Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»
рабочая программа на тему

Аюшеев Михаил Анатольевич

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их этноэкологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.

В настоящее время отсутствуют программы экологического образования детей, основанных на местных материалах.

Необходимость и возможность проведения практических занятий по экологии наглядно продемонстрировало создание долгосрочного проекта «Юктэ», и образовательная программа сельского поселения «Дырен эвенкийское» - «Дырен – территория сотрудничества». Данная программа разработана для конкретного, постоянно действующего контингента- учащихся МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»» и адаптирована к условиям данной школы.

Главная особенность реализации программы – привязка к конкретной школе и конкретному контингенту детей. Это обосновывается задачами, поставленными в проекте «Юктэ» и образовательной программе поселения «Дырен – территория сотрудничества» и предусматривает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, направленной на их реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_rodnogo_kraya_2.docx62.55 КБ

Предварительный просмотр:

Курумканское районное управление образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

«Утверждено»

педагогическим советом

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Протокол №____

от «_____»_______________ 20___г.  

Директор ___________ /Берельтуев С.О./

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Экология родного края»

/Экологическо-биологическое  направление/  

Возраст обучающихся – 10-16 лет

Срок реализации программы: 3 года

Количество обучающихся

I года обучения – 15 детей

                                                                                                 II года обучения – 15 детей

                                                                                                 

Количество часов I года обучения – 144 часа

 II года обучения – 216 часов

IIIгода обучения – 216 часов

Автор – Аюшеев Михаил Анатольевич

педагог дополнительного образования,

I квалификационная категория

с. Курумкан

 2012г.

Рекомендована

методическим советом

экологическо-биологического

отдела

Протокол №______

«____»____________ 20___ г.

Зав.отделом: _______/Сахманов А.У./                

«Согласовано» :

              методист МБОУ ДОД

                         «Центр детского творчества»

                        ___________/Очирова Ч.Т./

                      «____»____________20___г.      

       

Рецензент: Валова Е.А., доцент кафедры экспериментальной биологии БГУ, к.г.н.

Программа реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с 2011 г. 

Программа разработана в 2011г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Программа объединения «Экология родного края»  экологического  направления.

2.Руководитель программы: Аюшеев Михаил Анатольевич, педагог дополнительного образования, первой  квалификационной категории.

3.Организация исполнитель: МБОУ ДОД «Центр детского творчества с. Курумкан Курумканского района Республики Бурятия».

Адрес:  с. Курумкан ул. Ленина 37 корпус №3

4. География программы:  с. Курумкан МБОУ ДОД «ЦДТ»

5. Целевая группа: дети среднего и старшего школьного возраста.

Количество детей в группах:         1 год обучения – 15 человек

2 год обучения – 15 человек

В объединение «Экология родного края» принимаются дети из любых социальных групп

6. Цель программы:

- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам

- осознание человека как части природы, формирование у них ответственности по отношению к природе

- углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, обработки и анализа материала

7. Направленность программы: экологическая

8. Срок реализации программы: 3 года

9. Тип   программы: модифицированная.

10. Уровень реализации: среднее (полное) общее  образование

11.Уровень освоения: углубленный, общекультурный

12. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, частично эвристический и практико-ориентированный.

13. Краткое содержание  программы:

Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края.

Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий через реализацию творческих возможностей детей.  

Учебный план

Название программы

ФИО педагога

Количество часов по ступеням и годам

Всего групп

Общее количество часов

1 группа

(1 год обучения)

11-15 лет

2 (а) группа

(2 год обучения)

11-16 лет

2 (б) группа

(2 год обучения)

11-16 лет

Проектный час

«Экология родного края»

Аюшеев М.А.

4 ч

6 ч

6 ч

2 ч

                3

18

м

д

м

д

м

д

11

4

4

2

7

2

Пояснительная записка

        Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.

        В настоящее время ощущается необходимость в создании комплексных экологических программ, посвященных не какому-то отдельному разделу экологии, а таких которые помогали бы создать у детей общий экологический кругозор, комплексное восприятие экологических знаний и проблем. Большинство существующих программ ориентированы на проведение в основном, аудиторных занятий, недостаточно используя обучение непосредственно в природных условиях.

        Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их этноэкологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.

Обоснование значимости программы, ее новизна

В настоящее время отсутствуют программы экологического образования детей, основанных на местных материалах.

Необходимость и возможность проведения практических занятий по экологии наглядно продемонстрировало создание долгосрочного проекта «Юктэ», и образовательная программа сельского поселения «Дырен эвенкийское» - «Дырен – территория сотрудничества». Данная программа разработана для конкретного, постоянно действующего контингента- учащихся МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»» и адаптирована к условиям данной школы.

