 | «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. | 1 | Стр.86-90, прочитать 2 действие, выразительное чтение монологов Ч., Ф. | |
23 | А. С. Грибоедов. «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» | 1 | Стр.90-98, анализ последнего монолога Ч. на балу. | |
24 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Поражение и победа Чацкого. | 1 | Стр.99-103, заполнить таблицу. | |
25 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. | 1 | Выписать 10 крылатых выражений. | |
26-27 | Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 2 | Повторение | |
28 | А. С. Пушкин. Творческий путь поэта. Поэзия свободы и дружбы. | 1 | Стр. 113-120. Выучить наизусть «К Чаадаеву» | |
29 | А. С. Пушкин. Свободолюбивая поэзия. | 1 | Стр.120-137, анализ стих-й. | |
30 | «К Чаадаеву» - утверждение непреходящих нравственных ценностей. | 1 | Стр.116-120 Анализ стих-ия. | |
31 | «19 октября». Утверждение дружбы и человеческого общения как важнейших жизненных ценностей. | 1 | Стр.121-126 В чем смысл выражения «лицейское братство»? | |
32 | «Во глубине сибирских руд…» - свидетельство душевной доброты, щедрости, верности идеалам дружбы. | 1 | Стр.126-132, выучить наизусть стихотворение. | |
33 | «Анчар» - воплощение пушкинского идеала свободы и выражение гуманистического пафоса его поэзии. «К морю». Символы мощи и свободы в стихотворении. | 1 | Стр.133-138 Задание 7, средства выразительности. | |
34 | А. С. Пушкин. Лирика любовного чувства. | 1 | Стр.138- 142, наизусть «Я помню чудное мгновенье…» | |
35 | А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Стихи о поэзии наизусть. | 1 | Стр.142-148 Выучить наизусть «Я памятник себе…» | |
36 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Из истории создания романа. Своеобразие жанра и композиции. | 1 | Перечитать роман «Евгений Онегин», анализ средств выразительности. | |
37 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 1. Детство и юность Онегина. | 1 | Цитатная характеристика Онегина и Ленского. | |
38 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 2-6. Онегин и Ленский. | 1 | Выучить наизусть по 2 строфы, характеризующие Онегина и Ленского. | |
39 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 7. Онегин и Татьяна. | 1 | Выучить наизусть 2 строфы, характеризующие Татьяну. | |
40 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 8 | 1 | Устные ответы на вопросы учебника. | |
41 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора в романе. | 1 | 1, 3 задания учебника | |
42 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема финала. Онегинская строфа. | 1 | Наизусть отрывки. | |
43 | Оценка романа в русской критике. | 1 | Подготовка к сочинению. | |
44-45 | Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | Повторение. | |
46 | Вн. чт. А.С. Пушкин. «Медный всадник» | 1 | Анализ текста. | |
47 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. | 1 | Стр.160-162, презентация | |
48 | М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» | 1 | Стр.163—172, выучить наизусть. | |
49 | М. Ю. Лермонтов. Поэзия любви. | 1 | Стр.173-177, анализ стихотворения. | |
50 | М. Ю.Лермонтов. Поэтическая исповедь. «Как часто, пестрою толпою окружен…» и др. | 1 | Стр.177-181, выразительное чтение стихотворений. | |
51 | М.Ю.Лермонтов. Отчизна в лирике поэта. «Родина», «Прощай, немытая Россия…» | 1 | Стр.181-185, выучить наизусть стихотворение. | |
52 | М. Ю. Лермонтов. Анализ лирического произведения. | 1 | Анализ стих-ия. | |
53 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания произведения. | 1 | Чтение романа. | |
54 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». | 1 | Гл. «Княжна Мери» | |
55 | Век Лермонтова в романе. | 1 | Составить вопросы к главе «Тамань». | |
56 | Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | 1 | Анализ эпизода. | |
57 | Особенности композиции романа. | 1 | Подг. к самост. работе. | |
58 | Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. | 1 | Подг. к сочинению. | |
59-60 | Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | Повторение. | |
61 | Н.В. Гоголь. Страницы жизни. «Петербургские повести». «Невский проспект». | 1 | С. 186-195. | |
