Элективный курс "Творческая мастерская". 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_proektnoy_deyatelnosti_11_klass.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»
Протокол № от «____» сентября 2011 г «___» сентября 2011 г. «___» сентября 2011 г.
Руководитель МО Зам директора по УВР Директор
_______ Н.А. Литвинова __________ Игнатченко Е.А. __________А.В. Чебунина
Рабочая программа элективного курса «Творческая мастерская»
По предмету: русский язык и литература
Класс: 11
Учитель: Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.
Планирование составлено на основе:
Программа: авторская программа
Кол-во часов: 34
- Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на 1 год. Объём занятий - 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с компьютерныной программой Power Point и способами работы с ней
- Создать мультимедийную продукцию: презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, телепередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии
Развивающие:
- Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
- Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
- Художественно-творческие способности
- Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
- Потребность расширять кругозор в изучаемой области
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники
- учатся самостоятельно приобретать знания,
- получают опыт познавательной и учебной деятельности,
- получают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
- учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения
В силу более высокого образовательного уровня школьникам легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, в правильном выборе будущей профессии.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами дает учащимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Учебная деятельность ученика и учителя в среднем звене основном сосредотачивается на занятиях элективного курса, поэтому занятие - главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На занятиях элективного курса учащиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но организация работы на занятиях данного элективного курса построена таким образом, который позволяет всё-таки избегать больших временных затрат.
В процессе организации проектной деятельности с использованием компьютерных технологий учитываются возрастные и индивидуальные психологические особенности детей таким образом, чтобы способствовать саморазвитию и самореализации личности. Задача - выявить проблемы, с одной стороны, связанные с изучением русского языка и литературы, а с другой стороны, близкие и понятные учащимся.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.
Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.
Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.
Принципы:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
- Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы:
- Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Эвристический
- Содержание курса
Тема 1: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)
Рассказ о работе элективного курса. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.
Обсуждение достоинств и недостатков работ. Информационные технологии на службе учителя и ученика
Тема 2:Тест, кроссворд (6 часов)
Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point.
Тема 3: Презентация на литературную тему (2 часа)
Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.
Тема 4: Документальный фильм (6 часов)
Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.
Тема 5: Интерпретация лирического произведения (5 часов)
Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.
Тема 6:Заочная экскурсия (6 часов)
Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.
Тема 7: Телепередача о русском языке (7 часов)
Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1 | Рассказ о работе элективного курса. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ. Обсуждение достоинств и недостатков работ. Информационные технологии на службе ученика и учителя | 1 | 1 | |
2 | Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы | 1 | 5 | 6 |
3 | Презентация на литературную тему | 2 | 2 | |
4 | Документальный фильм | 6 | 6 | |
5 | Интерпретация лирического произведения | 5 | 5 | |
6 | Заочная экскурсия | 1 | 5 | 6 |
7 | Телепередача о русском языке | 1 | 6 | 7 |
Итого | 4 | 30 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | Виды и формы работы |
1 | Рассказ о работе элективного курса. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ. Обсуждение достоинств и недостатков работ. Информационные технологии на службе ученика и учителя | Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ | |
2 | Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы | Лекция учителя, беседа, участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся | |
3 | Сочиняем тест | Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария | |
4 | Анимация теста | Создание анимированного теста в программе Power Point | |
5 | Сочиняем кроссворд | Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге | |
6 | Анимация кроссворда | Создание анимированного кроссворда в программе Power Point | |
7 | Как создать кроссворд в программе Excel | Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в данной программе | |
8 | Презентация в Power Point на литературную тему | Выбор темы, сбор материалов, создание сценария, распределение на слайды | |
9 | Секреты хорошей презентации | Лекция учителя, выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации | |
10 | Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте | Выбор темы, сбор материала, написание сценария | |
11 | Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте | Выбор темы, сбор материала, написание сценария | |
12 | Обсуждение сценариев | Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ, взаимопроверка | |
13 | Запись звуковой части фильма | Декламация | |
14 | Создание фильма в программе Movie Maker | Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация учителя | |
15 | Создание фильма в программе Movie Maker | Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма | |
16 | Анализ лирического произведения и его интерпретация | Эвристическая беседа | |
17 | Создание иллюстраций к лирическому произведению | Рисование, сканирование | |
18 | Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению | Прослушивание и обсуждение музыки | |
19 | Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому стихотворению | Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов | |
20 | Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения» | Просмотр и обсуждение фильмов | |
21 | Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом. | Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация работ учащихся и учителя | |
22 | Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии | Творческая работа | |
23 | Чтение и обсуждение сценариев | Редактирование, взаимопроверка работ | |
24 | Озвучивание сценария заочной экскурсии | Декламация | |
25 | Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии | ||
27 | Монтаж заочной экскурсии | Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов | |
28 | Концепция телепередачи о русском языке | Лекция учителя | |
29 | Выбор темы для телепередачи о русском языке | Обсуждение, беседа | |
30 | Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая игра | Разработка сценария телепередачи | |
31 | Чтение и обсуждение сценариев телепередачи | Беседа | |
32 | Репетиция телепередачи о русском языке | Декламация | |
33 | Запись телепередачи | Декламация | |
34 | Монтаж телепередачи о русском языке | Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов |
- Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся после окончания занятий элективного курса
- Овладеть разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимая их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, навыками редактирования текста, создания собственного текста.
- Приобрести практические умения, необходимые для создания компьютерной презентации на основе компьютерной среды Excel, Power Point, Movie Maker, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
- Приобрести опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией.
- Научиться выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией.
- Реализовать предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ в учебной и профессионально ориентированной деятельности,
- совершенствовать свои творческие способности, связанные с развитием речи, чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.
- Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...
Элективный курс Мастерская природы" 6 класс
Элективный курс «Мастерская природы» рассчитан на 35 часов, включает в себя занятия по прикладной ботанике, бионики, а также направлен на расширение знаний о взаимосвязи растений с жизнью человека....