Элективный курс "В мастерской историка"
статья по краеведению (8 класс)
Содержание курса: работа с информационными ресурсами в учебной, образовательной, исследовательской деятельности. Особенности использования печатного, устного слова, видеоинформации, интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«В мастерской ученого-историка»
Цели курса:
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, оценки, обработки и использования информации;
- формирование алгоритма информационно-поисковой деятельности;
- совершенствование умений использования и представления информации в традиционном и нетрадиционном форматах.
Содержание: работа с информационными ресурсами в учебной, образовательной, исследовательской деятельности. Особенности использования печатного, устного слова, видеоинформации, интернет-ресурсов.
Методы работы с информацией. Беглое чтение. Просмотр документов. Аналитическое чтение. Анализ и обработка информационных ресурсов. Учет и систематизация просмотренных и прочитанных ресурсов в традиционном и нетрадиционном форматах. Выписки и их систематизация. Цитаты, их использование и оформление.
Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление самостоятельной работы.
Формы представления результатов самостоятельной информационно-поисковой деятельности школьников. Презентация. Веб-страница. Сайт. Блог. Электронная газета.
Умения и навыки: инструментальные: использование каталогов, использование презентации PowerPoint; когнитивные: умение выбирать и оценивать релевантность информации, умение синтезировать информацию из различных источников.
Оборудование: ресурсы библиотеки и Интернет-ресурсы.
Форма организации занятий: групповой проект.
Количество часов: 8
Предназначен для обучающихся 9-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля.
Организация проведения: работа над проектом включает несколько этапов.
1 этап, организационный (вводная информация библиотекаря и выбор темы).
2 этап, поисковый (работа с каталогами и интернет-ресурсами и составление списка ресурсов).
3 этап, аналитический (аналитическая работа с ресурсами).
4 этап, оформление альманаха (подготовка и оформление проекта).
5 этап, презентация альманаха.
6 этап, рефлексия
Ход работы:
1 этап (один урок), организационный.
Учитель ставит перед учащимися цель и задачи – создание рекомендательного библиографического иллюстрированного электронного альманаха для младшего/ среднего/ старшего возраста. Это может быть литературный, краеведческий, экологический, искусствоведческий проект.
Тема и название предлагаются учителем или определяются совместно с классом.
На этом этапе путем мозгового штурма учащиеся вместе с учителем определяют рубрики альманаха. Например, для краеведческого альманаха можно выбрать рубрики:
- Мой край в истории России.
- Вехи истории.
- Архитектурные здания и памятники.
- Искусство родного края.
- Известные люди.
- Топонимика географических названий и прозвищ.
Выбираются форма и сервис (сервисы), с помощью которых будет представлен окончательный проект. Это может быть сайт (http://www.weebly.com, http://sites.google.com/), вики-сборник (http://pbworks.com/), газета (http://wikiwall.ru/), блог (http://www.blogger.com/), презентация PowerPoint. Возможен вариант, когда каждая группа работает над отдельным блоком создания информационного продукта, используя конкретный сервис, а затем, перед презентацией они все соединяются гиперссылками.
После определения рубрик альманаха учащиеся вместе с учителем строят алгоритм дальнейшей работы, который включает:
- поиск информационных ресурсов для альманаха (работа с каталогами, работа с интернет-ресурсами, составление списка литературы и источников);
- просмотр найденных ресурсов и отбор соответствующих данной цели;
- работа с отобранными ресурсами и подготовка аннотаций;
- оформление альманаха;
- подготовка к презентации.
На этом этапе учащиеся определяют потенциальные источники информации, вспоминают особенности использования каталогов и картотек. Учитель напоминает правила библиографического описания информационных ресурсов и подчеркивает необходимость соблюдения авторского права.
2 этап (два урока), поисковый.
Класс делится на группы, каждая из которых получает задание подготовить одну из рубрик будущего альманаха. Распределение рубрик и сервисов лучше всего проводить путем жеребьевки.
