Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.
методическая разработка по обж по теме

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_o_muzee_na_oblast.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство Родины нужно заботливо взращивать …

 Д.С.Лихачёв                                          

Пояснительная записка.

             Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

 Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея.

     Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно- воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности , реализуется через различные формы экспозиционно - выставочной и массовой деятельности.

        Главное отличие образовательно - воспитательного эффекта  деятельности школьного музея в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково -собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей родной  школы, с.Маргаритово , Азовского района независимо от того, какую тему они изучают.

Методическая разработка «Использование музейного дела в образовательно – воспитательном процессе» предназначена для учителя  истории(изучение истории России в 6 – 11 классах) , преподавателя ОБЖ ( курс ОБЖ в 10 – 11 классах) , классных руководителей 1 – 11 классов, руководителя ТО «Юный патриот».

   

   

                                           

             

Цели :

· Сохранение исторической памяти , развитие интереса к истории своего народа.

· Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности; формирование ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

· Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей общества через изучение истории малой родины на уроках истории Отечества , ОБЖ, занятиях ТО «Юный патриот» и во время проведения внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Основные задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития Маргаритовской средней школы , села Маргаритово , предприятий и учреждений Маргаритовского сельского поселения.

2. Помочь учащимся 7 – 9, 10 -11классов раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах поисково - исследовательской деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение  школьников  к  людям  старшего поколения и развивать чувство толерантности.

4. На базе музея проводить уроки для учащихся 1 – 4, 5 – 9 , 10 – 11 классов, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки Мужества, организовывать встречи с ветеранами ВОВ и локальных конфликтов.

 

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с краеведческими музеями г.Азова и г.Ростова-на - Дону,  городской и районной администрацией, с городским и районным архивами, библиотекой, интернет - ресурсами и др.школьными музеями.

Формы и методы реализации поставленных целей.

        Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.  Здесь  представлены  подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие  расширить границы уроков , разнообразить их формы , повышая мотивацию школьников к учению.

      Для реализации поставленных целей используются разнообразные и интересные  формы воспитательных  мероприятий : встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных конфликтов ,с тружениками тыла и детьми войны ; с защитниками Отечества- выпускниками школы ; уроки Мужества , конференции , презентации и классные часы военно – патриотической направленности, Вахты Памяти , Минута молчания; акции : «Я помню!Я горжусь!», «Ветеран ВОВ в моей семье», «Мой брат – защитник Отечества» , «Полотно Победы».

     Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

 Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

       В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим.

      Тематическое содержание методической разработки.

1. История Великой Отечественной войны в судьбе  с. Маргаритово, школы, учителей, выпускников.

2. Партизанское движение в Азовском районе.

3. История Маргаритовской школы ,пионерской и комсомольской организации  в годы ВОВ.

4. «Афганистан болит в моей душе...» (биографии выпускников , выполнявших интернациональный долг в ДРА).

5. История Маргаритовской врачебной амбулатории в годы ВОВ

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных  и областных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, , семинарах и т.п. на уровне района, области.

        Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение музейных уроков истории , ОБЖ  ;

-проведение  классных часов, уроков Мужества, различных встреч, праздников, экскурсий , патриотических акций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой «Приазовье».

Методическая деятельность

- выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;

- создание книжек-буклетов, видеоэкскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка музейных уроков;

- разработка  конспектов уроков , сценариев мероприятий, программ, викторин ,конкурсов, методических рекомендаций..

План решения поставленных задач.

Направление деятельности

Сроки

реализации

Ответственные

1.

Поисковая работа

Систематически

педколлектив школы.

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

По мере проведения

Поисковой работы

Педколлектив

школы

- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежеквартально

Педколлектив

школы

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

По мере поступления материалов

Руководитель музея

 Летопись Великой Отечественной войны…

2009г.- 2010г.

Руководитель музея, классные руководители

- «Полный кавалер ордена Славы – наш земляк »

2009г.

Учитель истории

- «Афганистан болит в моей душе…»

2010г.

Преподаватель ОБЖ

- «Труженики тыла ….»

2009г.

Педколлектив

школы

- «Партизанское движение в Азовском районе»

2009г.

- Книга памяти «Наказы участников ВОВ подрастающему поколению»

Ежегодно ко Дню Победы

Классные руководители

5.

 Летопись школы:

2010 – 2011г.г.

Классные руководители

- «Школа в годы войны»

2010г.

Классные руководители

1 – 4 классов

- История Маргаритовской школы ,пионерской и комсомольской организации  в годы ВОВ.

2010 – 2011г.г.

Классные руководители.

Организатор детского движения

- «Победители военно – спортивных игр : «Зарница» и «Орлёнок»

2010 – 2011 г.г.

Преподаватель ОБЖ и учитель физкультуры

6.

Просветительская работа.

6.1.

Проведение музейных уроков по предметам со следующей тематикой:

В течение

учебного

года

История России:

Темы:

- Коллективизация сельского хозяйства

- Начало ВОВ

-Советский тыл в ВОВ

- Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Декабрь

     Январь

Январь

Февраль

Февраль

Учитель истории

9 класса

ОБЖ:

- История создания Вооружённых Сил РФ

- Памяти поколений – дни воинской славы России.

-Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества.

- Символы воинской чести.

- Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе .

- Основные понятия о воинской обязанности.

- Военная присяга – клятва Родине – России

-Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

Февраль

Февраль

февраль

Преподаватель ОБЖ

1. Проведение экскурсий и внеклассных мероприятий  по темам:

Нашим односельчанам посвящается…(урок Памяти)

февраль

Классный руководитель

2 класса ИпполитовоаН.П.

Наше село в годы ВОВ (урок – экскурсия)

январь

Классный руководитель

10 класса

Семененко И.В.

Нельзя нам забывать Афганистан ( классный час)

февраль

Классный руководитель

4 класса ИпполитовоаН.П.

Нам этот мир завещано беречь (урок Мужества ко дню вывода войск из ДРА)

февраль

Классный руководитель

9 класса

Семененко И.В.

Освобождение Ростовской области , Азовского района и г.Азова от фашистских захватчиков.

январь

Учитель истории

Семененко И.В.

День Памяти и скорби (мероприятие , посвящённое дню начала ВОВ).

22 июня

Учитель истории

Семененко И.В.

Современные военные награды ( классный час )

сентябрь

Классный руководитель

5 класса Попова Е.Н.

Основные знания , умения и навыки , характеризующие результативность  усвоения материала.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах поисково – исследовательской  деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе подготовки докладов, рефератов , презентаций, научно – исследовательских работ для участия в научно – практических районных и областных конференциях .

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и  огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

   Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории, ОБЖ , а также во время проведения школьном музее воспитательных мероприятий патриотической направленности.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в районных и областных краеведческих конкурсах, в военно – спортивных играх: «Зарница»,«Орлёнок»; соревнованиях : «Школа безопасности», «Богатыри земли Азовской».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".

Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017  учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...