Программа элективного курса "Мастерская экологии" для 9 кл.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель курса: формирование, обобщение и расширение знаний по курсу экологии.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса экологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова»

РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения от «___» _____________2021г.,

Протокол №___

Председатель МО___________/Прокопьева Д.М.

ПРИНЯТО решением Педагогического совета от «__»________20_г., протокол №__

УТВЕРЖДЕНО приказом директора от «____» ____________ 20___ г., № ___

Директор__________ /А.С. Матвеев

М.П

Программа

элективного курса

«Мастерская экологии»

для 9 классов

Количество часов в неделю – 1, всего 34ч.

Составила учитель биологии

первой категории:

Прокопьева Д.М.

2021-2022 учебный год

c. Сунтар.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана:

- в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 22 марта 2021 г. № 115;

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от г. № 1577;

- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от г. № 1578 (далее ФГОС СОО) (с последующими изменениями);

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ) (с последующими изменениями);

- уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.П.Павлова».

Программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному». Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического фактора.

Изучение курса рекомендуется осуществлять на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для России и региона Республики Саха (Якутия).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы, являющиеся этапами комбинированных занятий и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Концепцией программы является реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования является сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Данная программа предусматривает такие требования к уровню подготовки, как - объяснять роль биологических теорий в формировании научного мировоззрения и в формировании современной естественно-научной картины мира. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, которые направлены на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Цель курса: формирование, обобщение и расширение знаний по курсу экологии и подготовка к основному государственному экзамену.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса экологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Виды контроля:

* текущий,

* тематический,

* итоговый,

* комплексный

Формы контроля:

* проверочная работа;

* фронтальный опрос;

* лабораторные работы;

* оценка и самооценка учащимися своих работ.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- суть понятий и терминов;

- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;

- морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;

- виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;

- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;

- редкие и исчезающие виды республики Саха (Якутия);

- результаты антропогенного воздействия на окружающую среду на примере загрязнения реки Вилюй;

- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Учащиеся должны уметь:

- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;

- использовать понятия «экологические факторы», «биологические ритмы», «фотопериодизм»;

- составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;

- проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов экосистем;

- применять экологические знания для объяснения динамики изменения сообществ во времени и пространстве;

- составлять простейшие схемы биологического и физического круговорота основных элементов биосферы;

- прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;

- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края;

- работать с микропрепаратами, влажными препаратами, гербариями и микроскопом, микролабораторией.

- выделять растений и животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

- соблюдать гигиенические и меры профилактики различных заболеваний;

- самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;

- анализировать и использовать биологическую информацию;

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

- давать определения;

- работать с биологическими объектами;

- пользоваться поисковыми системами Интернета;

- пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определенных биологических терминов;

- пользоваться определителями для определения растений и животных к той или иной таксономической группе;

- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей растительного и животного мира, делать выводы на основе их сравнения;

- планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Регулятивные УУД.

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Познавательные УУД.

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД.

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Критерии оценивания результатов по биологии.

Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:

  • тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
  • точность и целесообразность использования биологической терминологии и знание номенклатуры;
  • самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.

Устный ответ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, биологических закономерностей, теорий;
  • построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
  • выделяет существенные признаки организма, класса, семейства и т. д., их сходства и различия;
  • приводит примеры;
  • аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;
  • применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;
  • обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;
  • формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;
  • творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
  • отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге или полилоге;
  • самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;
  • применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в биологии знаково-символьную систему условных обозначений;
  • самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
  • допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;
  • владеет сформированными навыками работы с лабораторным оборудованием;
  • умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
  • показывает сформированность знаний, предметных и УУД.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • демонстрирует знание изученного тематического материала;
  • дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала;
  • дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
  • материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;
  • подтверждает теоретические высказывания примерами;
  • осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
  • умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;
  • обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
  • формулирует выводы;
  • применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании материала;
  • составляет связное и логически последовательное высказывание, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
  • имеет представления об элементарных реальных понятиях;
  • понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемым объектами и явлениями;
  • в основном знает содержание темы и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;
  • при решении биологических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
  • в основном показывает сформированность знаний, предметных и УУД.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • усвоил основное тематическое содержание;
  • имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
  • материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
  • показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и УУД;
  • допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;
  • слабо аргументирует высказывания;
  • допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
  • определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;
  • не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
  • имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
  • отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
  • отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
  • слабо знает биологические термины;
  • устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
  • не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
  • не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
  • не имеет сформированных предметных и УУД;
  • не умеет применять предметные и УУД к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
  • допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
  • не владеет научной терминологией;
  • не знает материал.

