ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
рабочая программа по краеведению на тему
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Программа предусматривает знакомство с историей своего села и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что село, в котором они живут, прекрасно своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа
«Обсуждено» Протокол заседания Педагогического совета № ____от «____» _________________2016 года | «Утверждено» Директор школы _____________Круглова А.Б. Приказ по школе №____ от «____» _____2016 года |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«КРАЙ РОДНОЙ»
Составила: Григорьева Оюна Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Программа предусматривает знакомство с историей своего села и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что село, в котором они живут, прекрасно своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего села, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, села, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт второго поколения. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Идет ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьников, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особую роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению, так как основное направление МБОУ Новоселенгинская СОШ – историко-краеведческое.
Историческая работа осуществляется через исторический подход, интегрированность преподавания, экологизацию, деятельностный подход, учебно-деятельностный подход, учебно-исследовательскую деятельность. Таким образом, данная программа преследует следующие цель и задачи:
Цель: Расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей родного края, традициями и обычаями;
- включить ребенка в активное познание своей «малой родины»;
- содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции;
- развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам.
- воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
Наша школа активно сотрудничает с Домом- музеем Декабристов нашего села, с Региональной общественной организацией (РОО) «Наследие декабристов» под руководством В.И. Петрова. Совместный проект с ними – это создание в 2010 году историко-анимационного клуба «За птицей Феникс» (руководитель – Галсанова М.Н., учитель истории МБОУ Новоселенгинская СОШ). Анимационная программа клуба позволяет совершить неповторимое путешествие в дела «давно минувших дней, преданья старины глубокой». Новизна данного проекта состоит в том, что в раннее существующие турмаршруты включены анимационные этюды, живые исторические картинки и арт-мастерские. Ребята не только реанимируют старые маршруты, но и включают туристов в свою программу, как бы отправляя их в путешествие во времени. С 2010 года внутри анимационного клуба было создано несколько проектов в области культурно-анимационной деятельности в рамках международных, российских, республиканских семинарах, конференций, фестивалей, экспедиций:
- Праздник «Старого города».
- «Славься ввек, Бородино!»
- Встреча участников международного проекта «Великий Чайный путь».
- Конкурс «Мисс и мистер» Музея Декабристов.
Основными направлениями клуба являются:
- Научно-исследовательская деятельность;
- Организация экскурсий;
- Встречи с известными людьми;
- Организация выставки;
- Читательские конференции;
- Участие во всероссийской экспедиции молодежи «В потомках наше имя отзовется»
- Организация исторических гостиных;
- Организация квест-туров.
Данная программа дополнительного образования, созданная на основе проекта «За птицей Феникс», позволяет охватить все аспекты краеведения. Во время обучения у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру на основе исторического изучения родного края по разным источникам.
Программа позволяет детям развивать и углублять знания о родном крае. Программа предполагает переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе. В такой организации участники дополняют друг друга и достигают качественно нового уровня развития. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно; оно позволяет развиваться всем от старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции – у других, предполагая проявление терпения, внимательности, коррекции, ответственности. Именно такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей каждого ребенка, установления взаимопонимания, глубокого понимания друг друга.
Основные формы проведения занятий – беседа, рассказ, игра, викторина, встречи, экскурсии, экспедиции по сбору краеведческого материала.
Основные способы подведения итогов – викторина, встречи, конкурсы рисунков и стихотворений, творческие работы, выставки, конференции, сочинения, фото выставки.
Условия реализации программы – светлое помещение, достаточная материальная база (фотоаппарат, магнитофон, компьютер, аудиозаписи, дидактический материал, литература).
Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов.
Срок реализации – 1 год.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
- любить свой народ, свой край, свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие , так и плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами изучения курса является
- формирование универсальных учебных действий;
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре, в группе .
Предметными результатами изучения курса являются сформированность следующих умений:
- отвечать на вопросы учителя;
- изготавливать поделки;
- уметь составлять разные виды родословных.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа План работы. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края | 2 | 1 | 2 |
3 | Моя семья | 2 | 1 | 1 |
4 | Я – гражданин (история родного края, России) | 3 | 1 | 2 |
5 | История села. Знаменитые имена Селенгинска (Ганнибал, С.Рагузинский, И.Иркутский и др.) | 3 | 1 | 2 |
6 | 41-й Селенгинский пехотный полк | 3 | 1 | 2 |
7 | Декабристы в Селенгинске | 3 | 1 | 2 |
8 | Современное село. | 1 | 1 | 1 |
18 |
Содержание программы
1.Вводная беседа (1 час)
План работы. Техника безопасности.
Знакомство с коллективом, обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2. Природа родного края (2 часа).
Походы в лес, на речку, к озеру. Изготовление поделок из природного материала. Конкурс рисунков «Там, где я живу – красиво». Игра «Растительный и животный мир нашего края». Беседа о временах года, названий месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Беседа о растительном и животном мире нашего края.
3. Моя семья (2 часа).
Беседа о именах, отчествах, фамилиях. Имена братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек. Происхождение имен. Домашний адрес, название своего района, области, страны.
Поисковая работа «Моё имя». Конкурс рисунков «Моя семья». Составление пути от школы до дома. Семейные праздники. Исследовательская работа «Роль моей семьи в истории села».
4. Я – гражданин (3 часа)
Беседа на тему « Я» в России. Коллективная работа « Я» в России. Конкурс проектов «Моя родина – Россия»
5.История села. Знаменитые имена Селенгинска (Ганнибал, С.Рагузинский, И.Иркутский и др.) (3 часа)
Изучение истории села, исторических личностей, связанных с историей села. Исследовательская работа. Подготовка к участию в анимационной программе.
6. 41-й Селенгинский пехотный полк (3 часа)
Изучение истории 41-го Селенгинского пехотного полка. Участие в мероприятиях, посвященных 220-летию СПп.
7. Декабристы в Селенгинске (3 часа)
Изучение истории декабристов в Селенгинске, в Сибири (Братья А. А. и Н.А.Бестужевы). Изучение их сочинений. Подготовка к участию в анимационной программе, участие во всероссийской экспедиции «В потомках наше имя отзовется».
8.Современное село (1 час)
Изучение современной истории села, школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
программа...
Модифицированная туристско-краеведческая программа "Мой край"
quot;Любовь к родному краю, знания его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества" Д. С. Лихачев...
Теоретические аспекты создания комплекса показателей оценки качества воспитательной деятельности в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
В настоящее время одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования. Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания ком...