Условия реализации программы

Главная особенность реализации программы – привязка к конкретной школе и конкретному контингенту детей. Это обосновывается задачами, поставленными в проекте «Юктэ» и образовательной программе поселения «Дырен – территория сотрудничества» и предусматривает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, направленной на их реализацию.

Для этого имеются конкретные условия:

-учебная база МОУ «ДСОШ»

- экспериментальная площадка: ШЭП, его материальная и методическая база, на которой будут реализовываться практические навыки учащихся

Основные ожидаемые результаты

- развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;

- развитие исследовательских умений в области экологического образования;

- развитие экологической грамотности;

- повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Экология родного края» являются:

  1. год обучения:

- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- Умение  грамотно вести диалоги и  аргументировано  участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.

  1. год обучения:

- Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники

Оценка знаний и умений учащихся

Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой темы), отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.

Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, республиканских конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по полевым практикам, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.

Цели и задачи программы:

Цели:

- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам

- осознание человека как части природы, формирование у них ответственности по отношению к природе

- углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, обработки и анализа материала

Задачи:

  1. Образовательная:

- овладение обучающимися системой экологических знаний

2. Развивающие:

- развитие навыков экологического познания, анализа и сопоставления источников, работа с полевыми материалами

- овладение навыками оформления полученных полевых материалов и творческих работ

- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации

3. Воспитательная:

- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: программа предназначена для изучения экологии окрестностей села Алла Курумканского района Республики Бурятия

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-16 лет

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы: - 3 года. В первый год обучения предполагаются 4 часа учебных занятий еженедельно:

- 2 часа на теоретический курс  и практические работы на местности

- 2 часа предназначаются для выполнения практических работ и оформления результатов исследовательской деятельности.

Еще 1 час отводятся на работу с обучающимися, выбравшими самостоятельные темы для работы по индивидуальным планам. Это может быть подготовка докладов на научно-практическую конференцию, подготовка аншлагов, плакатов, изготовление гербарий, оформление и дополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея. Подобное распределение учебных часов происходит во второй и третий год обучения.

Формы занятий

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например: лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.

Режим занятий 

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год обучения

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 год обучения

группа №1

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

2 год обучения

группа №2

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

Проектный час

1 час

2 раза

2 часа

Учебно-тематический план:

1 год обучения

Тема занятия

Количество

часов

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Охрана природы

2

1

1

3

Предмет экологии

2

2

-

4

Задачи экологии

2

2

-

5

Взаимосвязь экологии с другими науками

2

2

-

6

Основные разделы экологии

2

2

-

7

Взаимоотношения организмов

2

2

-

8

Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования

2

-

2

9

Современные проблемы охраны окружающей среды

2

1

1

10

Основные формы организации жизни

2

2

-

11

Сообщества. Экосистема

4

2

2

12

Биогеоценозы

2

-

2

13

Биосфера

2

2

-

14

Разнообразие жизни

2

1

1

15

Микроорганизмы

2

2

-

16

Растения

2

1

1

17

Животные

2

1

1

18

Грибы

2

1

1

19

Приспособления организмов

4

1

3

20

Среды жизни на Земле

2

2

-

21

Живая и неживая природа

2

1

1

22

Взаимосвязь живой и неживой природы

2

1

1

23

Среда жизни: вода

2

1

1

24

Среда жизни: воздух

2

1

1

25

Среда жизни: почва

2

2

-

26

Организмы водной среды

2

1

1

27

Организмы наземно-воздушной среды

2

1

1

28

Организмы почвенной среды

2

1

1

29

Человек – часть природы

2

1

1

30

Растительные сообщества

2

2

-

31

Биогеоценоз березового леса. Ролевая игра

2

-

2

32

Цепи питания

2

1

1

33

Растительность - важнейший ресурс

2

2

-

34

Рациональное использование лесных ресурсов

2

1

1

35

Охрана и воспроизводство растительности

2

1

1

36

Виды растений занесенных в Красную книгу России

2

-

2

37

Виды растений занесенных в Красную книгу Республики Бурятия

2

-

2

38

Описание эколого-биологического профиля

2

-

2

39

Определение растительного сообщества, видового состава

2

1

1

40

Карта растительности

2

-

2

41

Видовой состав растительности Дырена

2

-

2

42

Состав лесного массива Дырена

2

-

2

43

Агробиоценоз

2

2

-

44

Вода – как абиотический фактор

2

1

1

45

Круговорот воды в природе

2

1

1

46

Рациональное использование водных ресурсов

2

1

1

47

Охрана вод

2

-

2

48

Водоем как экологическая система

2

-

2

49

Биоценоз пресного водоема

2

-

2

50

Экологическая тропа «Бира». Аллинские термальные источники

4

-

4

51

Источник Луглэ

2

-

2

52

Озеро Алла

4

-

4

53

Озеро Татар-нуур

4

-

4

54

Температура как абиотический фактор

2

2

-

55

Влияние солнечного света на жизнь на земле

2

2

-

56

Легкие атмосферы

2

2

-

57

Наблюдения за погодой

2

1

1

58

Эндогенные факторы.

