Программа дополнительного образования «Семья народов Красноярского края»
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс)
Курс дополнительного образования «Семья народов Красноярского края» предназначен для обучающихся 7,8 класса и направлен на достижение планируемых результатов обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования. Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Красноярского края, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью. Задачи: - ознакомление обучающихся с историей расселения народов Красноярского края, с их традициями, праздниками и ремеслами; - обучение навыкам научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов; - формирование активной жизненной и гражданской позиции; - воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре. - формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива; Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю. Программа является ориентиром при составлении календарно-тематического планирования курса. Рабочая программа включает в себя следующие разделы: общую характеристику, планируемые результаты освоения программы, содержание и тематическое планирование 7,8 класс.
Курс дополнительного образования «Школьный краеведческий музей» предназначен для обучающихся 5,6,7 класса и направлен на достижение планируемых результатов. Школьный музей является одной из форм воспитательной работы в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную деятельность. Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semya_narodov_krasnoyarskogo_kraya.docx | 35.15 КБ |
programma_shkolnyy_muzey.docx | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Таскинская средняя общеобразовательная школы
МБУК ККМ филиал «Сельская картинная галерея им.Ю.А.Бражникова»
Согласовано: Утверждаю:
методическим советом
МБОУ Таскинская СОШ Директор школы
_____________ Л.А.Мигла
Протокол №______от «__» _____2023г. Приказ №_____ от «__» ______2023г.
зам.директора поУВР _______Т,Ю.Мясникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«СЕМЬЯ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
На 7,8 классы
Руководитель: Шарыпова Лилия Александровна
Шарыпова Надежда Петровна
2023-2024
Программа дополнительного образования «Семья народов Красноярского края» предназначена для обучающихся 7-8 класса и направлена на достижение планируемых результатов обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
Новизна программы заключается в популяризации исторически сложившихся межнациональных традиций Красноярского края.
Отличительной особенностью данной программы является формирование гражданственности в духе дружбы народов, создание и закрепление устойчивого образа Красноярского края как региона, где исторически сложилось поликультурное общество, где в мире и согласии живут люди различных национальностей и вероисповеданий.
Основная цель данной программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Красноярского края, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с историей расселения народов Красноярского края, с их традициями, праздниками и ремеслами;
- обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
- формирование активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре. - формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате изучения программы «Семья народов Красноярского края» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты освоения программы:
- воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Красноярского края; формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;
- способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
–выработать навыки использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- умение оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать
качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
Предметные результаты освоения программы:
- первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;
- формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Красноярского края;
- знакомство с национальной музыкальной культурой народов Красноярского края;
- проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
- знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
- знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;
- умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
- умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства.
Содержание программы
Раздел 1. Карта народов Красноярского края: кто мы и сколько нас?- 4 часа
Теория: Этнический состав и численность народов Красноярского края. Коренные народы Красноярского края
Малочисленные народы Сибири
Практика: Карта народов Красноярского края
Раздел 2. Русские землепроходцы Сибири. Освоение Красноярского края- 6 часов
Теория: Присоединение Сибири к Русскому государству
Сибирь как место ссыльных поселенцев Освоение Красноярского края в 20- 21 веках Практика: Промышленники и сибирское купечество Культурное наследие Красноярского края- дома купечества. Имена известных людей прошлого в названия улиц.
Раздел 3. Культура народов Красноярского края- 15 часов
Теория: Виды праздников. Важные природные и исторические события, которые отмечаются в праздниках.
Праздничные календари народов Красноярского края Обряды коренных народов
Традиции народов Сибири Промысел народов Сибири
Национальные блюда народов Сибири Язык народов Сибири
Национальный костюм народов Сибири Музыкальная культура народов Сибири Танцевальная культура народов Сибири Жилища народов Сибири
Духовная жизнь (религии) народов Красноярского края
Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: скульптурные миниатюры.
Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: резьба по кости
Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: изделия из дерева Практика: Куклы в национальных костюмах Дом дружбы народов Красноярского края.
Раздел 4. Великая Победа! Одна на всех! Кто ковал нашу Победу- 4 часа Теория: Участие народов Красноярского края в Великой Отечественной войне. Яркие события
Красноярские труженики тыла- представители различных народов, их роль в создании Великой Победы
Красноярские герои и их подвиги в Великую Отечественную войну. Празднование Великой Победы народами Красноярского края в наше время.
