Технологическая карта урока для 5а класса
план-конспект урока по краеведению (5 класс)
Цель: Урок «открытия» нового знания. Познакомить учащихся с коренными народами Сибири; сформировать представления о культуре, жилище, одежде, праздниках народов ханты и манси.
Задачи:
1.Расширить представления детей о Родном крае, в котором они живут, прививая любовь к родному краю.
2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала, создавая условия для развития позитивного интереса.
3. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Малиновский
Технологическая карта урока 5а класса
содержащего изучаемые вопросы регионального содержания с учетом этнокультурного, регионального, культурологического подходов на принципе
историзма в соответствии с обоснованной этнокультурной составляющей ХМАО – Югры.
Разработала: Бучко Анастасия Андреевна,
учитель
п. Малиновский, 2024
Тема урока | История моего края. Кто такие ханты и манси. |
Цель | Урок «открытия» нового знания. Познакомить учащихся с коренными народами Сибири; сформировать представления о культуре, жилище, одежде, праздниках народов ханты и манси. |
Задачи | 1. Расширить представления детей о Родном крае, в котором они живут, прививая любовь к родному краю. 2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала, создавая условия для развития позитивного интереса. 3. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление; |
Планируемый результат | Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. |
Методы, формы работы | Объяснительно- иллюстративный метод Индивидуальная, групповая, работа в парах |
Оборудование урока |
|
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент.Самоопределение к деятельности. | Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. | Подготовка класса к работе. Дети отгадывают загадку: Есть на земле огромный дом под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья, Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья (Родина) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
#1040;ктуализация знаний и пробное учебное действие. Синтез, сравнение, обобщение… | Введение в тему. Учитель или заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Север» Суровый край, ты Севером зовёшься, Раскинутый на четверть всей земли. Лесами мудрыми ты эхом отзовёшься Во всём убранстве снежной красоты. Как богатырь из сказки старой- старой, Ты дышишь силою морозов и снегов, И льдов, сковавших быстрые потоки, И злых, холодных, северных ветров. Твоё могущество и мудрость происходят От переживших старину веков. Твоя суровость, холодность и сила От тех прошедших страшных ледников. Но ты красив, красив своим размахом, Непроходимостью нетронутых лесов, Зверьём, и птицами, и солнечным закатом, И реками, затянутыми льдом. Да, ты суров, могуч! Да, ты прекрасен! Я счастлив видеть каждый день тебя. Дышать тобой, покуда ум мой ясен, И узнавать всё больше для себя. (стихотворение можно комментировать фото - презентацией родного края) Организовывает беседу по вопросам: - О чём это стихотворение? - Сегодня у нас будет необычный урок - экскурсия по родному краю. ?: Как называется округ, в котором мы живём? Когда он был образован?(10 декабря 1930) А почему он так называется?(по имени коренных народов) | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации, прослушанного стихотворения; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, из презентации). Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну. |
III. Постановка учебной задачи. | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?» ?: - Как вы думаете, откуда эта земля? - Да, это земля наша, родная. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? (Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек). | Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать, защищает нас от врагов. | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека земли в другой стране. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознание своей этнической принадлежности |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. Для нас неведомой страной Является наш край родной! - Ребята, как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить). | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Ответы детей: - Можно узнать в толковом словаре. - Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, губерния Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете. Вывешивается табличка: Родной край. Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
#1056;еализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия. Рефлексия Домашнее задание | Организует обучающихся на исследование. Знакомит с картой ХМАО-Югры, показывает столицу, крупные города, реки… - Через века передавалась из поколения в поколение любовь коренного народа к своей земле. Рассказ учителя с параллельным показом слайдов. Давным – давно это было, когда олени ещё с людьми не дружили, а люди по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таёжном крае, в крае рек и озёр. Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты и манси больше тысячи лет назад. Суровым был край, но богат очень: кедра видимо- невидимо; зверья всякого и птицы полным- полно. Верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми- Торум; что от злых духов поможет шаман. Ханты и манси – самая крупная этническая группа на территории округа, у них есть свой язык. Традиционные занятия хантов- рыболовство, таёжная охота, оленеводство, собирательство. Женщины занимались шитьём одежды и обуви из оленьего меха. В вышивке до сих пор сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы»). Давайте их рассмотрим… Продолжение рассказа учителя с параллельным показом презентации: - Традиционное жилище хантов и манси похоже на каркасную пирамиду. Летом эти каркасы из жердей крыли корой, а зимой- оленьими шкурами. Манси (вогулы, манчи; в старинных русских источниках- югра). В русских летописях первое упоминание о вогулах относится к 1445 году. В 1483 году, потерпев поражение при р.Первым, вогулы приняли русское подданство. позднее Пётр 1 приказал всех вогулов крестить, и при тобольском митрополите Филарете вогулы приняли крещение. Но многие манси ещё долгое время сохраняли различные дохристианские верования( с почитанием зверей, предков; с шаманскими обрядами; особенно распространён был культ медведя, который выступал в роли поборника справедливости). Традиционные жилища манси – невысокие срубные дома. Дома отапливались чувалом- открытым очагом типа камина, сплетёнными из прутьев обмазанным глиной. Запасы хранили около домов в оллигарах. Традиционную одежду коренных народов Сибири можно рассмотреть на рисунках Физминутка: Раз, два - встать пора Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. Достигнули ли цель нашего урока? Давайте подведем итог нашего урока. Плюсы и минусы. Фишка зеленого цвета это «П» плюсы урока - что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей, а фишка красного цвета это «М» минусы, т.е. что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. Фишка желтого цвета означает «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Рассматривают карту ХМАО- Югры, отвечают на вопросы. Дети рассматривают орнаменты и высказывают свои впечатления. Дети рассматривают образцы и раскрашивают. Выполняют физкультминутку Учащиеся выбирают фишки, высказывают свои мысли. Записывают домашнее задание | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родном крае; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край. . Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом Самооценка своей деятельности Осознание причин успеха и неуспеха
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Иллюстрации
Традиционные орнаменты ( «заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы»).
Традиционная одежда коренных народов
Традиционные жилища манси
Список источников
#1040;нучин Д.Н. к истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание «О человецах не знаемых в восточной стране»// Древности Московского археологического общества. - М., 1890. Т.14. - С. 271.
2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. - Томск, 1973. - 60 с.
3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. - Томск, 1978. - 216 с.
4. Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. - М., 1990. - 568 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...