Рабочая программа внеурочного курса
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Санникова Антонина Ивановна

Рабочая программа внеурочного курса "Писатели родного края" для 7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП внеурочного курса47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и рекомендована к утверждению НМС отдела образования, опеки и попечительства Аннинского муниципального района Председатель НМС / эксперт

подпись        ФИО

протокол № от          

«Согласовано»

Директор          

        

подпись        ФИО

дата

«Утверждаю»

Директор         

подпись        ФИО

дата

приказ №        от           

Рабочая программа  внеурочного курса

«Писатели родного края»

для 7 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

Санникова Антонина Ивановна

п.г.т. Анна 2021 г.

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности  «Писатели родного края»  разработан на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Аннинской СОШ № 6.

Согласно   плану внеурочной деятельности школы на проведение данного курса отведено  9 часов.

Внеурочный курс  «Писатели родного края»  предполагает знакомство учащихся

 с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.

             

Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира. Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

Задачи:

1.  Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

2. Совершенствовать навыков анализа литературного произведения;

3.  Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;

4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;

5.  Учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.

Основные направления:

Программа  объединения  включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины»,  — к систематизированному знанию о литературе родного края.

Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях являются работа в малых группах и «медленное чтение»  (красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением), а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям  ценностям

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё  многое смогу».  

Познавательные УУД:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий творческого характера.

Коммуникативные УУД:  

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность,   работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.  

Предметные результаты  

Выпускник научится:

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации
  • характеризовать определенный исторический период жизни Воронежской области;
  •  работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;
  • выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).  

           

         

Выпускник получит возможность научиться:

   -  делать сообщения  на заданную тему;

   - комментировать факты, выражать и аргументировать свое отношение к ним;

   - высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

  - кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

                Формы организации занятий

  • практические занятия;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • дискуссии.

Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты.

  1. Содержание тем учебного курса

1.Введение – 1 час

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2.Легенды и предания Аннинской земли. – 1 час

Практические работы: Защита проектов по теме «Легенды и предания Аннинской земли».

3. Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок

 А. Афанасьев. – 1 час

Практические работы: Защита проектов по теме.

4. Литературные имена  18-19 века. Творчество А.В.Кольцова,  И.С.Никитина, А.П.Серебрянского, Е.П.Ростопчиной. –  2 часа

   Практические работы:  Защита проектов, презентаций  по теме  «Литературные имена  18-19 века».

5. Литературные имена 20 века.  И.С.Бунин, С.Я.Маршак, Е.Дубровин, Г.Н.Троепольский - 3 часа

Практические работы:  Защита проектов, презентаций  по теме «Литературные имена 20 века».

6. Итоговое занятие – 1 час   Подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

Форма контроля

Введение. Что изучает литературное краеведение.

1

Легенды и предания Аннинской земли.

1

Проект

Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок А. Афанасьев.

1

Презентация

Литературные имена  18-19 века.

2

Проект

Литературные имена 20 века.  

3

Проект

Итоговое занятие.

1

Итого

9

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала

по внеурочному курсу «Писатели родного края»

для 7 класса на 2021-2022 учебный год

Учитель: Санникова Антонина Ивановна

название раздела программы с указанием общего количества часов

Темы занятий

Количество часов

Ссылка на

материал

УМК

Формы контроля

Всего

Самостоятельная

работа обучающихся

Он-лайн и оф-лайн занятия обучающегося с преподавателем ДО

Работа по      e-mail,

мессенджеры, чаты

Он-лайн занятия, видеоконференции, чаты

Оффлайн консультации, чаты

Работа с сетевыми ресурсами

Введение. Что изучает литературное краеведение.

1

1

1

Легенды и предания Аннинской земли.

1

1

1

1

Презентация

Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок А. Афанасьев.

1

1

1

1

Проект

Литературные имена  18-19 века.

2

1

1

1

Проект

Литературные имена 20 века.  

3

1

1

1

Проект

Итоговое занятие.

1

1

1

Учебно - методическое обеспечение

1.  Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, А.В. Смирнов «Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ Воронеж, 2008.

2.  Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост. А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.

3. Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.

4. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.

5. Очерки литературной жизни воронежского края. 19 – начало 20 в. Воронеж, 1970.

6. Прудоминский  В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.

7. Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.

Внеурочный курс «Творческая палитра»  ориентирован на обучающихся начальной школы,  увлекающихся   художественно-творческой дея­тельностью. Задания направлены на освоение язы...

рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...

Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"

Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...

Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".

Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...

Рабочая программа внеурочного курса "История в 3D моделировании" 2017-2018 год

Программа курса внеурочной деятельности ля 5-7 классов....

Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...

Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса

Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....