Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.
методическая разработка по обж по теме
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_o_muzee_na_oblast.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувство Родины нужно заботливо взращивать …
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея.
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно- воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности , реализуется через различные формы экспозиционно - выставочной и массовой деятельности.
Главное отличие образовательно - воспитательного эффекта деятельности школьного музея в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково -собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей родной школы, с.Маргаритово , Азовского района независимо от того, какую тему они изучают.
Методическая разработка «Использование музейного дела в образовательно – воспитательном процессе» предназначена для учителя истории(изучение истории России в 6 – 11 классах) , преподавателя ОБЖ ( курс ОБЖ в 10 – 11 классах) , классных руководителей 1 – 11 классов, руководителя ТО «Юный патриот».
Цели :
· Сохранение исторической памяти , развитие интереса к истории своего народа.
· Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности; формирование ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
· Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей общества через изучение истории малой родины на уроках истории Отечества , ОБЖ, занятиях ТО «Юный патриот» и во время проведения внеклассных мероприятий патриотической направленности.
Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития Маргаритовской средней школы , села Маргаритово , предприятий и учреждений Маргаритовского сельского поселения.
2. Помочь учащимся 7 – 9, 10 -11классов раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах поисково - исследовательской деятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение школьников к людям старшего поколения и развивать чувство толерантности.
4. На базе музея проводить уроки для учащихся 1 – 4, 5 – 9 , 10 – 11 классов, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки Мужества, организовывать встречи с ветеранами ВОВ и локальных конфликтов.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с краеведческими музеями г.Азова и г.Ростова-на - Дону, городской и районной администрацией, с городским и районным архивами, библиотекой, интернет - ресурсами и др.школьными музеями.
Формы и методы реализации поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Здесь представлены подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие расширить границы уроков , разнообразить их формы , повышая мотивацию школьников к учению.
Для реализации поставленных целей используются разнообразные и интересные формы воспитательных мероприятий : встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных конфликтов ,с тружениками тыла и детьми войны ; с защитниками Отечества- выпускниками школы ; уроки Мужества , конференции , презентации и классные часы военно – патриотической направленности, Вахты Памяти , Минута молчания; акции : «Я помню!Я горжусь!», «Ветеран ВОВ в моей семье», «Мой брат – защитник Отечества» , «Полотно Победы».
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим.
Тематическое содержание методической разработки.
1. История Великой Отечественной войны в судьбе с. Маргаритово, школы, учителей, выпускников.
2. Партизанское движение в Азовском районе.
3. История Маргаритовской школы ,пионерской и комсомольской организации в годы ВОВ.
4. «Афганистан болит в моей душе...» (биографии выпускников , выполнявших интернациональный долг в ДРА).
5. История Маргаритовской врачебной амбулатории в годы ВОВ
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных и областных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, , семинарах и т.п. на уровне района, области.
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение музейных уроков истории , ОБЖ ;
-проведение классных часов, уроков Мужества, различных встреч, праздников, экскурсий , патриотических акций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой «Приазовье».
Методическая деятельность
- выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;
- создание книжек-буклетов, видеоэкскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка музейных уроков;
- разработка конспектов уроков , сценариев мероприятий, программ, викторин ,конкурсов, методических рекомендаций..
План решения поставленных задач.
№ | Направление деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Поисковая работа | Систематически | педколлектив школы. |
Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. | По мере проведения Поисковой работы | Педколлектив школы | |
- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. | Ежеквартально | Педколлектив школы | |
4. | Оформление экспозиций и разделов музея. | По мере поступления материалов | Руководитель музея |
Летопись Великой Отечественной войны… | 2009г.- 2010г. | Руководитель музея, классные руководители | |
- «Полный кавалер ордена Славы – наш земляк » | 2009г. | Учитель истории | |
- «Афганистан болит в моей душе…» | 2010г. | Преподаватель ОБЖ | |
- «Труженики тыла ….» | 2009г. | Педколлектив школы | |
- «Партизанское движение в Азовском районе» | 2009г. | ||
- Книга памяти «Наказы участников ВОВ подрастающему поколению» | Ежегодно ко Дню Победы | Классные руководители | |
5. | Летопись школы: | 2010 – 2011г.г. | Классные руководители |
- «Школа в годы войны» | 2010г. | Классные руководители 1 – 4 классов | |
- История Маргаритовской школы ,пионерской и комсомольской организации в годы ВОВ. | 2010 – 2011г.г. | Классные руководители. Организатор детского движения | |
- «Победители военно – спортивных игр : «Зарница» и «Орлёнок» | 2010 – 2011 г.г. | Преподаватель ОБЖ и учитель физкультуры | |
6. | Просветительская работа. | ||
6.1. | Проведение музейных уроков по предметам со следующей тематикой: | В течение учебного года | |
История России: Темы: | |||
- Коллективизация сельского хозяйства - Начало ВОВ -Советский тыл в ВОВ - Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом | Декабрь Январь Январь Февраль Февраль | Учитель истории 9 класса | |
ОБЖ: - История создания Вооружённых Сил РФ - Памяти поколений – дни воинской славы России. -Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества. - Символы воинской чести. - Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе . - Основные понятия о воинской обязанности. - Военная присяга – клятва Родине – России -Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. | Февраль Февраль февраль | Преподаватель ОБЖ | |
1. Проведение экскурсий и внеклассных мероприятий по темам: | |||
Нашим односельчанам посвящается…(урок Памяти) | февраль | Классный руководитель 2 класса ИпполитовоаН.П. | |
Наше село в годы ВОВ (урок – экскурсия) | январь | Классный руководитель 10 класса Семененко И.В. | |
Нельзя нам забывать Афганистан ( классный час) | февраль | Классный руководитель 4 класса ИпполитовоаН.П. | |
Нам этот мир завещано беречь (урок Мужества ко дню вывода войск из ДРА) | февраль | Классный руководитель 9 класса Семененко И.В. | |
Освобождение Ростовской области , Азовского района и г.Азова от фашистских захватчиков. | январь | Учитель истории Семененко И.В. | |
День Памяти и скорби (мероприятие , посвящённое дню начала ВОВ). | 22 июня | Учитель истории Семененко И.В. | |
Современные военные награды ( классный час ) | сентябрь | Классный руководитель 5 класса Попова Е.Н. | |
Основные знания , умения и навыки , характеризующие результативность усвоения материала.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах поисково – исследовательской деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе подготовки докладов, рефератов , презентаций, научно – исследовательских работ для участия в научно – практических районных и областных конференциях .
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории, ОБЖ , а также во время проведения школьном музее воспитательных мероприятий патриотической направленности.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в районных и областных краеведческих конкурсах, в военно – спортивных играх: «Зарница»,«Орлёнок»; соревнованиях : «Школа безопасности», «Богатыри земли Азовской».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....
«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НПО
Методические рекомендации для преподавателей в системе НПО....
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....
Организация учебно-воспитательного процесса и план внутришкольного контроля на 2012/2013 учебный год.
План по контрольно- инспекционной деятельности....
Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".
Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017 учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...