Музейное дело
классный час по краеведению

Попова Наталья Андреевна

видеоэкскурсия

https://disk.yandex.ru/d/BB9o_2inO7wQeQ/Целое%20видео.mp4 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Стенд 1. История казачества.

В древние времена на нашей земле государства не соприкасались своими границами так, как сейчас. Между ними оставались гигантские пространства, на которых никто не жил – это было или невозможно из-за отсутствия условий для жизни (нет воды, земли для посевов, нельзя охотиться, если мало дичи), или попросту опасно из-за налетов степняков-кочевников. Именно в таких местах и зародилось казачество – на окраинах русских княжеств, на границе с Великой Степью. В таких местах собирались люди, которые не боялись внезапного налета степняков, умевшие и выживать, и воевать без посторонней помощи.

Первые упоминания о казачьих отрядах относятся еще к Киевской Руси, так, например, Илью Муромца величали «старым казаком». Встречаются упоминания об участии казачьих отрядов в Куликовской битве под командой воеводы Дмитрия Боброка. К концу XIV века образовались две крупных территории в низовьях Дона и Днепра, на которых было создано множество казачьих поселений и уже неоспоримым является их участие в войнах, которые вел Иван Грозный. Казаки отличились при покорении Казанского и Астраханского ханств и в Ливонской войне. Первый русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в 1571 г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города. В 1612 году совместно с Нижегородским ополчением донские казаки освободили Москву и изгнали поляков с Русской земли. За все эти заслуги русские цари утвердили за казаками право на владение Тихим Доном на веки веков.

В народном сознании сложился образ казака как природного конного воина. Но существовала и казачья пехота – пластуны – ставшие прообразом современных частей специального назначения. Зародилась она на побережье Черного моря, где пластуны несли нелегкую службу в черноморских плавнях. Позже подразделения пластунов так же успешно действовали и на Кавказе. Бесстрашию пластунов – лучших стражей кордонной линии на Кавказе – отдавали дань уважение даже их противники. Именно горцы сохранили историю о том, как осажденные на липкинском посту пластуны предпочли сгореть заживо - но не сдаться черкесам, даже обещавшим им жизнь.

Однако не только воинскими подвигами известны казаки. Не меньшую роль сыграли они в освоении новых земель и присоединении их к Российской империи. Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Северного Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 сибирский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697—1699 казак Владимир Васильевич Атласов исследовал Камчатку.

Очень хорошо показали себя казаки в Первой Мировой  и во в Великой Отечественной войне. В это самое суровое и тяжелое время для страны казачество забыло прошлые обиды, и вместе со всем советским народом поднялось на защиту своей Родины. С честью прошли до конца войны, участвуя в крупнейших операциях, 4-ый Кубанский, 5-ый Донской добровольческие казачьи корпуса. 9-я пластунская краснознаменная Краснодарская дивизия, десятки стрелковых и кавалерийских дивизий сформированных в начале войны из казаков Дона, Кубани, Терека, Ставрополья, Оренбуржья, Урала, Семиречья, Забайкалья и Дальнего Востока. Гвардейские казачьи соединения часто выполняли очень важную задачу – в то время как механизированные соединения формировали внутреннее кольцо многочисленных «котлов», казаки в составе конно-механизированных групп вырывались на оперативный простор, нарушали работу коммуникаций противника и создавали внешнее кольцо окружения, препятствуя деблокированию вражеских войск.

Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко — кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев — родовой уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко — терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев — донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой СССР М.М. Попов — донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского, командир эскадрона гвардии капитан К.И. Недору́бов — Герой Советского Союза и полный Георгиевский кавалер, а также множество других казаков.


Стенд 2.   Место, где стоит сейчас наша школа, раньше называлось «Новая площадь». Там стояла церковь. На её месте приняли решение построить школу, а церковь разобрать.

К первому сентября 1939 года Европа запылала в огне II Мировой войны, но наш поселок это событие пока не тронуло. Все с нетерпением ждали открытия новой школы. Только к началу декабря школа была готова и  состоялась торжественная сдача ее строителями. Праздник очень запомнился детям. Школа была просторная, светлая, но почти никакого оборудования и мало наглядных пособий. Учителя, пришедшие в новую школу, не унывали. Вместе с детьми они клеили, шили, строили, паяли. И классные комнаты, и шкафа пополнялись таблицами, линейками. Директором школы была Мария Даниловна Дрямова – историк. Вместе с нею у истоков школы стоял завуч Лев Яковлевич Скоморохов, прекрасный литератор, прошедший фронты 1 Мировой и Гражданской войн и Екатерина Семеновна Ульянова – словесник, а также математики Екатерина Павловна Королева и Николай Дмитриевич Миляев. Были здесь такие умудренные опытом преподаватели как учитель немецкого языка Нина Андреевна Синдиева, так и юные, как биолог Фирсов Илларион Ефимович, которые учили и учились сами. Они были увлеченными  людьми, хорошо знали свой край и старались открыть детям его красоту, воспитать любовь к Родине, большой и малой.