2

1

1

59

Биотические взаимоотношения в биоценозе

2

1

1

60

Отношение хищник-жертва

2

-

2

61

Паразитизм

2

1

1

62

Антропогенные факторы

2

1

1

63

Рациональное природопользование

2

1

1

64

Организм и среда

2

2

-

65

Химическое и биологическое загрязнение среды

2

1

1

66

Спецотходы у нас дома

2

1

1

67

Человек друг природы

2

1

1

Всего:

144

68

76

Содержание программы первого года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии

Что изучает экология? Содержание, предмет и задачи экологии. Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.

Основные формы организации жизни.

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами  воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.

Растительность как биотический фактор.

Растительные сообщества. Биогеоценоз. Цепи питания. Виды растений, внесенных в Красную книгу России и Бурятии. Практическая работа: мониторинговые наблюдения за состоянием растений на пастбищах Аллинских Куйтунов, описание эколого-биологических профилей.

Вода как абиотический фактор.

Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема. Практическая работа: ознакомление с водными объектами на территории поселения, мониторинговые наблюдения Аллинских термальных источников, определение дебита оросительной канавы.

Температура как абиотический фактор.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного  излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие. Наблюдения за погодой.

Эндогенные факторы.

Кислород – важный компонент жизни живых организмов. Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Практическая работа: отбор почв.

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. . Зачем в природе нужны хищники?. Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм.

Антропогенные  факторы.

Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района , села.

Организм и среда.

Химическое и биологическое загрязнение  среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Человек должен стать другом природы.

Итоговое занятие.

Обобщающее занятие в конце учебного года. Вопросы и ответы.

Учебно-тематический план

2 год обучения.

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие.

3

3

-

Экологическая работа учащихся по летним заданиям

3

3

-

Водные объекты Дырена: Аллинские термальные источники.

3

-

3

Водные объекты Дырена: источник Луглэ

3

-

3

Водные объекты Дырена: оз. Алла, оз.Малыгина, оз. Татар-Нуур,

3

-

3

Мониторинг растений на Аллинских Куйтунах

3

-

3

Лекарственные растения

3

-

3

Лекарственные растения

3

-

3

Почвенные ресурсы с. Алла

3

-

3

Умей передать свои знания другим

3

3

-

Правила поведения в природе

3

-

3

Составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых

3

-

3

Способы охраны природы

3

3

-

Необходимость создания охраняемых объектов.

3

2

1

Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

3

2

1

Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных

3

3

-

Охраняемые объекты природы Бурятии

3

3

-

«Баргузинский биосферный заповедник»

3

3

-

Государственный природный заповедник «Джергинский»

3

3

-

Школьный этноэкологический парк «Юктэ»

3

3

-

Школьный этноэкологический парк «Юктэ»

3

3

-

Экологическая тропа «Амут»

3

-

3

Экологическая тропа «Большая серая утка»

3

-

3

Экологическая тропа «Бира»

3

-

3

Охотничья  тропа «Хозяин тайги»

3

-

3

Создание экологической тропы

3

3

-

Окружающая среда и здоровье человека

3

3

-

Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека.

3

3

-

Влияние шума на здоровье человека.

3

1

2

Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека.

3

1

2

Приспособленность человека к окружающей среде

3

2

1

Организмы и среда их обитания
Исследование окружающей среды, его этапы

3

3

-

Соответствие между организмами и средой их обитания;

3

3

-

Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
Антропогенный фактор.

3

3

-

Экология популяций. Популяции - структурные основные элементы живой природы.

3

3

-

Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них.

3

3

-

Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.

3

3

-

Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений

3

3

-

Паразитизм и болезни.

3

3

-

Ядовитые растения и животные нашей местности

3

1

2

Структура и границы биосферы

3

3

-

Антропогенное воздействие на биосферу

3

3

-

Современное состояние природной среды.

3

3

-

Загрязнение природной среды и его основные виды.

3

3

-

Экологические проблемы биосферы.

3

3

-

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.

3

3

-

Структура сообщества.

3

3

-

Пищевые связи в биогеоценозе.