62 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. | 1 | С. 195-201. | |
63 | Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра. | 1 | Тест по 2 главе. | |
64 | Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. | 1 | Хар-ка помещиков. | |
65 | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. | 1 | Анализ эпизода. | |
66 | Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. | 1 | Анализ эпизода | |
67 | Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. | 1 | Подготовиться к сочинению. | |
68-69 | Написание контрольного сочинения по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 2 | Повторение. | |
70 | А. Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся». | 1 | С. 202-207. | |
71 | Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. | 1 | С. 207-218. | |
72 | Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»). | 1 | Анализ эпизода. | |
73 | Н.А. Некрасов. Певец труда и страданий | 1 | Стр.222-226, пересказ. | |
74 | Н.А. Некрасов. Лирика. Городские мотивы. | 1 | Стр.227-231, анализ стих-я «Вчерашний день, часу в шестом…» | |
75 | Н. А. Некрасов. Лирика. Любовь к народу, Любовная лирика. | 1 | Стр.231-241, выучить наизусть стих-ие. | |
76 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество | 1 | Стр.242-247, буклет | |
77 | Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» | 1 | Стр.247-251,в.7 стр.250 | |
78 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тема одиночества человека в странном мире | 1 | Анализ эпизода. | |
79 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Петербург Достоевского. | 1 | Стр. 254, в.4 письменно Презентация о Л. Н. Толстом | |
80 | Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии. | 1 | Стр. 255-257. Пересказ. | |
81 | Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». | 1 | Сочинение-миниатюра «Диалектика души» | |
82 | Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Анализ рассказов «Тоска», «Счастье». | 1 | Стр. 263-265. перечислить основные худ. особенности чеховских рассказов. | |
83 | «Маленькая трилогия». «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 1 | Стр. 268-272. «Смешное и грустное в произведениях Чехова». | |
IV ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА | ||||
84 | XX век. Литература великих и трагических лет. | 1 | С.272-274, план-конспект. | |
85 | И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика | 1 | Стр.275-285, наизусть стих-ие на выбор (с. 279-280). | |
86 | И. А. Бунин. Проза. | 1 | Стр.285-287. | |
87 | А. А. Блок. Своеобразие лирики. | 1 | Стр.288-303, выуч. наизусть стих-ие «Россия». | |
88 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Стр.304-306. Презентация биографии и творчества | |
89 | В. В. Маяковский-лирик. «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта. | 1 | Стр.306-319. наизусть стихотворение. | |
90 | В. В. Маяковский-сатирик. «Прозаседавшиеся» | 1 | Стр.320-324. вопрос 2. | |
91 | С. А. Есенин. Своеобразие лирики. | 1 | Стр.325-328. | |
92 | С. А. Есенин. Тема Родины, любви в поэзии. | 1 | Выучить наизусть стих-ие. | |
93 | М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. | 1 | Стр.341-343 перечитать «Собачье сердце» | |
94 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце». | 1 | Стр.343-349, анализ текста. | |
95 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце». | 1 | Рассказать о превращении «милейшего пса» в «мразь». | |
96 | М. Шолохов «Судьба человека». | 1 | Стр.349-350.план-конспект | |
97 | М. Шолохов «Судьба человека». | 1 | Стр.351-354, устно ответ. на ? | |
98 | А.И.Солженицын. Из биографии писателя. | 1 | Стр.355-358. Буклет по биографии писателя. | |
99 | А.И.Солженицын. «Матренин двор». | 1 | Стр. 358-364, стр. 362 в.6. | |
100 | О судьбе Матрены и смысле рассказа. | 1 | Стр. 362-364, вопросы. | |
101 | Повторение изученного в 9 классе. | 1 | Повторение. | |
102 | Литературная викторина. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом ...
Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе....
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе для 8класса. ( Г.И.Беленький. Базовый уровень).
Литература 8кл. Г.И.Беленький. Базовый уровень....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...