Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой родной край»
рабочая программа по краеведению на тему
Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов познакомит с историей Республики Коми, Койгородского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka-moy_rodnoy_kray.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Кузьёль
Республика Коми Койгородский район
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Мой родной край»
Тип программы: дополнительная
Вид: модифицированная
Направленность программы:
туристско-краеведческая
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации программы:
1 год обучения
Программу составил:
учитель географии
Баданина Марина Анатольевна,
I квалификационная категория
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.
Программа модифицированная, составлена на основе специальной литературы и имеет общекультурную направленность.
Данная программа поможет обучающимся углубить имеющиеся представления об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
Мной разработана Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. обучающиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.
В ходе этого курса обучающиеся познакомятся с историей Республики Коми, Койгородского района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Совершат заочные и очные путешествия по селам и поселкам района. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений, в том числе поселка Кузьёль.
Цель: получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
Задачи.
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины;
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края;
- вооружение обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности обучающихся;
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание бережного отношения к природе;
Развивающие задачи:
- расширение знаний обучающихся по краеведению;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
- развивать навыки работы с различными источниками информации.
Сроки реализации программы, режим занятий.
Год обучения | Часов в неделю | Количество недель в году | Всего часов в год |
1 | 1 | 36 | 36 |
Расписание занятий.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество в неделю |
1 час | 1 раз | 1 час |
Формы обучения.
- - беседа, лекция;
- - практические занятия (выходы в лес, экскурсии, посещение музея, встречи с ветеранами)
- - игровая деятельность (викторины, кроссворды и др.);
- - тестирование.
Методы обучения.
- - по виду источника: словесные (объяснения), практические;
- - по виду дидактических задач: закрепление навыков;
- - по характеру познавательной деятельности: индуктивный, продуктивный.
- - групповое обучение.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
- где расположен наш регион, район, поселок,
- какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе,
- краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района,
- основные экологические проблемы края и способы их решения,
- что такое заповедные зоны района,
- животных, населяющих район;
уметь:
- рассказать краткую историю района, поселка,
- находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых,
- реки региона, района,
- называть основные виды животных и растений района,
- давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях,
- формулировать основные экологические проблемы края, способы их решения,
- рассказать о заповедной зоне района.
- делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя.
- работать с географическими и контурными картами.
- распознавать растения.
Формы контроля знаний, умений и навыков.
- Контроль над усвоением знаний осуществляется в ходе выполнения практических заданий (заполнения контурных карт, подбора дополнительного материала к темам), тестирование.
Методическое обеспечение.
- - учебная и художественная литература;
- - географические карты, атласы;
- - местные СМИ;
- - ресурсы Интернет.
Материальное обеспечение.
- - учебный класс;
- - интерактивная доска, компьютер;
- - виодеофильмы о Республике Коми.
Учебно - тематический план.
№ | Наименование разделов, тем | Общее кол-во часов | В том числе | Контроль | |
теорети- ческих | практи- ческих | ||||
Раздел I. Введение (1 ч.) | |||||
1. | Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. | 1 | 1 | - | |
Раздел II. Край, в котором мы живем. Виртуальное путешествие(12ч.) | |||||
2. | Древняя история края. | 1 | 1 | - | |
3. | История заселения и освоения РК. | 1 | 1 | - | |
4-5. | Коми республика на карте Родины. | 2 | 1 | 1 | Устные ответы, работа с картой. |
6-7. | Поверхность территории. | 2 | 1 | 1 | Устные ответы, работа с картой. |
8. | Важнейшие полезные ископаемые. | 1 | - | 1 | Устные ответы, работа с картой. |
9. | Население РК. | 1 | 1 | - | |
10. | Города РК. | 1 | 1 | - | |
11. | Животный и растительный мир РК. | 1 | 1 | - | Подготовка сообщений. |
12. | Памятники природы. Культурное наследие РК. | 1 | 1 | - | Подборка фотоматериалов. |
13. | Заключительное занятие. Игра-викторина «Край, в котором мы живем». | 1 | - | 1 | |
Раздел III. История родного края (8 ч.) | |||||
14. | История родного района (Койгородский район). | 1 | 1 | - | |
15. | История своего поселка (п. Кузьёль). | 1 | 1 | ||
16-17. | История развития хозяйства. Встречи с ветеранами труда. | 2 | 1 | 1 | |
18. | История создания и развития школы. | 1 | 1 | - | |
19-20. | Люди поселка. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. | 2 | 1 | 1 | |
21. | Дары природы. | 1 | 1 | - | Устные ответы |
Раздел IY. Родословная ( 4 ч.) | |||||
22-23. | Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. | 2 | 1 | 1 | создание презентации, выставка работ |
24. | Семейные праздники и традиции. | 1 | - | 1 | Подборка фотоматериалов. |
25. | Обобщающее занятие (создание истории своей семьи). | 1 | - | 1 | Оформление проекта |
Раздел Y. Охрана природы (10 ч.) | |||||
26-27. | Зеленая аптека РК. | 2 | 1 | 1 | сбор растений |
28-29. | Заповедные места коми. | 2 | 1 | 1 | Устные ответы, работа с картой. |
30-31. | Заказники родного края. | 2 | 1 | 1 | Устные ответы, работа с картой. |
32-33. | Экологические проблемы РК. | 2 | 1 | 1 | создание презентации |
34-35. | Наш край в опасности. Экологические проблемы района. | 2 | 1 | 1 | создание презентации |
36. | Заключительное занятие. | 1 | - | 1 | тестирование |
Итого часов: | 36 | 21 | 15 |
Содержание.
