Рабочая программа по литературному краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Литературное краеведение. 5 класс | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Жёлтый Яр»
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное краеведение»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Климова М.С.,
учитель русского языка и литературы
с. Жёлтый Яр, 2022 г.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы литературы ЕАО в 5 классе. Ориентирована на преподавание по учебнику «Хрестоматия по дальневосточной литературе». 5 класс. Хабаровск. Издательский дом «Приамурские ведомости» 2011 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2022- 2023 учебном году
- приказом МКОУ «ООШ с. Желтый Яр» «Об утверждении учебного плана на 2022 -2023 учебный год от _______2022 № ___
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Учебный план школы на 2022 -2023учебный год отводит в год - 34 часа для изучения учебного предмета «Литературное краеведение» в 5 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе | Промежуточная форма контроля | ||
1 | Введение Писатели о роли книги, дальневосточной литературы в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературного краеведения и работа с ним. | 2 | Письменный ответ на вопрос. | ||
2 | Фольклор Дальнего Востока Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 10 |
Анализ сказки. | ||
3 | Человек и природа. Дальневосточные писатели и поэты о Родине, родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. | 10 |
Анализ стихотворений. Выразительное чтение, чтение наизусть.
| ||
4 | Человек история. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 8 | Сочинение. Сообщение. Реферат. | ||
5 | В мире традиций и праздников. Знакомство с традициями и праздниками дальневосточников, еврейского народа. | 4 |
Творческая работа. Защита проектов.
| ||
Итого | 34 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В 5 КЛАССЕ
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, малой Родине, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Дальнего Востока; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дальнего Востока, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературного краеведения в 5 классе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Виды деятельности: текстовосприятие, исследование, творчество.
Предметные результаты по литературному краеведению выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений дальневосточного фольклора, еврейской и дальневосточной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям дальневосточной литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям дальневосточной литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, , рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
- Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся 5 класса по литературному краеведению
- Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
- Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
- Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
- Оценка устных ответов
- При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- 1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- 3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- 4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
- 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
- В соответствии с этим:
- Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
- Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
- Однако допускается одна-две неточности в ответе.
- Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
- Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
- Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
- Оценка сочинений
- В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
- Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
- Отметка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
- Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
- Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
- Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
- Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
- Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
- Отметка «1» ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
- Оценка тестовых работ.
- При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
- «5» - 90 – 100 %;
- «4» - 78 – 89 %;
- «3» - 60 – 77 %;
- «2»- менее 59%.
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов по программе | Деятельность учащегося на уроке | Деятельность учителя на уроке с учетом программы воспитания | ЦОР | |
1.Введение Писатели о роли книги, дальневосточной литературы в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературного краеведения и работа с ним. | 2 | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи учебника. | Привлечение внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Беседа о книге и бережном отношении к ней. | ||
2.Фольклор Дальнего Востока Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 10 | Чтение статьи учебника; - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров фольклора. | Конкурс «Пословицы и поговорки», сочинение частушки и ее исполнение. Инсценировка сказки. | Презентация просмотр и обсуждение. | |
3.Человек и природа. Дальневосточные писатели и поэты о Родине, родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. | 10 | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование, умение находить пейзажные зарисовки и определять их роль в рассказе. | Конкурс рисунков «Моя малая Родина», Поэтическая минутка «Мое любимое стихотворение» | ||
4.Человек история. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 8 | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Инсценировка «Дети о война», конкурс стихотворений о ВО войне. | ||
5.В мире традиций и праздников. Знакомство с традициями и праздниками дальневосточников, еврейского народа. | 4 | Знакомство с историей традиций и праздников дальневосточников, понимание их роли, умение давать собственную оценку | Ролевая игра «Празднуем Хануку», экскурсия в еврейскую общину «Фрейд» | Презентация, просмотр и обсуждение. | |
Итого | 34 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата прове-дения | Тип урока | Форма контроля | Характеристика основных деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
