рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
рабочая программа (5 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа курса « Я- гражданин России» направлна на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность- совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практикуе.
Актуальность программы: Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения- важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Целью курса является последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.
Исходя из поставленной цели можно определить следующие задачи обучения:
· Формировать основные мировоззренческие идеи и качества личности: гражданственность, ответственность, патриотизм;
· Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности;
· Знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила.
Общая характеристика курса. Основные содержательные линии курса представлены тремя основными темами, органически связанные друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики: 5 класс – «Наша Родина – Россия» (18 часов) 6 класс – «Мы – россияне» (34 часа) 7 класс – «Молодые граждане России» (34 часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. В теме «Наша Родина – Россия» раскрываются понятия Родины и малой родины; рассматриваются достижения нашей страны в мировой истории;
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования: - опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России;
- гуманизм;
- доступность;
- личностно-ориентированный подход;
- практическая направленность и деятельностный подход.
Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы: · Педагогика сотрудничества
· Развивающее обучение
· Технология деятельностного метода
· Проблемное обучение
· Разноуровневое обучение
· Метод проектов
· Игровые технологии
Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа используется с 5 класса по 9 класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России: « Человек его права и обязанности» (формирование гражданского отношения к себе);
Ø «Я и семья» (формирование гражданского отношения к своей семье);
Ø «Я и культура» (формирование отношения к искусству);
Ø «Я и школа» (формирование гражданского отношения к школе);
Ø «Я и мое отечество» (формирование гражданского отношения к отечеству); «Я и планета» (формирование гражданского отношения к планете Земля)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vneurochka_2014g.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РХ « Хакасская национальная гимназия- интернат
Им.Н.Ф.Катанова»
Согласовано «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор
Иптышева Е.Д. Чугунеков Р.Н
____________________ ________________
«___» ________2014 «___»__________2014
Приказ №_____от____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
для 5 -9 классов
Учитель истории
и обществознания:
Ахпашева Л.О.
г. Абакан 2015-2016 год.
Пояснительная записка
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.
Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания .
Цели программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Хакасии и России в целом, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи курса:
- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;
- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;
- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;
- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.
Рабочая программа по курсу «Я – гражданин России» разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- с требованиями авторской программы «Я – гражданин России»;
- с особенностями Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф.Катанова, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России;
- гуманизм;
- доступность;
- личностно-ориентированный подход;
- практическая направленность и деятельностный подход.
Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы:
- Педагогика сотрудничества
- Развивающее обучение
- Технология деятельностного метода
- Проблемное обучение
- Разноуровневое обучение
- Метод проектов
- Игровые технологии
Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется с 5 класса по 9 класс.
Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России:
« Человек его права и обязанности» (формирование гражданского отношения к себе);
«Я и семья» (формирование гражданского отношения к своей семье);
«Я и культура» (формирование отношения к искусству);
«Я и школа» (формирование гражданского отношения к школе);
«Я и мое отечество» (формирование гражданского отношения к отечеству);
«Я и планета» (формирование гражданского отношения к планете Земля).
Программа рассчитана на 5 лет включает в себя 89 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в две недели .
5 класс- 17 часов
6 класс- 18 часов
7 класс -18 часов
8 класс-18 часов
9 класс-18 часов.
Предполагаемые результаты обучения учащихся:
Планируемые результаты
Ожидаемые воспитательные результаты | Универсальные учебные действия |
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Иметь представление об экологической культуре и её значении в жизни страны. Осознавать роль своего края в жизни страны. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД волевая саморегуляция; оценка; коррекция. Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка. |
Оценка эффективности реализации Программы:
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан - гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 класс
№ | Тема изучаемого раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Человек | 4 |
3. | Наши права и обязанности | 2 |
4. | Я и семья | 3 |
5 | Я и школа | 3 |
5. | Я и моё отечество | 3 |
6. | Традиции и обычаи хакасского народа | 2 |
7. | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 18 |
Календарно – тематический план
№ занятия | Тема занятия | количество часов | |
Дата занятия | |||
1 | Введение. | 1 | |
Человек. | 4 | ||
2 | Человек родился. | 1 | |
3 | Человек- личность? | 1 | |
4 | Познай самого себя. | 1 | |
5 | Что такое человечность? | 1 | |
Наши права и обязанности | 2 | ||
6 | На что имею право? | 1 | |
7 | Что такое закон? | 1 | |
Я и моя семья. | 3 | ||
8 | Семья- ячейка общества. | 1 | |
9 | Я и мои предки. | 1 | |
10 | Семейные заботы. | 1 | |
Я и школа. | 3 | ||
11 | Профессия- ученик. | 1 | |
12 | История гимназии | 1 | |
13 | Выпускник-гордость гимназии | 1 | |
Я и моё отечество | 3 | ||
14 | Символика России и Хакасии | 1 | |
15 | Гражданин – Отечества достойный сын. | 1 | |
16 | Мы- многонациональный народ. | 1 | |
17 | Традиции и обычаи хакасского народа | 1 | |
18 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: | 18 ч. | ||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия:
1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2006.
Технические средства: компьютер и мультимедиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 – х классов «Курс общей физической подготовки»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 – х классов «Курс общей физической подготовки»...
Рабочая программа по социализации в 1-4 классе «Я – гражданин России»
Цель программы: -создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивам...
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...
Рабочая программа внеурочного курса "Практическая Анатомия" 8 класс
В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследовани...
Рабочая программа внеурочного курса «Easy English» 9 класс
Программа разработана для учащихся 5-9 классов, составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Гри...