ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экологическое краеведение»
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка «Экологическое краеведение» продиктовано рядом объективных факторов.
Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» — так образно определил сущность краеведения — соединение обучения с жизнью — выдающийся географ прошлого столетия Н. Н. Баранский.
Во-вторых, курс «Экологическое краеведение» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений школьного образования — экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса изучения реальных экологических проблем» сделала краеведческий принцип одним из ключевых при формировании экологической культуры школьников.
В-третьих, члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.
Педагогической основой курса являются идеи личностно ориентированного образования и проблемного обучения, создающие условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения к природе своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_ekologicheskoe_kraevedenie.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Экологическое краеведение»
Адресат программы: 10-15 лет
Разработчик программы: Буржатова Ирина Цыреновна,
учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования
2020 г.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение» составлена в соответствии с:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09.03.2004 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.203 №1008 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе особенности организацию образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- Государственной программой Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2014 - 2020 годы (с изменениями на 14 декабря 2018 года);
- Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска;
- Уставом учреждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение» (далее - программа) имеет естественно-научную направленность.
Актуальность программы. Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка «Экологическое краеведение» продиктовано рядом объективных факторов.
Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» — так образно определил сущность краеведения — соединение обучения с жизнью — выдающийся географ прошлого столетия Н. Н. Баранский.
Во-вторых, курс «Экологическое краеведение» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений школьного образования — экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса изучения реальных экологических проблем» сделала краеведческий принцип одним из ключевых при формировании экологической культуры школьников.
В-третьих, члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.
Педагогической основой курса являются идеи личностно ориентированного образования и проблемного обучения, создающие условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения к природе своего края.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует умению общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Знание родной истории и понимания экологических проблем страны и малой родины является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Адресат программы: обучающиеся 10-15 лет.
Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный. Программа состоит с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель
Форма обучения: очная.
Режим занятий: количество часов в год – 144 часа, количество занятий в неделю – 2 часа по 40 минут.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Цель кружка «Экологическое краеведение» — формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории родного края.
Основные задачи курса:
1. Формирование системы личностно-значимых историко-экологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность родного края.
2. Формирование ценностного отношения к своему социоприродному окружению и человеку как части природы.
З. Развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к своей Родине, родному краю.
4. Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.
Важнейшим условием формирования экологической культуры является овладение понятийным аппаратом экологического краеведения, который отражает характер взаимоотношений человека и природы: экологическая проблема, экологическая ситуация, эколого-географическое положение, эколого-значимые условия и факторы. Природно-ресурсный потенциал, природопользование, качество среды, экологическая безопасность (опасность), устойчивое развитие, экологическое прогнозирование.
Основные требования к усвоению содержания учащимися:
- знать методы исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем Иркутской области; исторические этапы формирования экологической ситуации на территории области и возможности ее оптимизации в разное историческое время, идеи устойчивого развития Иркутской области;
- уметь анализировать необходимые данные из различных источников для изучения истории родного края и решения экологических проблем своей местности; оценивать природно-ресурсный потенциал территории Иркутской области, экологическое состояние отдельных компонентов ПРИРОДЫ области, а также и экологическую ситуацию конкретных территорий и области в целом; применять знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности;
- выражать отношение к экологическому состоянию территории проживания, природным и культурным ценностям своей местности, к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Комплекс основных характеристик программы
- Объёмы и содержание программы
Объём программы: 1 год, 144 часа.
Содержание программы
Введение (10 часов). Знакомство с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать участие члены кружка. Проведение инструктажа по охране труда.
История природоохранной деятельности в России, в Иркутской области и в Ангарском городском округе, её значение. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Раздел 1
Учусь познавать свой край (12 часов)
Тема 1. Как человек познает свой край. Человек познает окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука, формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Отражение природы края в произведениях писателей, художников.
Тема 2 Что значит быть исследователем природы? Исследователь Природы — кто он? Качества, которыми должен обладать исследователь природы. Выдающиеся исследователи Иркутской области в прошлом и настоящем.
Раздел 2
История края, в котором я живу (24 часа)
Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения территории Иркутской области и Ангарского городского округа). Географическое положение территории, района (на карте страны, мира). Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области. Природопользование и его особенности в разные исторические эпохи.
Тема 2. Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Иркутской области. Красота и гармония природы Иркутской области. Значение уникальности местной природы в жизни людей, населяющих область. Особенности быта и культуры местного населения. Языческие праздники. Бурятские сказки и легенды. Мотивы природы в народных промыслах области.
Тема 3. Топонимика края о прошлом ландшафта. Топонимика как источник сведений о прошлом края. Различия в топонимах Иркутской области.
