РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "МУЗЕЕВЕДЫ"
рабочая программа по краеведению
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музееведы» составлена на основе авторской программы Д.В.Смирнов «Юные музееведы»: примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и навыкам научной музейной работы. Значительное большинство занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создание творческих исследовательских проектов (выставок, маршрутов экскурсий, научно – исследовательскую деятельность). При реализации программы планируется посещение музеев.
Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ внеурочной деятельности, рассчитана на 68 часов.Изучение курса «Музееведы» рассчитано на 34 часа, поэтому программа сокращена на 34 часа.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.
Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.
3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.
Роль музеев в жизни Амурской области, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.
Практическая работа: обзорные экскурсии в краеведческий музей города свободного, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Классификация музеев. Музеи Амурской области. Школьный краеведческий музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Музеи Амурской области. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.
7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»
8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея.
9. Поисково- исследовательская деятельность школьного музея
Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.
10. Выставочная деятельность школьного музея.
Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.
11. Экскурсионная деятельность школьного музея
Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.
12. Поисковая деятельность учащихся
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа--исследователя при выполнении поисково— исследовательских работ.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать мнение
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практ. | План | Факт | ||
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 1 | 1 | |||
2 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 1 | 1 | |||
3 | Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. | 1 | 1 | |||
4 | Регламентация деятельности музея. | 1 | 1 | |||
5 | Роль музея в жизни города. | 1 | 1 | |||
6 | Основные социальные функции музеев. | 1 | 1 | |||
7 | Основные социальные функции музеев. | 1 | 1 | |||
8 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 1 | 1 | |||
9 | Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) | 1 | 1 | |||
10 | История музейного дела в России. | 1 | 1 | |||
11 | Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 1 | 1 | |||
12 | Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 1 | 1 | |||
13 | Классификация музеев. Музеи Амурской области. | 1 | 1 | |||
14 | Школьный краеведческий музей. | 1 | 1 | |||
15 | Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. | 1 | 1 | |||
16 | Работа с фондами в школьном музее. | 1 | 1 | |||
17 | Работа с фондами в школьном музее. | 1 | 1 | |||
18 | Работа с фондами в школьном музее. | 1 | 1 | |||
19 | Музейная экспозиция. | 1 | 1 | |||
20 | Виды музейных экспозиций. | 1 | 1 | |||
21 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
22 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
23 | Поисково-исследовательская деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
24 | Выставочная деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
25 | Выставочная деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
26 | Экскурсионная деятельность музея. | 1 | 1 | |||
27 | Выставочная деятельность школьного музея. | 1 | 1 | |||
28 | Поисковая деятельность учащихся. | 1 | 1 | |||
29 | Поисковая деятельность учащихся. | 1 | 1 | |||
30 | Поисковая деятельность учащихся. | 1 | 1 | |||
31 | Поисковая деятельность учащихся. | 1 | 1 | |||
32 | Организация краеведческой работы на следующий год | 1 | 1 | |||
33 | Организация краеведческой работы на следующий год | 1 | 1 | |||
34 | Отчетное занятие | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 34 | 7 | 27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...