Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований. Особенно актуально содержание программы в преддверии зимней Олимпиады в 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_programma.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по географии
"Мир туризма"
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мир туризма»предназначена для учащихся 8-9 классов.
Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).
ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним термина «отдых» – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.
Для изучения ТРС требуются совместные усилия медико-, экономико- и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований. Особенно актуально содержание программы в преддверии зимней Олимпиады в 2014 г.
Особенностью преподавания является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.
Цели программы: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи программы:
· Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
· Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.
· Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов.
· Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.
· Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
Врезультате изучения курса учащиеся должны знать:
– соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;
– виды рекреационной деятельности;
– соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
– ТРС и методы изучения ТРС;
– главные рекреационные районы мира.
Учащиеся должны уметь:
– использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
– давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Колич. часов | В том чисе | Форма контроля | ||
Лекц. | Практ. | Семин. | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки | 8 | 4 | 1 | 3 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
Рекреационная география России | 3 | 1 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, участие в семинаре | |
3 | Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии | 18 | 5 | 4 | 9 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
4 | Итоговые занятия | 1 | 1 | 2 | 1 | Самостоятельная работа, участие в семинаре |
Итого 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Введение (1 час).
Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (8 часов).
Лекция: Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (1 час).
Лекция: Понятие о рекреационной географии. (1 час).
Семинар: Отдых и рекреация (1 час).
Лекция: Виды рекреационной деятельности (1ч.)
Лекция: Классификация туризма (1 ч.)
Семинар: Лидеры международного туризма (1 ч.)
Урок-практикум: Деловая игра «Новые уголки» (1 ч.)
Семинар: Список Всемирного наследия(1 ч.)
Тема 2. Рекреационная география России (3 часа)
Лекция: Рекреационная география России (1 ч.)
Семинар: Рекреационная география России. Деловая игра. (1 ч.)
Урок-практикум: Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России» (1 ч. )
Тема 3. Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (18 часов).
Лекция: Туризм в Краснодарском крае(1 ч.)
Семинар: Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае. (1 ч.)
Лекция: Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города(1 ч.)
Семинар: Развитие туризма на степных реках края. (1 ч.)
Лекция: Туризм на побережье Азовского моря. (1 ч.)
Семинар: Перспективы развития побережья Азовского моря. (1 ч.)
Лекция: Объекты Таманского полуострова(1 ч.)
Семинар: Туристическая привлекательность Черноморского побережья(1 ч.)
Практикум: Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья. (1 ч.)
Семинар: Дорогами ВОВ. (1 ч.)
Практикум: Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей. (1 ч.)
Семинар: Сочи-2014(1 ч.)
Семинар: Олимпийские резервы(1 ч.)
Практикум: Деловая игра. «Привлекаем туристов» (1 ч.)
Лекция: Туризм в предгорной зоне края. (1 ч.)
Семинар: Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края(1 ч.)
Семинар: Горные туристические объекты республики Адыгея. (1 ч.)
Практикум: Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах» (1 ч.)
Тема 3. Итоговые занятия (3 часа)
Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). (1 ч.)
Практикум: Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской. (1 ч.)
Практикум: Итоговое занятие. Тестирование(1 ч.)
Литература
1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе. – 2003. – № 4.
2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс. – М., 2002.
3. Веденин, Ю. А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М., 1988.
4. Герасимова, И. П., Преображенский, B. C. Основы конструктивной географии. – М., 1986.
5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе. – 2001. – № 6.
6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. – 1994. – № 2.
7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. – М., 2002.
8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира». – М., 2002.
9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационная география. – М., 1981.
10. Мироненко, Н. С., Бочкарева, М. М. Рекреационные системы. – М., 1986.
11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбасе // География в школе. – 2001. – № 3.
12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. – № 6.
13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе. – 2003. – № 4.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Колич. часов | В том числе | |||
Лекц. | Практ. | Семин. | ||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки | 1 | 1 | |||
3 | Понятие о рекреационной географии. | 1 | 1 | |||
4 | Отдых и рекреация | 1 | 1 | |||
5 | Виды рекреационной деятельности | 1 | 1 | |||
6 | Классификация туризма | 1 | 1 | |||
7 | Лидеры международного туризма | 1 | 1 | |||
8 | Деловая игра «Новые уголки» | 1 | 1 | |||
9 | Список Всемирного наследия | 1 | 1 | |||
10 | Рекреационная география России | 1 | 1 | |||
11 | Рекреационная география России. Деловая игра. | 1 | 1 | |||
12 | Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России» | 1 | 1 | |||
13 | Туризм в Краснодарском крае | 1 | 1 | |||
14 | Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае. | 1 | 1 | |||
15 | Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города | 1 | 1 | |||
16 | Развитие туризма на степных реках края. | 1 | 1 | |||
17 | Туризм на побережье Азовского моря. | 1 | 1 | |||
18 | Перспективы развития побережья Азовского моря. | 1 | 1 | |||
19 | Объекты Таманского полуострова | 1 | 1 | |||
20 | Туристическая привлекательность Черноморского побережья | 1 | 1 | |||
21 | Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья. | 1 | 1 | |||
22 | Дорогами ВОВ. | 1 | 1 | |||
23 | Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей. | 1 | 1 | |||
24 | Сочи-2014 | 1 | 1 | |||
25 | Олимпийские резервы | 1 | 1 | |||
26 | Деловая игра. «Привлекаем туристов» | 1 | 1 | |||
27 | Туризм в предгорной зоне края. | 1 | 1 | |||
28 | Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края | 1 | 1 | |||
29 | Горные туристические объекты республики Адыгея. | 1 | 1 | |||
30 | Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах» | 1 | 1 | |||
31 | Территориальные рекреационные системы (ТРС). | 1 | 1 | |||
32 | Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС | 1 | ||||
33 | Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской. | 1 | ||||
34 | Итоговое занятие. Тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"
Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...
Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»
Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже, реализуется по физкультурно-спортивной направленности....
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...
Программа дополнительного образования по географии
Программа дополнительного образования "Удивительная планета" для учеников 9 классов...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....
Комментарии
элективный курс "Мир туризма"