Тест.

Кол-во заданий

Время выполнения работы, минуты

Отметка на количество правильно выполненных заданий

«5»

«4»

«3»

«2»

10

10-15

9-10

7-8

5-6

Менее 5

20

20-30

18-20

14-17

10-13

Менее 10

30

30-45

27-30

22-26

15-21

Менее 15

Практическая работа.

Отметка "5" ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
  • самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
  • продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
  • аккуратно оформил результаты работы;
  • выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.

Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.

Отметка "4" ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
  • допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности, то есть конечный результат;
  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
  • продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
  • аккуратно оформил результаты работы;
  • допустил неточности или небрежности в оформлении результатов практической работы.

Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.

Отметка "3" ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;
  • использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;
  • затратил больше установленного времени на выполнение работы;
  • показал владение теоретическими знаниями, но имел затруднения в практическом его применении;
  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.

Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.

Отметка "2" ставится, если обучающийся:

  • получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;
  • не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;
  • не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;
  • не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;
  • выполнил менее 50% от объема работы.

Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.

Реферат.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • выполнил требования к оформлению реферата;
  • использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;
  • использовал литературный язык изложения материала;
  • продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.

Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.

Содержание учебного курса.

Среда обитания (5ч.)

Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. Соответствие между организмами и средой их обитания. Экологическая ниша.

Экология популяций (4ч.)

Характеристика популяций. Рождаемость и смертность. Популяционные волны.

Биотические факторы (8ч.)

Типы экологических взаимодействий. Хищничество. Паразитизм. Симбиоз.

Экосистема (6ч.)

Биогеоценоз. Круговорот веществ. Экологическая сукцессия. Биосфера и эволюция.

Человек и природа (11ч.)

Геологические оболочки Земли. Почва – биокосное вещество. Экологические проблемы биосферы. Основы рационального природопользования.

Тематическое планирование:

Раздел учебного курса, кол-во часов

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

(по плану)

Дата

(факт.)

Среда обитания (5ч.)

Среды жизни.

1

Экологические факторы.

1

Влияние экологических факторов на организмы.

1

Соответствие между организмами и средой их обитания.

1

Экологическая ниша.

1

Экология популяций (4ч.)

Характеристика популяций.

1

Рождаемость и смертность.

1

Популяционные волны.

1

Зачет №1 – «Популяция и среда обитания».

1

Биотические факторы (8ч.)

Типы экологических взаимодействий.

1

Хищничество.

1

Паразитизм.

1

Симбиоз.

1

Практическая работа №1 «Взаимоотношения организмов нашего края».

1

Экологический диктант «Экологические термины».

1

Сообщения «Интересные факты о природе».

1

Зачет №2 – «Экологические факторы».

1

Экосистема (6ч.)

Биогеоценоз.

1

Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Трофические цепи».

1

Практическая работа №3 «Решение задач по теме «Потоки энергии».

1

Круговорот веществ.

1

Экологическая сукцессия.

1

Биосфера и эволюция.

1

Человек и природа (11ч.)

Геологические оболочки Земли.

1

Загрязнение атмосферы.

1

Почва – биокосное вещество.

1

Вода. Загрязнение реки Вилюй.

1

Практическая работа №4 «Прогноз последствий загрязнения р. Вилюй»

1

Экологические проблемы биосферы.

1

Основы рационального природопользования.

1

Зачет №3 – «Экосистема».

1

Зачет №4 – «Человек и природа».

1

Итоговое тестирование «Основы экологии».

1

Анализ итогового тестирования.

1

Итого всего часов:

34ч

Литература:

  1. rab.
  2. Архипова Л.А., Кривошапкина О.М. Сунтарский улус (район) республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению. – Якутск: ИПКРО РС(Я), 2010.
  3. Власова З.А. Биология. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: СЛОВО, 2010.
  4. Габышев М.И. Ботаника с основами экологии растений. – Я.: ИРО МО РС(Я), 2001.
  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10(11) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Михайлова Е.И., Лазебник О.А., Бочаров Г.В., Габышева Ф.В., Корякина А.О., Кривошапкина О.М. и др. Географический атлас: республика Саха (Якутия). – М: Роскартография, 2000.
  7. Рысьева Т.Г., Дедюхин С.В., Тюлькин Ю.А. Задачи по биологии/задачник.: - Ижевск: Удмуртский университет, 2010.

Воспитательные цели и задачи.

Педагогический коллектив МБОУ «ССОШ № 1» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения от «___»__________ 20___г., протокол №___

Руководитель МО_______________/ Прокопьева Д.М.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________/Васильева Л.В.

«____»____________ 20___ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...