Тема 4. Антропогенные изменения территории края в прошлом. Стихийное природопользование в прошлом края. Первые экологические кризисы — результат деятельности скотоводов, охотников, земледельцев (сведение лесов, исчезновение видов животных и растений),
Тема 5. Народные традиции охраны природы Иркутской области. Язычество о правилах взаимоотношения человека с окружающей средой. Народные формы охраны природы, Языческие культы. Бурятские священные места на территории области. Культ растений. Культ воды. Русские народные традиции и поверья. Православная церковь и охрана природы. Природное и культурное наследие Иркутской области.
Тема 6. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственного воздействия на природу Иркутской области. Основные типы современного природопользования. Города Иркутской области.
Раздел 3
Экологические проблемы своей местности (24 часа)
Экологическая ситуация в Иркутской области
Тема 1. Созвучье полное в природе. Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней учащихся. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2. Природа и человек — единство или борьба? Разносторонние связи человека, общества с окружающей природной средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, научная, эстетическая, этическая. Изменения природы Иркутской области человеком. Последствия влияния этих изменений на жизнь и здоровье человека.
Тема 3. Экологическая проблема что мы о ней знаем? Экологическая проблема. Классификация экологических проблем. Их истоки. Сущность экологических проблем как противоречие во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Последствия экологических проблем. Пути решения экологических проблем.
Тема 4. Экологическое состояние компонентов природы Иркутской области. Качество воздуха Иркутской области. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Проблема охраны атмосферного воздуха в области.
Водные ресурсы, их значение. Оценка водных ресурсов Иркутской области. Хозяйственное освоение края и водные ресурсы. Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов. Проблемы озера Байкал. Проблемы малых рек области. Рациональное использование и сохранение водных ресурсов. Мероприятия по восстановлению малых рек области.
Почвенные ресурсы Иркутской области. Плодородие почв края. Хозяйственное освоение почвенных ресурсов области. Экологические проблемы земельного фонда: загрязнение, потери запасов гумуса, эрозионные процессы. Меры улучшения земельного фонда области.
Уникальность и разнообразие биологических ресурсов Иркутской области, Ангарского городского округа. Рекреационная ценность. Леса, их значение. Хозяйственная деятельность человека и проблемы, связанные с состоянием живой природы. Сведение лесов и его последствия. Обеднение флоры и фауны территории. Мероприятия по восстановлению биологических ресурсов. Формирование системы охраняемых территорий.
Тема 5. Цепочки экологических проблем (экологические проблемы мира, России, Иркутской области, Ангарского городского округа). Масштабы взаимодействия человека, общества с окружающей средой. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России. Экологические проблемы своей области, района. Как связаны экологические проблемы разных масштабов.
Тема б. Экологические ситуации в Иркутской области, Ангарском городском округе. Эколого-географическое положение. Экологические ситуации: особенности, виды, факторы формирования, география. Естественные факторы: схождение на территории края трех природных зон, гидрологический режим края, климатические особенности, западный перенос загрязнителей. Антропогенные факторы.
Раздел 4
Экологическая опасность и безопасность в Иркутской области (14 часов)
Тема 1. Эффект бумеранга — что это такое? Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Эффект бумеранга. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Виды здоровья. Обострение проблемы здоровья. Возможности приспособления человека к изменениям в природе. Состояние здоровья населения в, Иркутской области, Ангарского городского округа. Основные заболевания, связанные с экологической ситуацией.
Тема 2. Экологическая опасность и безопасность. Экологическая опасность. Экологическая безопасность. Как обеспечить экологическую безопасность. Экологическая безопасность во всем мире, в России, Иркутской области, Ангарского городского округа Предотвращение экологических катастроф, аварий. Сохранение здоровья человека. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.
Раздел 5
Экологическое право 16 часов)
Тема 1. Этапы формирования российского экологического законодательства. Декрет «О земле». Декреты: «О лесах», «О недрах земли», «Об охране памятников природы, садов и парков». Закон «Об охране природы РСФСР», «Основы водного законодательства», «Основы законодательства о недрах», «Основы лесного зак-ва», Конституция СССР 1977г. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
Тема 2. Экономический механизм выполнения экологического законодательства. Нормирование качества окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза. Экологический контроль. Зона чрезвычайной экологической ситуации. Зона экологического бедствия. Система природоохранного законодательства.
Тема 3. Органы управления и надзора по охране природы. Государственные органы общей компетенции. Государственные органы специальной компетенции. Комплексные органы. Отраслевые органы. Функциональные органы.
Тема 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Юридическая ответственность. Дисциплинарные наказания. Административный проступок. Гражданско-правовая ответственность. Уголовная ответственность.
