Программа работы школьного кружка «Музейное дело»
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории. Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25.0314.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
На заседании МО Протокол №_____________ от «____» ____________2013 г. | Замдиректора по УВР ____________ от «____» _______________ 2013 г. | Директор МБОУ «Филимоновская СОШ» _________________ Приказ № ______ от «____» __________________ 2013г. |
МБОУ «ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ»
Рабочая программа работы школьного кружка «Музейное дело»
Учитель: Франтикова И.В.
Количество часов: Всего 35 час., в неделю 1час.
Планирование составлено на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.
Рабочую программу составил(а) Подпись Расшифровка подписи Дата составления программы
Рецензию составил(а) Подпись Расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.
Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.
Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Красноярском крае, прошлое храмов восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.
Главными объектами изучения является Канский район и Красноярский край.
Цели и задачи кружка:
- Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
- организация деятельности по сбору краеведческого материала;
- развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
- воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;
5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 6-11 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.
С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.
Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 ч. в неделю.
Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города Канска, Канского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, МХК, ИЗО.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.
Примерная программа кружка «Музейное дело»
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
Учебно-тематический план
№№ | Тема | Кол-во часов | Практические занятия: |
1 | Вводная беседа | 1 | |
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | |
3-4 | Паспорт экспоната. | 2 | |
5-6 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | |
7 | Военно-патриотическая работа. | 1 | |
8 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
9 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 1 | |
10-11 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 2 | |
12 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | |
13 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | |
14 | Копирование документов. | 1 | |
15 | Изучение истории школы. | 1 | |
16 | История образования школьного музея. | 1 | |
17-18 | Основные события в жизни школы | 2 | |
19 | Работа музея. | 1 | |
20-21 | Работа экскурсовода. | 2 | |
22-23 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | |
24-25-26 | Историческое краеведение. | 3 | |
27 | История края. | 1 | |
28 | Родной край сегодня, перспективы развития. | 1 | |
29 | Военно-патриотическая работа. | 1 | |
30 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | |
31 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | |
32 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | |
33 | Изучение истории школы. | 1 | |
34 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 1 | |
35 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Музейное дело»
№ | Тема | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образования. Основные понятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводная беседа | 1 | Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов | ||
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 1 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | ||
3-4 | Паспорт экспоната. | 1 | Паспорт экспоната. | ||
5-6 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. | ||
7 | Военно-патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. | ||
8 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Школа в годы Великой Отечественной войны. | ||
9 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. | 1 | Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Использование военно-патриотического материала на уроках. | ||
10-11 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | 2 | Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. | ||
12 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность. | ||
13 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | 1 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | ||
14 | Копирование документов. | 1 | Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. | ||
15 | Изучение истории школы. | 1 | Школьный музей как источник изучения родного края | ||
16 | История образования школьного музея. | 1 | История образования школьного музея. Выпускники школы. | ||
17-18 | Основные события в жизни школы | 2 | Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). | ||
19 | Работа музея. | 1 | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). | ||
20-21 | Работа экскурсовода. | 2 | |||
22-23 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. | ||
24-25-26 | Историческое краеведение. | 3 | Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. | ||
27 | История края. | 1 | Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. | ||
28 | Родной край сегодня, перспективы развития. | 1 | Происхождение названий улиц города.Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. | ||
29 | Военно-патриотическая работа. | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – герои войны и труда. | ||
30 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 1 | Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок. | ||
31 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 1 | Порядок ведения дневника исторических событий | ||
32 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 1 | Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним. | ||
33 | Изучение истории школы. | 1 | Основные события в жизни школы. | ||
34 | Деятельность пионерской и комсомольской организаций | 1 | Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | ||
35 | Итоговое занятие | 1 |
Учебно-методический комплект:
Литература
- Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.
- Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
- Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
- Школа; школьная библиотека
- Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Программа работы школьного экологического отряда "Росток".
Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Программа работы школьного самоуправления
Программа школьного самоуправления рассчитана на 6 секторов по 5 человек...
программа кружка "Школьная газета - издательское дело"
В связи с развитием средств информации, таких, как: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь требуется новый подход к формам работы с детьм...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музе...