Программа элективного курса "Мастерская экологии" для 9 кл.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель курса: формирование, обобщение и расширение знаний по курсу экологии.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса экологии.
- Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
- Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
- Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
- Развитие коммуникативной активности учащихся.
- Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для внеаудиторных занятий | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения от «___» _____________2021г., Протокол №___ Председатель МО___________/Прокопьева Д.М. | ПРИНЯТО решением Педагогического совета от «__»________20_г., протокол №__ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от «____» ____________ 20___ г., № ___ Директор__________ /А.С. Матвеев М.П |
Программа
элективного курса
«Мастерская экологии»
для 9 классов
Количество часов в неделю – 1, всего 34ч.
Составила учитель биологии
первой категории:
Прокопьева Д.М.
2021-2022 учебный год
c. Сунтар.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана:
- в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 22 марта 2021 г. № 115;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от г. № 1577;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от г. № 1578 (далее ФГОС СОО) (с последующими изменениями);
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ) (с последующими изменениями);
- уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.П.Павлова».
Программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 34 часа, 1 час в неделю.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному». Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и, наконец, на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического фактора.
Изучение курса рекомендуется осуществлять на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для России и региона Республики Саха (Якутия).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы, являющиеся этапами комбинированных занятий и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Концепцией программы является реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования является сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Данная программа предусматривает такие требования к уровню подготовки, как - объяснять роль биологических теорий в формировании научного мировоззрения и в формировании современной естественно-научной картины мира. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, которые направлены на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Цель курса: формирование, обобщение и расширение знаний по курсу экологии и подготовка к основному государственному экзамену.
Задачи курса:
- Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса экологии.
- Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
- Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
- Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
- Развитие коммуникативной активности учащихся.
- Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Виды контроля:
* текущий,
* тематический,
* итоговый,
* комплексный
Формы контроля:
* проверочная работа;
* фронтальный опрос;
* лабораторные работы;
* оценка и самооценка учащимися своих работ.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов;
- виды экологических факторов, закономерности их действия на живые организмы;
- морфофизиологические адаптации живых организмов к неблагоприятным факторам окружающей среды;
- виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их приспособленности к различным условиям обитания;
- причины и особенности периодических изменений в живой и неживой природе;
- редкие и исчезающие виды республики Саха (Якутия);
- результаты антропогенного воздействия на окружающую среду на примере загрязнения реки Вилюй;
- круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Учащиеся должны уметь:
- определять механизмы приспособляемости организмов к неблагоприятным сезонным факторам;
- использовать понятия «экологические факторы», «биологические ритмы», «фотопериодизм»;
- составлять схемы пищевых цепей и сетей питания;
- проводить наблюдения и исследования за состоянием компонентов экосистем;
- применять экологические знания для объяснения динамики изменения сообществ во времени и пространстве;
- составлять простейшие схемы биологического и физического круговорота основных элементов биосферы;
- прогнозировать последствия человека на природные экосистемы;
- принимать активное участие в защите и восстановлении природы родного края;
- работать с микропрепаратами, влажными препаратами, гербариями и микроскопом, микролабораторией.
- выделять растений и животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
- соблюдать гигиенические и меры профилактики различных заболеваний;
- самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
- анализировать и использовать биологическую информацию;
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- давать определения;
- работать с биологическими объектами;
- пользоваться поисковыми системами Интернета;
- пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определенных биологических терминов;
- пользоваться определителями для определения растений и животных к той или иной таксономической группе;
- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей растительного и животного мира, делать выводы на основе их сравнения;
- планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Регулятивные УУД.
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Критерии оценивания результатов по биологии.
Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:
- тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
- точность и целесообразность использования биологической терминологии и знание номенклатуры;
- самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Устный ответ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, биологических закономерностей, теорий;
- построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
- выделяет существенные признаки организма, класса, семейства и т. д., их сходства и различия;
- приводит примеры;
- аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;
- применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;
- обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;
- формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;
- творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
- отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге или полилоге;
- самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;
- применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в биологии знаково-символьную систему условных обозначений;
- самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
- допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;
- владеет сформированными навыками работы с лабораторным оборудованием;
- умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
- показывает сформированность знаний, предметных и УУД.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- демонстрирует знание изученного тематического материала;
- дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала;
- дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
- материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;
- подтверждает теоретические высказывания примерами;
- осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
- умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;
- обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
- формулирует выводы;
- применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании материала;
- составляет связное и логически последовательное высказывание, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
- имеет представления об элементарных реальных понятиях;
- понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемым объектами и явлениями;
- в основном знает содержание темы и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;
- при решении биологических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
- в основном показывает сформированность знаний, предметных и УУД.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил основное тематическое содержание;
- имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
- материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
- показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и УУД;
- допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;
- слабо аргументирует высказывания;
- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
- определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;
- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
- имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
- отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
- отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
- слабо знает биологические термины;
- устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
- не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
- не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
- не имеет сформированных предметных и УУД;
- не умеет применять предметные и УУД к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
- допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
- не владеет научной терминологией;
- не знает материал.