Тема 5. Государственный учёт ресурсов. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. Кадастр. Земельный кадастр. Кадастр месторождений полезных ископаемых. Водный кадастр. Лесной кадастр. Реестр охотничьих животных. Реестр рыбных запасов. Меры стимулирования.
Тема 6. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды. Национальные объекты. Международные объекты. Декларация Стокгольмской конференции. Всемирная хартия природы (ВХП). Декларация по окружающей среде и развитию. Концепция устойчивого развития.
Раздел 6
Я и экологические ситуации: изучаем, оцениваем, улучшаем (16 часов)
Тема 1. Общие принципы устойчивого развития. Устойчивое развитие Иркутской области, Ангарского городского округа. Устойчивое развитие и школьное образование.
Тема 2. Мои предложения по оптимизации экологической ситуации. Аукцион идей. Защита авторских проектов. Как обеспечить экологическую безопасность.
Раздел 7
Практическая часть (22 часа)
Тема 1. Образовательная экскурсия в Музей минералов Ангарского городского музея.
Тема 2. Образовательная экскурсия в Иркутский Музей природы.
Тема 3. Изготовление и защита творческих работ по пропаганде бережного отношения к природе.
Тема 4. Выполнение фоторабот родной природы (рисунков). Оформление школьной выставки.
Тема 5. Эссе на тему «Уголок природы, который мне дорог».
Раздел 8
Итоговое повторение курса (6 часов)
Тема 1. Викторина «Экологическое краеведение».
Тема 2. Круглый стол по теме «Нужно ли заниматься экологическим краеведением».
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма текущего контроля и промежуточной аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Введение. | 10 | 4 | 6 | ||
1 | Знакомство с планом работы кружка. | 2 | 2 | ||
2 | История природоохранной деятельности в России. | 2 | 2 | ||
3 | Акции «60 минут ради рощи». | 2 | 2 | ||
4 |
| 4 | 4 | ||
Раздел 1. Учусь познавать свой край. | 12 | 4 | 8 | ||
5 | Как человек познает свой край. | 2 | 2 | ||
6 | Литературно-музыкальная гостиная по теме «Отражение природы края в произведениях иркутских и ангарских писателей, художников, музыкантов». | 4 | 4 | ||
7 | Что значит быть исследователем природы? | 2 | 2 | ||
8 | Анализ публикаций экологической тематики в местной прессе. | 4 | 4 | ||
Раздел 2. История края, в котором я живу. | 24 | 6 | 18 | ||
Край, в котором я живу. | 2 | 2 | |||
9 | Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Иркутской области. | 2 | 2 | ||
10 | Топонимика края о прошлом ландшафта. | 2 | 2 | ||
11 | Проекты по теме «Топонимика Иркутской области, Ангарского городского округа». | 4 | 4 | ||
12 | Антропогенные изменения территории края в прошлом. | 2 | 2 | ||
13 | Народные традиции охраны природы Иркутской области. | 2 | 2 | ||
14 | Мой край сегодня. | 2 | 2 | ||
15 |
| 8 | 8 | ||
Раздел 3. Экологические проблемы своей местности. | 24 | 12 | 12 | ||
16 | Созвучье полное в природе. | 2 | 2 | ||
17 | Природа и человек — единство или борьба? | 2 | 2 | ||
18 | Экологическая проблема что мы о ней знаем? | 2 | 2 | ||
19 | Экологическое состояние компонентов природы Иркутской области. | 2 | 2 | ||
20 | Цепочки экологических проблем. | 2 | 2 | ||
21 | Экологические ситуации в Иркутской области, Ангарском городском округе. | 2 | 2 | ||
22 | Круглый стол по теме «Экологически-опасные территории района и области». | 4 | 4 | ||
23 | Выполнение и защита проектов по решению экологических проблем. | 8 | 2 | 6 | |
Раздел 4. Экологическая опасность и безопасность в Иркутской области. | 14 | 4 | 10 | ||
24 | Эффект бумеранга — что это такое? | 2 | 2 | ||
25 | Образовательная экскурсия в Клинику профзаболеваний НИИ медицины труда и экологии человека, Ангарский филиал. | 4 | 4 | ||
26 | Экологическая опасность и безопасность. | 2 | 2 | ||
27 | Образовательная экскурсия в Ангарский гарнизон МЧС России. | 6 | 6 | ||
Раздел 5. Экологическое право. | 16 | 12 | 4 | ||
28 | Этапы формирования российского экологического законодательства. | 2 | 2 | ||
29 | Экономический механизм выполнения экологического законодательства. | 2 | 2 | ||
30 | Органы управления и надзора по охране природы. | 2 | 2 | ||
31 | Юридическая ответственность за экологические правонарушения. | 4 | 2 | 2 | |
32 | Государственный учёт ресурсов. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. | 2 | 2 | ||
33 | Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | 2 | ||
34 | Встреча со специалистами по экологическому законодательству. | 2 | 2 | ||
Раздел 6. Я и экологические ситуации: изучаем, оцениваем, улучшаем. | 16 | 4 | 12 | ||
35 | Общие принципы устойчивого развития. | 2 | 2 | ||
36 | Мои предложения по оптимизации экологической ситуации. | 2 | 2 | ||
37 | Аукцион идей. | 4 | 4 | ||
38 | Защита авторских проектов. | 8 | 8 | ||
Раздел 7. Практическая часть курса. | 22 | 22 | |||
39 | Образовательная экскурсия в Музей минералов Ангарского городского музея. | 4 | 4 | ||
40 | Образовательная экскурсия в Иркутский Музей природы. | 8 | 8 | ||
