Рабочая программа для 8 класса. УМК Г.И.Беленького
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена для 8 класса. Она состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 100.5 КБ |
tp_literatura_8.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
Рабочая программа по литературе
8 класс
Программа составлена учителем
Варниной Н.А.
2012-2013учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького. Данная рабочая программа литературы в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 недельных часа, 35 учебных недель).
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений – основа изучения литературы в школе, в том числе и в 8 классе.
Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Обучающиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цели определяют задачи рабочей учебной программы:
- формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
- Результаты изучения предмета
- «Литература»
- Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
- 1) в познавательной сфере:
- • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- 2) в ценностно-ориентационной сфере:
- • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- 3) в коммуникативной сфере:
- • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- 4) в эстетической сфере:
- • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В соответствии с данными результатами на уроках литературы необходимо формировать универсальные учебные действия.
Функции УУД состоят:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
- Личностный.
- Регулятивный.
- Познавательный.
- Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение к учебной познавательной деятельности;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основесоциальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково – символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно – графическую или знаково – символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностей и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и ем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки чформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
- формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностей.
Раздел II. Содержание курса.
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
Устное народное творчество.
Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».
Русская старина.
Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.
Литература XIX века.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.
М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.
И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».
Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литература конца XIX - начала XX века.
В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».
Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».
Литература XXвека.
Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.
К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.
В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с 2чудинкой» (2чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.
М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
Художественная литература, её особенности и значение (обобщение зученного).
Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.
Учебно-тематический план:
Содержание | Объём (час) |
Введение Устное народное творчество Житийная литература Литература XIX века Литература конца XIX - начала XX века Литература XX века Из зарубежной литературы Итого: Из них развития речи | 1 3 3 32 9 16 6 70 11 |
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
- некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
- писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Раздел IV.Программно-методическое обеспечение курса
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010. – 152 с..
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009. – 110 с.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], режим доступа:http://school-collection.edu.ru/
Список литературы для учителя
Дорожкина В.Т. Основы стихосложения – школьникам на уроке и во внеклассной работе: Практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-творческих объединений. – М: АРКТИ, 2006. – 223 с.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 113 8с.
Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. Об основах методики // Избр. труды. – М., 1985. – 250 с.
Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 185 с.
Список литературы для обучающихся
Литература. 8 класс.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях / Авт.-сост. Г.И.Беленький. – (любое издание 2007 – 2001 г.). – М.: Мнемозина. – 518 с.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.
Сычев С.В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века / Современная школьная энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 732 с.
Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература /Словарь школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 186 с.
Предварительный просмотр:
Раздел 5.Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класса.
№ | Тема | Дата провед. | Кол-во часов | Формирование универсальных учебных действий | Использование ресурсов кабинета, ИКТ | Домашнее задание |
Введение | 1 | |||||
1 | Введение. Искусство слова | 1 | Знать образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Страницы учебника С. 5-13 | |
Фольклор | 3 | |||||
2 | Устное народное творчество. Народные песни. | 1 | Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; знать характеристику исторических песен | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | С. 14-17, отвечать на вопросы. | |
3 | Исторические песни | 1 | Знать характерные черты лирич. песни. Уметь отличать лирич. и исторические песни | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать, отвечать на вопросы | |
4 | Лирические песни. Авторская песня. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Выучить наизусть песню по выбору | ||
Житийная литература | 3 | |||||
5 | Житие как жанр древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Знать: жанр житие. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать, отвечать на вопросы | |
6 | «Житие Протопопа Аввакума» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Стр.54, вопр.1, 2 | |
7 | Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге. | Стр.55-56, пересказ | ||
А.С.Пушкина | 8+1 | |||||
8 | История России в творчестве А.С.Пушк ина Историческая основа повести «Капитанская дочка» | 1 | Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания повести. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать главы повести ( 1-5 ), отвечать на вопросы. | |
9 | Образ Гринева. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Фрагменты кинофильма. | Читать главы повести, отвечать на вопросы | |
10 | «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни.» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге. | Фрагменты кинофильма. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать главы повести, отвечать на вопросы | |
11 | «Сильное и благое потрясение». Встреча с Пугачевым. | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге. | Фрагменты кинофильма. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Анализ встреч Гринева и Пугачева | |
12 | Образ Пугачева в повести | 1 | Особенности изображения главного героя. | Фрагменты кинофильма. | Характеристика Пугачева. | |
13 | Гринев и Швабрин | 1 | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | Фрагменты кинофильма. | Сравнительная характеристика героев | |
14 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Фрагменты кинофильма. | Характеристика Маши Мироновой. | |
15 | Художественные и композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия в прозе. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Подготовиться к сочинению | |
16 | РР Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Биография М.Ю. Лермонтова. (доклады) | ||
Творчество М.Ю.Лермонтова | 4+2 | |||||