Тест.
Кол-во заданий | Время выполнения работы, минуты | Отметка на количество правильно выполненных заданий | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
10 | 10-15 | 9-10 | 7-8 | 5-6 | Менее 5 |
20 | 20-30 | 18-20 | 14-17 | 10-13 | Менее 10 |
30 | 30-45 | 27-30 | 22-26 | 15-21 | Менее 15 |
Практическая работа.
Отметка "5" ставится, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объеме на основе предложенного или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
- самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
- продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
- аккуратно оформил результаты работы;
- выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка "4" ставится, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объеме на основе предложенного или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
- допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности, то есть конечный результат;
- использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
- продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
- аккуратно оформил результаты работы;
- допустил неточности или небрежности в оформлении результатов практической работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка "3" ставится, если обучающийся:
- выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;
- использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;
- затратил больше установленного времени на выполнение работы;
- показал владение теоретическими знаниями, но имел затруднения в практическом его применении;
- использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
- получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;
- не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;
- не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;
- не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;
- выполнил менее 50% от объема работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Реферат.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнил требования к оформлению реферата;
- использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;
- использовал литературный язык изложения материала;
- продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.
Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.
Содержание учебного курса.
Среда обитания (5ч.)
Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. Соответствие между организмами и средой их обитания. Экологическая ниша.
Экология популяций (4ч.)
Характеристика популяций. Рождаемость и смертность. Популяционные волны.
Биотические факторы (8ч.)
Типы экологических взаимодействий. Хищничество. Паразитизм. Симбиоз.
Экосистема (6ч.)
Биогеоценоз. Круговорот веществ. Экологическая сукцессия. Биосфера и эволюция.
Человек и природа (11ч.)
Геологические оболочки Земли. Почва – биокосное вещество. Экологические проблемы биосферы. Основы рационального природопользования.
Тематическое планирование:
№ | Раздел учебного курса, кол-во часов | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт.) |
Среда обитания (5ч.) | Среды жизни. | 1 | |||
Экологические факторы. | 1 | ||||
Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | ||||
Соответствие между организмами и средой их обитания. | 1 | ||||
Экологическая ниша. | 1 | ||||
Экология популяций (4ч.) | Характеристика популяций. | 1 | |||
Рождаемость и смертность. | 1 | ||||
Популяционные волны. | 1 | ||||
Зачет №1 – «Популяция и среда обитания». | 1 | ||||
Биотические факторы (8ч.) | Типы экологических взаимодействий. | 1 | |||
Хищничество. | 1 | ||||
Паразитизм. | 1 | ||||
Симбиоз. | 1 | ||||
Практическая работа №1 «Взаимоотношения организмов нашего края». | 1 | ||||
Экологический диктант «Экологические термины». | 1 | ||||
Сообщения «Интересные факты о природе». | 1 | ||||
Зачет №2 – «Экологические факторы». | 1 | ||||
Экосистема (6ч.) | Биогеоценоз. | 1 | |||
Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Трофические цепи». | 1 | ||||
Практическая работа №3 «Решение задач по теме «Потоки энергии». | 1 | ||||
Круговорот веществ. | 1 | ||||
Экологическая сукцессия. | 1 | ||||
Биосфера и эволюция. | 1 | ||||
Человек и природа (11ч.) | Геологические оболочки Земли. | 1 | |||
Загрязнение атмосферы. | 1 | ||||
Почва – биокосное вещество. | 1 | ||||
Вода. Загрязнение реки Вилюй. | 1 | ||||
Практическая работа №4 «Прогноз последствий загрязнения р. Вилюй» | 1 | ||||
Экологические проблемы биосферы. | 1 | ||||
Основы рационального природопользования. | 1 | ||||
Зачет №3 – «Экосистема». | 1 | ||||
Зачет №4 – «Человек и природа». | 1 | ||||
Итоговое тестирование «Основы экологии». | 1 | ||||
Анализ итогового тестирования. | 1 | ||||
Итого всего часов: | 34ч |
Литература:
- rab.
- Архипова Л.А., Кривошапкина О.М. Сунтарский улус (район) республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению. – Якутск: ИПКРО РС(Я), 2010.
- Власова З.А. Биология. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: СЛОВО, 2010.
- Габышев М.И. Ботаника с основами экологии растений. – Я.: ИРО МО РС(Я), 2001.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10(11) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Михайлова Е.И., Лазебник О.А., Бочаров Г.В., Габышева Ф.В., Корякина А.О., Кривошапкина О.М. и др. Географический атлас: республика Саха (Якутия). – М: Роскартография, 2000.
- Рысьева Т.Г., Дедюхин С.В., Тюлькин Ю.А. Задачи по биологии/задачник.: - Ижевск: Удмуртский университет, 2010.
Воспитательные цели и задачи.
Педагогический коллектив МБОУ «ССОШ № 1» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения от «___»__________ 20___г., протокол №___ Руководитель МО_______________/ Прокопьева Д.М. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________/Васильева Л.В. «____»____________ 20___ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...