3

3

-

Продуктивность сообщества.

3

3

-

Ярусность. Искусственные биогеоценозы.

3

1

2

Круговорот веществ в экосистеме.

3

2

1

Природа - аптека.

3

1

2

Словарь юного эколога

3

1

2

Составление кодекса юного эколога

3

1

2

Этноэкология

3

1

2

Этноэкологические традиции народов байкальского региона

3

1

2

Хочу быть здоровым!

3

1

2

Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах

3

3

-

Правила первой медицинской помощи ушибах, вывихах, переломах

3

1

2

Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш

3

1

2

Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого.

3

3

-

Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают.

3

3

-

Как становятся токсикоманами. Как воспитать волю.

3

3

-

Поговорим о сквернословии

3

1

2

История создания Красной книги.

3

3

-

Красная книга Республики Бурятия.

3

1

2

Составление Красной книги нашего родного края.

3

-

3

Проект «Первоцвет».

3

-

3

Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербарий

3

-

3

Мониторинговая площадка на Аллинских Куйтунах

3

-

3

Проект «Экологическая тропа «Сухэтки»

6

2

4

Всего:

216

129

87

Содержание программы второго года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.

Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.

Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Водные объекты Дырена: Аллинские термальные источники. Водные объекты Дырена: источник Луглэ. Водные объекты Дырена: оз. Алла, оз.Малыгина, оз. Татар-Нуур. Мониторинг растений на Аллинских Куйтунах. Лекарственные растения. Почвенные ресурсы с. Алла. Беседы о времени летнего отдыха.

Учимся передавать свои знания другим

Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

 Способы охраны природы.

Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Бурятии. «Баргузинский биосферный заповедник». Государственный природный заповедник «Джергинский». Школьный этноэкологический парк «Юктэ». Экологическая тропа «Амут». Экологическая тропа «Большая серая утка». Экологическая тропа «Бира». Охотничья  тропа «Хозяин тайги». Создание экологической тропы.  Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.

Окружающая среда и здоровье человека.

Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде. Экологические взаимоотношения организмов

Экологические взаимоотношения организмов.

Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений Организмы и среда их обитания.  Соответствие между организмами и средой их обитания; Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
Антропогенный фактор. Исследование окружающей среды, его этапы. Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности

Экология популяций.

Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них.  Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.

Структура и границы биосферы.

Структура и границы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды. Экологические проблемы биосферы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Ярусность. Искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ в экосистеме. Природа - аптека.

 Словарь юного эколога.

Ребята  записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения. Составление кодекса юного эколога

Этноэкология.

Этноэкологические традиции народов байкальского региона 

Хочу быть здоровым.

Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах. Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают. Как становятся токсикоманами. Как воспитать волю. Поговорим о сквернословии.

Красная книга.

История создания Красной книги. Красная книга Республики Бурятия. Составление Красной книги нашего родного края. Проект «Первоцвет». Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербарий.

Практические работы

Мониторинговая площадка на Аллинских Куйтунах. Проект «Экологическая тропа «Сухэтки»

Учебно-тематический план

3 год обучения.

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Экологическая работа учащихся по летним заданиям

24

2

22

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

16

6

8

Метеорологические явления по сезонам года.

18

4

14

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

8

2

6

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

8

4

4

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование.

16

8

8

Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы.

8

6

4

Особенности географического положения и природы своего края.

14

10

4

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

16

6

10

Мероприятия по охране памятников.

12

2

10

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

14

10

4

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

8

8

-

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

8

6

2

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

10

8

2

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

18

6

12

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

14

8

6

Обобщающее занятие.

2

2

Содержание программы третьего года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.

Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.

Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Беседы о времени летнего отдыха.

Изучение климата.

Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности.

Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Особенности географического положения и природы своего края.

Топонимика. Изучение истории, культуры, своего края. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

Биосфера.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Список рекомендуемой литературы

  1. .Былова А.М. - Экология растений. Москва - «Вентана Графа», 2002 г.
  2. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983
  3. Балабанова В.В. - Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни - Волгоград « Учитель», 2001 г.
  4. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
  5. Дольник В. - Непослушное дитя биосферы - Москва «Педагогика – пресс», 1994
  6. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961
  7. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
  8. Модестов С.Ю. - Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ С.-Петербург «Акцидент», 1998
  9. Молодова Л.П. - Экологические праздники для детей - Минск «Асар», 2001
  10. Шатилов Ф.В. - Биогеоценозы, среда и человек - Саратовский университет 1986
  11. Внеклассная работа по экологии в школе – Белгород, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"

Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой родной край»

Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов познакомит с историей Республики Коми, Койгородского района...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...