41 | Изготовление и защита творческих работ по пропаганде бережного отношения к природе. | 4 | 4 | ||
42 | Выполнение фоторабот родной природы (рисунков). Оформление школьной выставки. | 4 | 4 | ||
43 | Эссе на тему «Уголок природы, который мне дорог». | 2 | 2 | ||
Раздел 8. Итоговое повторение курса | 6 | 6 | |||
44 | Викторина/видеовикторина «Экологическое краеведение». | 4 | 4 | ||
45 | Круглый стол по теме «Нужно ли заниматься экологическим краеведением». | 2 | 2 |
- Календарный учебный график
Количество часов по месяцам | всего | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 144 |
- Оценочные материалы
В целях контроля и оценки результатов проводятся:
- текущий контроль по основным разделам программы: викторины, эссе;
- промежуточная аттестация - творческие работы (рефераты, электронные презентации, фотоработы, рисунки, эссе), участие в конкурсах.
Итоги деятельности клуба обсуждаются с обучающимися, с родителями.
В течение года проходит текущий контроль по основным разделам программы. Проверка усвоения программы осуществляется проведением промежуточной аттестации: в представлении творческой работы на НПК различного уровня. Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений.
Уровень теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Уровень практической подготовки:
- соответствие уровня развития практических умений по программным требованиям;
- качество выполнения практического задания;
- аккуратность и ответственность при работе.
Критерии оценки уровня обучающегося:
- повышение мотивации обучающихся на учебную деятельность;
- высокая оценка по географии, биологии, истории, обществознанию;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные исторические факты, но и объяснять их;
- повышение грамотности в знаниях экологического краеведения.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации обучающихся», который является одним из отчётных документов и хранится у администрации МБОУ «СОШ №40».
Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся
______________ учебного года
Наименование ДОП ______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ___________________________________________
№ группы / год обучения _________________ дата проведения __________________
Форма проведения ________________________________________________________
Форма оценки результатов _________________________________________________
Члены аттестационной комиссии ____________________________________________
Результаты промежуточной аттестации
№ | Фамилия, имя обучающегося | Год обучения | Итоговая оценка |
1 | |||
2 |
Подпись педагога ________________________________________________________________________
Члены комиссии _________________________________________________________________________
- Методические материалы
Для реализации программы используются методы обучения и воспитания:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ презентаций, схем, таблиц;
- практические упражнения;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоконтроль, опрос;
- стимулирующие: поощрение, награждение, участие в конкурсе;
- проблемно-творческий.
По данному курсу используются такие формы как:
- дискуссии и диалоги;
- творческие задания;
- семинары, практикумы, конкурсы, конференции.
Наглядный материал: презентации, таблицы.
Раздаточный материал: карточки, тесты.
Диагностический материал: карточки с заданиями, тесты, анкеты.
4. Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска.
Оборудование
№ | наименование | Количество, шт. |
1 | Стол | 8 |
2 | Стул | 15 |
3 | Доска | 1 |
4 | Учебное оборудование: - ноутбук; - проектор; - экран. | 1 1 1 |
Список литературы
- Большая Российская Энциклопедия, том 11, статья "Иркутская область"
- Винокуров М. А. Суходолов А. П. Экономика Иркутской области. — Том 1. Глава 1. "Географические характеристики"
- Атлас: Иркутская область. Экологические условия развития. — Москва-Иркутск, 2004.
- Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области. — Иркутск: Изд-во Сарма, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов
Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...
Программа объединения дополнительного образования «Начальное краеведение»
Чтобы понять, по достоинству оценить и по-настоящему полюбить нашу землю, её людей, необходимы знания(Ю.К.Ефремов)Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.Для...
Программа дополнительного образования по краеведению
Программа дополнительного образования "Записки путешественника" (3 года обучения)...
Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Истоки»
Программа опирается на местный краеведческий материал...
Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"
Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современн...
Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"
Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Цели и задачи программы Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.Программа нацеливает образовательный проце...