план | факт | предметные | УУД | личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ВВЕДЕНИЕ – 2 ч. | ||||||||||
1-2 | Введение. Роль книги в жизни человека. | Урок «открытия» нового знания. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи учебника. | Знать, что такое художественная и литература родного края, структурные элементы учебной книги; понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературного краеведения как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 10 ч. | ||||||||||
3-4 | Фольклор Дальнего Востока.. Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки, считалки. Мудрость пословиц и поговорок. | Урок общемето-дической направлен-ности. | Стартовая проверочная работа, ответы на вопросы. | Чтение статьи учебника; - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров фольклора. | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |||
5-6 | Сказы, сказки, легенды. Нравственные идеалы дальневосточного фольклора. | Урок общемето-дической направлен-ности. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями | Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике | Регулятивные: выполняет учебные действия в громко речевой и умственной формах, использует речь для регуляции своих действий. Познавательные: умеет осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Коммуникативные: строит монологические высказывания, овладевает умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
7-9. | Еврейские сказки. Исторические сюжеты еврейских сказок. «Кувшин Соломона», «Два лавочника», «Яков и рыбак», «Три лепешки». | Урок общемето-дической направлен-ности. | Коллективная работа с литературовед-ческим портфолио, проектирование способов выполнения домашнего задания. | . | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |||||
10. | Литературные еврейские сказки. И.Кипнис «Мышки», М.Мойхер- Сфорим «Золотое кольцо» | Урок «открытия» нового знания. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Золотое кольцо» понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
11-12 | Д.Нагишкин. «Храбрый Азмун». Реальное и фантастическое начало сказки. Характеристика героев сказки. Художественные средства в сказке. | Урок общемето-дической направлен-ности. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Выразительное чтение, выборочный пересказ, умение давать характеристику герою сказки. | Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА -10 ч. | ||||||||||
13 | А.Л.Вальдю А.Вальдю-тонкий знаток и певец природы, автор охотничьих сказок |
Урок «открытия» нового знания. | Работа в парах сильный-слабый, ответы на вопросы. | Пересказ рассказа , сообщение учащихся о писателе, беседа, чтение статьи учебника | Понимать тайны произведения авторскую мудрость, переданную в рассказе, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел произведения; характеры героев; иметь представление о системе образов произведения и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим). | Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. Познавательные: умеет строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Коммуникативные: умеет проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательного отношения к природе и животным | |||
14. | В.П.Сысоев-автор книг «Удивительные звери», «Золотая Ригма». Мастерство писателя-пейзажиста. | Урок «открытия» нового знания | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. | Знать особенности сюжета произведения; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержаниепрочитанного ; развивать навыки художественного пересказа. | Регулятивные: умеет планировать алгоритм ответа. Познавательные: самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию. Коммуникативные: умеет формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | |||
15 | Пейзаж. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои литературного произведения. | Урок общемето-дической направлен-ности. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование, умение находить пейзажные зарисовки и определять их роль в рассказе. | Знать сведения о писателе, историю создания рассказа, уметь определять роль пейзажа в произведении. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
16. | В.К.Арсеньев. Человек и природа, их неразрывная связь в произведениях писателя. «Пчелы и муравьи», «Лесной лакомка». | Урок «открытия» нового знания. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование. | Знать особенности сюжета рассказа; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание рассказа; развивать навыки художественного пересказа. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
17. | Лирика. П.С.Комаров-певец Дальнего Востока.»Таежные гравюры», «Старые сказки». Картины родной природы. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Чтение статьи о поэте, чтение и осмысливание стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение, словесное рисование. | Понимать жанровые особенности лирики, развивать навыки выразительного чтения лирического произведения. | Регулятивные: умеет оценивать и формулировать то, что уже освоено. Познавательные: умеет выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: умеет моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования поэтического текста, умение находить выразительные средства, самостоятельный выбор произведений о природе для выразительного чтения. | ||||
18. | Шолом-Алейхем. Бережное отношение к природе в рассказе «Рябчик». | Урок «открытия» нового знания. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с ранее прочитанными произведениями.. | Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в рассказе; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить средства выразительности речи. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Воспитывает доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим». | |||
19. | Красота дальневосточной природы в лирике дальневосточных поэтов. Зима. Весна. Осень.Лето. | Урок общеметоди-ческой направлен-ности. | Самостоятель-ная работа с литературовед-ческим портфолио, работа в парах по алгоритму выполнения задачи. | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин о природе | Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать. | Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: умеет проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | |||