Раздел 5. Миграции в истории Красноярского края (России) и на современном этапе- 1 час
Теория: Миграция в истории России и Красноярского края
Раздел 6. Выдающиеся люди Красноярского края- 3 часа
Теория: Люди искусства Великие спортсмены Знаменитые медики и ученые
Раздел 7. Заключение - 1 час
Викторина «Мой край- моя малая РОДИНА»
Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1 | Карта народов Красноярского края: кто мы и сколько нас? | 4 |
2 | Русские землепроходцы Сибири. Освоение Красноярского края | 6 |
3 | Культура народов Красноярского края | 15 |
4 | Великая Победа! Одна на всех! Кто ковал нашу Победу | 4 |
5 | Выдающиеся люди Красноярского края | 3 |
6 | Заключение | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Карта народов Красноярского края: кто мы и сколько нас?-4 часа | ||||
1 | Этнический состав и численность народов Красноярского края. | 1 | ||
2 | Коренные народы Красноярского края | 1 | ||
3 | Малочисленные народы Сибири | 1 | ||
4 | Карта народов Красноярского края | 1 | ||
Раздел 2. Русские землепроходцы Сибири. Освоение Красноярского края - 6 часов | ||||
5 | Присоединение Сибири к Русскому государству | 1 |
6 | Сибирь как место ссыльных поселенцев | 1 | |||
7 | Промышленники и сибирское купечество | 1 | |||
8 | Культурное наследие Красноярского края- дома купечества. | 1 | |||
9 | Имена известных людей прошлого в названия улиц. | 1 | II чет. | ||
10 | Освоение Красноярского края в 20- 21 веках | 1 | |||
Раздел 3. Культура народов Красноярского края- 15 часов | |||||
11 | Виды праздников. Важные природные и исторические события, которые отмечаются в праздниках. | 1 | |||
12 | Обряды коренных народов | 1 | |||
13 | Традиции народов Сибири | 1 | |||
14 | Промысел народов Сибири | 1 | |||
15 | Национальные блюда народов Сибири | 1 | |||
16 | Язык народов Сибири | 1 | |||
17 | Национальный костюм народов Сибири | 1 | III чет. 2023г. | ||
18 | Музыкальная и танцевальная культура народов Сибири | 1 | |||
19 | Жилища народов Сибири | 1 | |||
20 | Духовная жизнь (религии) народов Красноярского края | 1 | |||
21 | Праздничные календари народов Красноярского края | 1 | |||
22 | Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: скульптурные миниатюры. | 1 | |||
23 | Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: резьба по кости | 1 | |||
24 | Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края: изделия из дерева | 1 | |||
25 | Куклы в национальных костюмах. Дом дружбы народов Красноярского края. | 1 | |||
Раздел 4. Великая Победа! Одна на всех! Кто ковал нашу Победу- 4 часа | |||||
26 | Участие народов Красноярского края в Великой Отечественной войне. Яркие события | 1 | IV чет. | ||
27 | Красноярские труженики тыла - представители различных народов- и их роль в создании Великой Победы | 1 | |||
28 | Красноярские герои и их подвиги в Великую Отечественную войну. | 1 | |||
29 | Празднование Великой Победы народами Красноярского края в наше время. | 1 | |||
Раздел 5. Миграции в истории Красноярского края (России) и на современномэтапе- 1 час |
30 | Миграция в истории России и Красноярского края | 1 | ||
Раздел 6. Выдающиеся люди Красноярского края- 3 часа | ||||
31 | Люди искусства | 1 | ||
32 | Великие спортсмены | 1 | ||
33 | Знаменитые медики и ученые | 1 | ||
Раздел7. Заключение - 1 час | ||||
34 | Викторина «Мой край- моя малая РОДИНА» | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Таскинская средняя общеобразовательная школы
МБУК ККМ филиал «Сельская картинная галерея им.Ю.А.Бражникова»
Согласовано: Утверждаю:
методическим советом
МБОУ Таскинская СОШ Директор школы
_____________ Л.А.Мигла
Протокол №______от «__» _____2023г. Приказ №_____ от «__» ______2023г.
зам.директора поУВР _______Т,Ю.Мясникова
Рабочая программа дополнительного образования
«Школьный краеведческий музей»
5,6,7 классы
Руководитель: Шарыпова Лилия Александровна
Шарыпова Надежда Петровна
2022-2025
- Пояснительная записка
Школьный музей является одной из форм воспитательной работы в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную деятельность. Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса школы-интерната.
Рабочая программа данного учебного курса разработана для учащихся 5-9 классов в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от № 09-1672;
- Письмо Министерства просвещение Российской Федерации от 5 июля 2022 года
- № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от № 996-р;
- Санитарные правила СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Рабочей программы воспитания на 2022-2025 у.г.
Предлагаемая программа носит научно-познавательный характер осуществляет взаимосвязь и преемственность общего образования и дополнительного образования. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию УУД.
Цели и задачи курса:
Цель программы - через изучение родного края и школы, вовлечь учащихся в объединения в научно-просветительскую деятельность школьного музея. Создание теоретических основ музееведения, включение их в конкретную деятельность, принимать участие в научно просветительских конференциях, олимпиадах и других мероприятиях.
Задачи программы:
- Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного
музея;
- Организация деятельности по сбору материала;
- Развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
- Воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою школу;
- Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях.
Школьный музей специфичен по составу участников, так как приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий. С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год,
1 ч. в неделю. Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.). Музей - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археологического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися в кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, ИЗО.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своей школы, города, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.