Раздел I. Введение. (1ч.)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
Раздел II. Край, в котором мы живем. Виртуальное путешествие. (12ч.)
Первые следы пребывания человека на территории края. Ледниковый период. Исторические особенности заселения. Первооткрыватели. Появление коренного населения (коми). Возникновение первых русских поселений. Значение освоение северных земель для государства. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика. Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории. Географическое положение городов. История городов. Основание. Видовой состав растительного покрова и животного мира. Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы Место, занимаемое памятниками природы в современном мире.
Практические занятия – 3 часа.
Работа с контурной картой: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые.
Раздел III. История родного края. (8 ч.)
Географическое положение района. Географическое положение, границы поселения и их изменение. История поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). История развития сельского хозяйства. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны. История создания и развития школы. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Численность животного мира нашего края (много, мало), количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон, состав растительного покрова.
Практические занятия – 2 часа.
Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Встречи с ветеранами труда. Посещение администрации сельского поселения Кузьёль.
Раздел IY. Родословная. ( 4 ч.)
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Практические занятия – 3 часа.
Создание презентации «Моя родословная», Выставка фотоматериалов «Моя семья», «Семейные праздники и традиции».
Раздел Y. Охрана природы. (10 ч.)
Лекарственные растения. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Особо охраняемые природные объекты. Экологические проблемы. Лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).
Практические занятия – 5 часов.
Экскурсия в лес «Экологическая тропа»(сбор растений).
Работа с картой. Нахождение заповедных мест на карте.
Создание презентаций «Экологические проблемы РК», «Экологические проблемы района».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- суть понятия «краеведение»:
- терминологию, предусмотренную программой на понятийном уровне;
- особенности природы родного края;
- правила поведения в природе;
- историю населенного пункта;
- историю своей родословной.
Обучающиеся должны уметь:
- давать описание природным объектам;
- определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
- вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
- вести поисковую, проектную, исследовательскую деятельность;
- применять знания в охране природы родного края.
Список литературы.
Литература для обучающихся:
- Лянцевич В.М. Природа нашего края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
- Гладков В.П. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
- Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Феория», 2011 г.
- Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография»,
2001 г.
- Историко – культурный атлас республики Коми.
Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
- Фотолетопись республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2011 г.
- Рогачев М.Б. Столица зырянского края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
- Республика Коми. Энциклопедия.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1997 г.
- Таскаева А.И. Красная книга республики Коми.
Москва-Сыктывкар, издательство «ДИК», 1998 г.
- Козубова Г.М. Лесное хозяйство и лесные ресурсы республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2000 г.
- Рыжова Н.А. Азбука юного гражданина республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2012 г.
Литература для учителя:
- Лянцевич В.М. Природа нашего края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
- Гладков В.П. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1988 г.
- Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Феория», 2011 г.
- Атлас республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2001 г.
- Историко – культурный атлас республики Коми.
Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
- Фотолетопись республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2011 г.
- Рогачев М.Б. Столица зырянского края.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
- Республика Коми. Энциклопедия.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1997 г.
- Таскаева А.И. Красная книга республики Коми.
Москва-Сыктывкар, издательство «ДИК», 1998 г.
- Козубова Г.М. Лесное хозяйство и лесные ресурсы республики Коми.
Москва, издательство «Дизайн. Информация. Картография»,
2000 г.
- Рыжова Н.А. Азбука юного гражданина республики Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 2012 г.
- Лянцевич В.М. География Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
- Кузьмина М.В. Коми – край мой северный.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1991 г.
- Денисов М.В. Коми АССР. Административно-территориальное деление.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1986 г.
- Виноградова Л. Коми АССР – преображенный край.
Москва, «Планета», 1978 г.
- Рочев Н.Н. Сказ о земле Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1967 г.
- Боков Х. Республика Коми.
Москва, журнал «Жизнь национальностей», №4, 1996 г.
- Климова Г. Текстильный орнамент Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1984 г.
- Памятники Отечества. Земля Коми.
Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
- Рочева Ю.Г. Коми легенды и предания.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1984 г.
- Сигунов П. Лесное счастье.
Ленинград, «Детская литература», 1974 г.
- Александров А.Н. История Коми АССР.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1981 г.
- Александров А.Н. Земля моя Коми.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1987 г.
- Чистяков В.И. Республика коми. Справочник.
Сыктывкар, коми книжное издательство, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...
Образовательный проект «Сохраним мир природы родного края»
С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каж...
Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»
Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...
Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края
Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...