20. | В.Н.Морозов. Ключ «Березовый», «Ручей», «Знаю я лесные тропки».Н.В.Капусто «Вот опять передо мною луговая сторона». Чтение и анализ стихотворений. | Урок общеметоди-ческой направлен-ности. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
| ||||||||||
21. | Хаим Бейдер. «Первый глоток». Чтение и анализ стихотворения. | Урок «открытия» нового знания. | Самостоятель-ная работа с литературовед-ческим портфолио, работа в парах по алгоритму выполнения задачи. | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин о природе. Создание собственной зарисовки. | Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать. | Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Познавательные: умеет проводить исследование прочитанного текста. Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | |||
22. | Молодые поэты. Марина Соловянчик «После холода –весна», Аня Синякова «Апрельский снегопад». Чтение и анализ стихотворений. | Урок общеметоди-ческой направлен-ности. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями. | Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | Регулятивные: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: умеет узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму). Коммуникативные: формирует навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | Формирование мотивации к самосовершенствова-нию. Самостоятельный поиск стихотворений дальневосточных поэтов о природе и их выразительное чтение. | |||
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ- 8 ч
| ||||||||||
23-24 . | Великие события и их отражение в литературных произведениях. Волочаевская сопка-музей под небом и память человечества. | Урок «открытия» нового знания | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Знать необходимые сведения о событиях . связанных с историей Волочаевского сражения; понимать авторское отношение к происходящим событиям, давать собственную оценку происходящим событиям. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |||
25-26. | Великая Отечественная война в произведениях дальневосточных поэтов. | Урок «открытия» нового знания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурирова-нию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии поэтов военных лет, жанровые особенности стихотворения; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. | |||
27 | «Книга памяти» Истрия народа в годы Великой Отечественной войны. | Урок общеметоди-ческой направлен-ности. | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурирова-нию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Выразительное чтение и частичный анализ произведений. | Знать летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии писателей военных лет, жанровые особенности произведений о войне; уметь переживать события, рассказанные в произведении. Уметь находить средства выразительности речи. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |||
28-30. | Н.Сулима «Золотая звезда», М.Колерман, А.Паташова «Парад победы был потом», И Бронфман «От взрыва бомб и разорения», Е.Семенов «Дети оккупации», «Время года такое, война». | Урок «открытия» нового знания. | Проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. | Чтение рассказов их восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | Знать летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии писателей военных лет, жанровые особенности произведений о войне; уметь переживать события, рассказанные в произведении. Уметь находить средства выразительности речи, давать оценку происходящему. | Регулятивные: выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Познавательные: овладевает навыком смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и обосновывает их. Коммуникативные: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание , формулирует свою точку зрения и позицию. | Овладевает техникой художественного пересказа. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. | |||
В мире традиций и праздников – 5 ч | ||||||||||
31-35 | В мире традиций и праздников. История еврейских праздников, их значение. | Урок «открытия» нового знания, общеметоди-ческой направленно-сти. | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, коллективное проектирование | Знать историю традиций и праздников дальневосточников, понимать их роль, давать собственную оценку | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, интернет- ресурсах Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Формирование познавательного интереса к традициям и праздникам своих земляков, формирование уважения к культурному наследию своей малой Родины. |
Темы проектных работ
1.Наш край в устном народном творчестве.
2. Связь местного фольклора с традициями УНТ России.
3.Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях поэтов Дальнего Востока.
4. Моя малая Родина.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному краеведению :
Для учащихся:
- Хрестоматия по дальневосточной литературе. 5 класс.Хабаровск. Издательский дом «Приамурские ведомости»
- Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
- Хрестоматия по дальневосточной литературе. 5 класс.Хабаровск. Издательский дом «Приамурские ведомости»
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
- Журналы « Биробиджан.Литературный альманах» Хабаровск. Издательский дом «Дальний Восток»
Электронные пособия:
- Хрестоматия по литературному краеведению для школьников 5-х классов на CD – ROM.;
- Подари мне встречи миг. Музыкальное приложение на CD – ROM.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА
- Компьютер;
- Проектор;
- Демонстрационный стенд;
- Комплекты видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
- Программное обеспечение:
- операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
- текстовый редактор MS Word
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)
Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...
Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...
Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...
рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...
Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)
Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...
Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...