А война тем временем подошла к нашей Михайловке – враг пытался взять Сталинград. Станцию Себряково бомбили фашистские самолеты, страна посылала все новые войсковые части и технику по железной дороге, и каждый день начинался налетом. Шел 1942 год. От Серафимовича с переправы в Михайловку везли ракеты.

В нашей школе и педучилище развернулись полевые госпитали. Из классов вынесли парты, нарядная школа превратилась в место страданий. Здесь звучали стоны, окровавленные бинты и запахи лекарств заменили детских смех и запах мела. Парты свалили во дворе. Всю зиму ребята занимались  на квартирах у учителей и друг у друга.  2 февраля 1943 года немцев разгромили под Сталинградом, и фронт двинулся на Запад. Вместе с ним и госпиталь. Несмотря на то, что ребята занимались в таких ужасных условиях, весной они хорошо сдали экзамены.

Шла война, гибли отцы, братья, умирали от голода и болезней матери, сестренки, но школа продолжала работать и трудиться. В здании не было стекол в окнах, и многие забили фанерой. Дети шли утром в школу и занимали очередь за хлебом в пекарне, которая была напротив школы. Они учились, несмотря на холод и голод, и те, кто пришли в школу в 1942 году, стали потом учителями, врачами, инженерами.

А школа продолжала работать. В нее пришли мужчины – учителя с фронтовыми наградами Королев Митрофан Дмитриевич, Жогов Иван Петрович (физик), Орешкин Николай Никитович (химик).

В 1966 году семилетняя школа стала средней. Первый выпуск был сделан в 1968 году. В течение 62 лет школа претерпела ряд изменений: стала полной средней, в ней работают учителя с высшим образованием, обучается более 700 учащихся. Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях, работают в различных учреждениях, в том числе и в нашей школе учителями русского языка, начальных классов. Двадцать шесть лет (с 1985 по 2001гг.) директором школы был Валерий Федорович Щербаков.


Стенд 3. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34000000 советских солдат, более половины из которых, погибло.

Причины Великой Отечественной войны

Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив расово чистое государство. Поэтому 1 сентября 1939 года Гитлер вторгся в Польшу, затем в Чехословакию, положив начало Второй мировой войне и завоевывая все новые и новые территории. Успехи и победы нацисткой Германии заставили Гитлера нарушить заключенный 23 августа 1939 года между Германией и СССР договор о ненападении. Им была разработана специальная операция под названием "Барбаросса", которая подразумевала захват Советского Союза в короткие сроки. Так началась Великая Отечественная война.

Немцы захватили Литву, Латвию, Украину, Эстонию, Белоруссию и Молдавию. Войска продвигались внутрь страны для захвата Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новгорода, но главной целью фашистов была Москва. В это время СССР претерпело большие потери, тысячи людей были взяты в плен. 8 сентября 1941 года началась военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В результате войска СССР смогли приостановить наступление немцев. План "Барбаросса" провалился.


Стенд 4. К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.

В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков.

Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. (командующий — маршал Тимошенко, с 23 июля — генерал-лейтенант Гордов).

Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом.

Оборонительный этап Сталинградской битвы

23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.

В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.

В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. Фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество войск.

Далее история Сталинградской битвы была такова:

19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.

Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.

Итоги Сталинградской битвы:

Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Значение Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать. Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции). Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы.


Стенд 5. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам…Выцвели чернила, поблекла типографская краска. Письма с фронта.  

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.

 Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных и верой в победу для солдат.

На нашем стенде вы можете видеть письма бойцов Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Планирование работы кружка Музейное дело

Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов

Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...

элективный курс "Основы музейного дела"

программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....

Программа работы школьного кружка «Музейное дело»

Программа работы школьного кружка  «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской  образовательной программы  педагога Подольской Ж.А.....

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Проект «Школьный клуб – Музейное дело»

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...