Формы работы: теоретические и практические беседы, лекции, описание поискового материала, оформление выставок, проективно-просветительская деятельность, конкурсы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТЬСЯ | ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |
-определять цель деятельности занятии с помощью учителя и самостоятельно. -делать предварительный отбор источников информации для решения познавательной задачи. -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи | -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. -объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
1. Регулятивные УУД -определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, экспонатом. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей работы | |
2. Познавательные УУД -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации. -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя музейные экспонаты, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | |
3. Коммуникативные УУД -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). -слушать и понимать речь других. -совместно договариваться о правилах общения и поведения в общественных местах и следовать им. -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
6 класс
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТЬСЯ | ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; -ориентироваться на позицию партнера в общении; способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее; -учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | - готовить и выступать с сообщениями; работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея; -формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее; -аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |
-научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; -оценивать их возможное влияние на будущее; -приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; -приобретет способность развить в себе этические чувства. | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |
1. Регулятивные УУД -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; -выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; -проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; -самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. | |
2. Познавательные УУД -используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; -на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; -использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, -достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. | |
3. Коммуникативные УУД - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; -ориентироваться на позицию партнера в общении; -способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее; -учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТЬСЯ | ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |
-умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; -задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; -формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации); -владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; -умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; -применять современные информационные технологии; | -осознавать значимость краеведения для личного развития;
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. -научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; -приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; -приобретет способность развить в себе этические чувства | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
1. Регулятивные УУД -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве | |
2. Познавательные УУД -умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; -основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | |
3. Коммуникативные УУД -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -умение координировать свои усилия с усилиями других. - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
.
Введение. Школьный музей: задачи, оформление, организация работы
Введение. Источниковедение и его роль в изучении истории Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьного музея». Особенности работы историков-краеведов. Экспозиции школьного музея Основные направления и план работы музея. Семинары по исследовательской деятельности
Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.
Фонды музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов. Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.
Организация и методы исследовательской работы школьников.
Основные этапы работы с источниками Интервью, беседы, опрос и другие формы исследовательской работы. Социологические методы исследования Фонды музея. Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Требования к оформлению результатов исследовательской деятельности Классификация и систематизация музейных экспонатов. Правила хранения вещественных исторических источников Исторические документы и работа с ними
Поисково-исследовательская работа.
Проведение поиска по конкретной теме: сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе; обработка и систематизация собранных материалов; организация научно-исследовательской работы;
Представление результатов исследовательской деятельности. Музейный экспонат. Оформление музейной экспозиции. Работа с фондыми музея. Законодательство об охране объектов наследия.
Учёт и хранение краеведческих материалов.
Задачи учётно-хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний;
б) книга фотофиксаций;
в) журнал учёта газетных материалов;
г) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями;
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Проведение инвентаризации.
Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Мы гордимся историей школы»;
«Выдающиеся выпускники школы». Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов, экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
Военная Слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы
Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили в начальной школе?» Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Тексты в музейной экспозиции.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра-практикум по составлению текстов к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ (РАЗДЕЛЫ) | Планируемые контрольно-оценочные процедуры (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, диктант и т.п.) | |||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | |||
Введение. Школьный музей: задачи, оформление, организация работы | 2 | 2 | 2 | ||
Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 2 | 2 | 2 | ||
Фонды музея. Научная организация фондовой работы | 4 | 4 | 4 | ||
Организация и методы исследовательской работы школьников. | 4 | 4 | 4 | ||
Поисково-исследовательская работа. | 4 | 4 | 4 | ||
Учёт и хранение краеведческих материалов. | 2 | 2 | 2 | ||
Экспозиционная работа. | 2 | 2 | 2 | ||
Военная Слава земляков. | 4 | 4 | 4 | ||
Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 6 | 6 | 6 | ||
Тексты в музейной экспозиции | 2 | 2 | 2 | ||
Учёт и хранение краеведческих материалов. | 2 | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 34 | 34 |
№ п/п | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ (РАЗДЕЛЫ) | Планируемые контрольно-оценочные процедуры (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, диктант и т.п.) | |||
число | 6 кл. | 7 кл. | |||
Введение. Школьный музей: задачи, оформление, организация работы | 2 | 2 | |||
Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 2 | 2 | |||
Фонды музея. Научная организация фондовой работы | 4 | 4 | |||
Организация и методы исследовательской работы школьников. | 4 | 4 | |||
Поисково-исследовательская работа. | 4 | 4 | |||
Учёт и хранение краеведческих материалов. | 2 | 2 | |||
Экспозиционная работа. | 2 | 2 | |||
Военная Слава земляков. | 4 | 4 | |||
Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 6 | 6 | |||
Тексты в музейной экспозиции | 2 | 2 | |||
Учёт и хранение краеведческих материалов. | 2 | 2 | |||
Итого | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...
ЗАЯВЛЕНИЕ. В Главную (краевую) аттестационную комиссию Министерства образования и науки Красноярского края.
В Главную (краевую) аттестационную комиссию Министерства образования и науки Красноярского края Фоминой Натальи Николаевны, педагога дополнительного образования Муниципального ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой родной край»
Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов познакомит с историей Республики Коми, Койгородского района...
Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"
Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...
Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"
Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"...
Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»
Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...