РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "МУЗЕЕВЕДЫ"
рабочая программа по краеведению

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_proramma_muzeevedy.docx246.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\2024-2025\му.jpg

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

      Рабочая программа внеурочной деятельности «Музееведы» составлена на основе авторской программы Д.В.Смирнов «Юные музееведы»: примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.

      Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и навыкам научной музейной работы. Значительное большинство занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создание творческих исследовательских проектов (выставок, маршрутов экскурсий, научно – исследовательскую деятельность). При реализации программы планируется посещение музеев.

        Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ внеурочной деятельности, рассчитана на 68 часов.Изучение курса «Музееведы» рассчитано на 34 часа, поэтому программа сокращена на 34 часа.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.

3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.

Роль музеев в жизни Амурской области, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.

Практическая работа: обзорные экскурсии в краеведческий музей города свободного, по итогам экскурсий определить социальные функции музеев.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Классификация музеев. Музеи Амурской области.  Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Музеи Амурской области. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.

7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»

8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в  школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической  экспозиции школьного музея.

9. Поисково- исследовательская  деятельность  школьного музея

Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.

10. Выставочная деятельность школьного музея.

Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.

11. Экскурсионная деятельность школьного музея

Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.

12. Поисковая деятельность учащихся

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской  работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов;  документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа--исследователя при выполнении поисково— исследовательских работ.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет формироваться:

 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

 - интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

 - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

 - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; 

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- находить и обрабатывать информацию;

 - анализировать объекты, выделять главное;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

 - проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

 - оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

 - описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

 - высказывать суждения, аргументировать мнение

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практ.

План

Факт

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

1

1

2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

1

1

3

Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

1

1

4

Регламентация деятельности музея.

1

1

5

Роль музея в жизни города.

1

1

6

Основные социальные функции музеев.

1

1

7

Основные социальные функции музеев.

1

1

8

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

1

1

9

Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

1

1

10

История музейного дела в России.

1

1

11

Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

1

1

12

Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

1

1

13

Классификация музеев. Музеи Амурской области.  

1

1

14

Школьный краеведческий музей.

1

1

15

Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

1

1

16

Работа с фондами в школьном музее.

1

1

17

Работа с фондами в школьном музее.

1

1

18

Работа с фондами в школьном музее.

1

1

19

Музейная экспозиция.

1

1

20

Виды музейных экспозиций.

1

1

21

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

1

1

22

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

1

1

23

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

1

1

24

Выставочная деятельность школьного музея.

1

1

25

Выставочная деятельность школьного музея.

1

1

26

Экскурсионная деятельность музея.

1

1

27

Выставочная деятельность школьного музея.

1

1

28

Поисковая деятельность учащихся.

1

1

29

Поисковая деятельность учащихся.

1

1

30

Поисковая деятельность учащихся.

1

1

31

Поисковая деятельность учащихся.

1

1

32

Организация краеведческой работы

на следующий год

1

1

33

Организация краеведческой работы на следующий год

1

1

34

Отчетное занятие

1

1

ИТОГО

34

7

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...