Учитель подчеркивает необходимость организации материалов и предлагает каждой группе создать свои папки, куда будут сохраняться необходимые файлы.
Содержание этого этапа включает самостоятельную информационно-поисковую работу учащихся в группах, подготовку списков литературы и ресурсов, подготовку иллюстративного материала. Если в школе нет каталогов и картотек, можно провести урок-экскурсию в районной библиотеке.
После составления списка литературы, ребята просматривают найденные материалы и отбирают те, которые, по их мнению, соответствуют цели. Например, если они готовят альманах для учащихся средней школы, значит, они должны учитывать, какая литература будет интересна для ребят 10-14 лет. После просмотра документов списки редактируются.
После окончания работы учитель просматривает их списки и предлагает сократить или дополнить их.
3 этап (два урока), аналитический.
Этап включает составление аннотаций из выбранного списка документов. Учитель знакомит учащихся с правилами составления аннотаций.
Структура аннотации:
1.Сведения об авторе и краткая характеристика его творчества.
2.Характеристика аннотируемого произведения (жанр, краткое содержание).
3.Оценка аннотируемого произведения.
4. Стилистические особенности (язык, стиль речи автора).
5. Характеристика полиграфического оформления.
6. Целевое и читательское назначение (кому рекомендуется, почему рекомендуется).
Нужно обратить особое внимание учащихся на критерии оценки электронных ресурсов, которые они должны учесть при составлении аннотации. При составлении аннотации учитываются:
- аудитория, для которой составляется аннотация,
- форма, в которой она готовится (газета, блог, сайт и т.п.).
Учитель должен подчеркнуть, что аннотация должна представлять собой авторский текст с личными впечатлениями членов группы, а не переписанную аннотацию из книги. Юмор и шутки приветствуются.
Учащиеся распределяют литературу и материалы для анализа и работают над составлением аннотаций для альманаха. Каждый из учащихся должен описать хотя бы один ресурс. Сильным учащимся можно предложить несколько ресурсов.
После того, как аннотации подготовлены, в классе происходит их обсуждение в классе. Это необходимо для корректировки текста. В ходе обсуждения ребята вносят поправки и корректируют свою работу.
4 этап (один урок). Оформление альманаха.
Каждая группа готовит свой блок материалов. Учитель выступает в роли консультанта.
5 этап (один урок). Презентация альманаха.
Альманах должен быть представлен в той аудитории, на которую он готовился. Можно провести презентацию в форме литературного праздника.
6 этап (один урок). Рефлексия.
Ребята должны осмыслить проделанную работу и ее результаты. Рефлексия может проходить как в устной, так и письменной форме.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Достигли ли мы в работе поставленных целей?
- Что нового вы узнали во время работы над заданием?
- Какими критериями вы пользовались при отборе информации?
- Какие из найденных источников вы предпочли не использовать? Почему?
- Какие трудности вызвала самостоятельная работа?
- Понравилось ли вам принимать участие в таком проекте (что понравилось, что не понравилось)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Гончарная мастерская"
Программа курса «Гончарная мастерская» предназначена для обучащихся 5-6 классов. Курс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся по одному ча...
Элективный курс "Творческая мастерская". 11 класс
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности...
"Мастерская языковедов- историков"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе...
Элективный курс на английском языке для учащихся 5-х классов “ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ “SUNNY TOWN”
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 5 классов, желающих овладеть и закрепить свои умения и навыки говорения, чтения и аудирования, полученные на уроках английского языка, через театральные пос...
Элективный курс Мастерская природы" 6 класс
Элективный курс «Мастерская природы» рассчитан на 35 часов, включает в себя занятия по прикладной ботанике, бионики, а также направлен на расширение знаний о взаимосвязи растений с жизнью человека....
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Программа элективного курса "Мастерская экологии" для 9 кл.
Программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, ун...