17 | Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова. Лирика. | 1 | Знать: основные факты жизни и творчества М. Ю.Лермонтова. Художественные особенности лирики. Уметь выполнять анализ поэтического произведения. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова | |
18 | История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла. | 1 | Уметь анализировать язык поэмы. | Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя | ||
19 | Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя произведения. | Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию | ||
20 | Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы | 1 | Особенности композиции произведения, ее язык. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Выучить наизусть отрывок из поэмы | |
21 | РР Выразительное чтение отрывков поэмы | 1 | Художественно-выразительные средства речи. Выразительно читать отрывки из поэмы. | Подготовиться к сочинению. | ||
22 | РР Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Подготовить рассказ о биографии Гоголя. | ||
Творчество Н.В.Гоголя | 7+1 | |||||
23 | Н.В.Гоголя. История создания комедии «Ревизор» | 1 | Знать: жанровые особенности произведения. Уметь работать с текстом комедии. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Прочитать 1 действие комедии | |
24 | Порядки города N | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристики героям | Фрагменты постановки пьесы | Читать 2, 3 действия, характеристика Осипа и Хлестакова. | |
25 | Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина» | 1 | Особенности изображения главного героя. | Фрагменты постановки пьесы | Дать характеристику Хлестекова. Читать 4 действие | |
26 | Образ городничего. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Фрагменты постановки пьесы | Дать характеристику городничему. Дочитать пьесу. | |
27 | Чиновники города N. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристики героям | Фрагменты постановки пьесы | Найти в комедии основные этапы сюжета | |
28 | Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Фрагменты постановки пьесы | Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии | |
29 | Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы» | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Подготовиться к устному сочинению. | ||
30 | РР Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Написать сочинение | ||
Творчество И.С.Тургенева | 4+1 | |||||
31 | Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася» | 1 | Основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева. Знать: повесть. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Прочитать повесть «Ася» | |
32 | Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Фрагменты кинофильма. | Ответы на вопросы. | |
33 | Образ Аси в повести И.С.Тургенева | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику героине. | Фрагменты кинофильма. | Ответы на вопросы. | |
34 | Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике | 1 | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия в прозе. | Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении | ||
35 | РР Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася» | 1 | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование. | Биография Толстого. | ||
Л.Н.Толстой | 3+1 | |||||
36 | Л.Н.Толстой. «После бала» История создания рассказа «После бала». | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. ЦОР № 4-7 | Читать рассказ, отвечать на вопросы | |
37 | Особенности жанра. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | ЦОР № 18 | Проанализировать поведение полковника на балу и после бала | |
38 | Полковник на балу и после бала. Контраст и антитеза в произведении. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Составить сложный план сочинения | ||
39 | РР Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1 | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Биография Короленко. | ||
Творчество В.Г. Короленко. | 3 | |||||
40 | В.Г. Короленко «Парадокс» | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | ЦОР № 8 Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать, отвечать на вопросы | |
41 | Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Ответы на вопросы. | ||
42 | «Огоньки» Лирическая миниатюра. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | ||
Творчество И.А.Бунина. | 2+1 | |||||
43 | И.А. Бунин Лирика. | 1 | Художественно-выразительные средства речи. | ЦОР № 5 | Выучить стихотворение наизусть. | |
44 | РР Выразительное чтение стихотворений наизусть. | 1 | Выразительно читать стихи наизусть. | Читать рассказ «Сверчок» | ||
45 | «Сверчок» Тема маленького человека в рассказе. | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Ответы на вопросы. | |
Творчество М.Горького | 2+1 | |||||
46 | М.Горький. «Песня о Соколе» Символико- аллегорический смысл «Песни..». | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. Символ. | Цор № 13,8,10 | Отрывок наизусть. | |
47 | «Заветы отца» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою. | Ответы на вопросы. | ||
Творчество Н.А.Заболоцкого | 1+1 | |||||
48 | Н.А.Заболоцкий Лирика. | 1 | Художественно-выразительные средства речи. | ЦОР № 4-6, 3 | Наизусть. | |
49 | РР Выразительное чтение наизусть. | 1 | Выразительно читать стихотворения наизусть. | Анализ стихотворений | ||
Творчество К.Г.Паустовского | 3+1 | |||||
50 | К.Г.Паустовский - мастер художественного слова | 1 | Основные факты жизни и творчества К.Г. Паустовского. Понимать духовный мир, мысли и чувства писателя. Особенности прозы. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Прочитать рассказ «Телеграмма» | |
51 | Особенности проблематики рассказа «Телеграмма». | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику героям. | Дать подробную характеристику одному из героев рассказа | ||
52 | Композиция рассказа. Ёмкость художественного слова. | 1 | Особенности композиции произведения, язык рассказа. | Ответы на вопросы. | ||
53 | РР Анализ эпизодов рассказа. (Работа в группах) | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Закончить работу по анализу эпизодов. Доклады по творчеству Твардовского. | ||
Творчество А.Т.Твардовского. | 4+1 | |||||
54 | А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы. | 1 | Особенности композиции произведения, ее язык. | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать главы поэмы, отвечать на вопросы | |
55 | Идейно – художественная многогранность поэмы. Тема «большой» и «малой» родины. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. | Читать главы поэмы, отвечать на вопросы | |
56 | Теркин и его друзья. Авторский голос в поэме. | 1 | Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | Читать главы поэмы, отвечать на вопросы | ||
57 | Народно – поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. | 1 | Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. | Отрывок наизусть. | ||
58 | РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Доклады о жизни и творчестве Шукшина. | ||
Творчество В.М. Шукшина | 3 | |||||
59 | В.М. Шукшин Рассказы. «Дядя Ермолай» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Читать, отвечать на вопросы | ||
60 | «Солнце, старик и девушка». | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Читать, отвечать на вопросы | ||
61 | «Микроскоп» | 1 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Читать, отвечать на вопросы | ||
Творчество Н.М.Рубцова | 2 | |||||
62 | Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества | 1 | Художественно-выразительные средства речи. Анализ поэтического текста. | Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта | ||
63 | Художественные особенности поэзии Н.Рубцова | 1 | Художественно-выразительные средства речи. Анализ поэтического текста. | Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова | ||
Зарубежная литература | 6 | |||||
64-66 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» | 3 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Выучить понравившийся отрывок из трагедии | ||
67-69 | М. де Сервантес «Дон Кихот» | 3 | Работа с текстом. Уметь анализировать худ. произв. и самостоятельно делать выводы. | Читать главы, отвечать на вопросы | ||
70 | Подведение итогов учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...