Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"
рабочая программа (7 класс) по теме
Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_tvoryu_muzey_7kl.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г.о.Саранск Республика Мордовия
«Утверждено» Решение педсовета от 28.08.2014 г. Протокол № 1 Приказ № 100 от 28.08.2016г. Директор школы __________ /О.В. Падерова/ | «Утверждено» Заседание Методсовета Протокол № 1 от 27. 08. 2016 г. Зам. директора по УВР _______ /Н.А. Мосевнина/ | «Согласовано» на заседании МО Протокол № 1 от 26. 08. 2016 г. _______ /Н.Ф.Маланкина/ |
Рабочая образовательная программа
Внеурочной деятельности для 7 класса
по курсу «Я творю музей»
Составитель:
Серова Екатерина Альбертовна
учитель истории
Г.о. Саранск 2016 г.
Пояснительная записка к программе «Музейная педагогика».
Курс входит в образовательную область «Краеведения» и даёт учащимся целостное представление о музейном деле в Мордовии, России, мире. Формирует у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, необходимость поддержания исторического наследия.
Ключевую роль в данной программе играет развитие способности учащихся к пониманию исследовательской деятельности, исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития музейного движений в мире в XIX в.
Предлагаемая программа по курсу «Я творю музей» составлена с учетом необходимых программных требований и в соответствии с концентрической системой преподавания истории и ведения музейного дела.
Предусмотрены практические занятия и посещение музеев.
Нормативно-правовая база для 9-х классов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный стандарт общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- Основная образовательная (общеобразовательная) программа основного общего образования;
- Образовательной программы МОУ «СОШ №25» (приказ №94 от 25.06.2010г);
- Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
- Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия №904 от 16. 08 2011 года
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год.
Основной целью курса является:
Создание условий для развития духовно-ценностной ориентации и практической деятельности учащихся в окружающем микромире.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения
с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
- что такое предмет, его свойства;
- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
- в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
- чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
- как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам.
В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
При изучении курса используются методы:
- словесные: яркий, красивый, эмоциональный рассказ; работа с первоисточниками; элементы дискуссий; диалоговое общение.
- наглядные: экспонаты школьных музеев, плакаты, таблицы, кинофильмы, аудио и видеофильмы;
- практические: создание условий для погружения учащихся в историческую эпоху;
- методы: тесты и анкетирование.
По мере реализации программы используются следующие виды организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
В сетке часов учебного плана «Я творю музей» занимает 1 час в неделю. Всего за год 35 часа.
Предполагаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, которые захотят заниматься изучением истории и исследовательской краеведческой деятельностью;
- увеличение объёма знаний у учащихся по данной программе;
- осознание чувства патриотизма и роли героического прошлого нашей страны.
В курсе этой программы предполагается безотметочная форма обучения.
Психологические особенности старших школьников среднего звена.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (7 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста.
Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.
Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию».
Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.
Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка.
Педагогам и родителям необходимо создать условия выбора правильных жизненных интересов, постараться увлечь подростка исследовательской работой, ориентируясь на межличностные отношения, создать теплую неформальную обстановку на дополнительных занятиях. Учащийся должен чувствовать свою значимость в работе класса, музея, школы, иметь возможность использовать свой потенциал и анализировать свои успехи. Программа факультатива была составлена на основе психологических особенностей девятиклассников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Вид занятия | Кол-во часов | Вид сам-ой работы | дата | |
По плану | По факту | |||||
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | Вводный урок | 1 | Вводная экскурсия по школьным музеям | 8.09 | |
2 | Музееведение как научная дисциплина. Музейный язык | Лекция | 1 | Работа со словарем | 15.09 | |
3 | Роль музея в жизни человека. | беседа | 1 | Эссе | 22.09 | |
4 | Основные социальные функции музеев | лекция | 1 | Запись в тетр | 29.09 | |
5 | История музейного дела за рубежом. | Видео | 1 | Сост.конспект | 6.10 | |
6 | История музейного дела в России. | видео | 1 | Составить презентацию | 13.10 | |
7 | Коллекционирование. | комбинир | 1 | Представление собственной коллекции | 20.10 | |
8 | Музейная сеть и классификация музеев. | лекция | 1 | Сост.конспект | 27.10 | |
9 | Школьный музей в процессе образования | комбинир | 1 | сообщения | 10.11 | |
10 | Фонды музея. Работа с фондами музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени» | комбинир | 1 | Работа с источниками | 17.11 | |
11 | Подготовка материалов к экскурсии «Битва под Москвой» | практикум | 1 | Работа с документами | 24.11 | |
12 | Подготовка экскурсоводов | практикум | 1 | Работа с источниками | 1.12 | |
13 | День Воинской Славы «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой (1941 г.)» | экскурсия | 1 | 5.12 | ||
14 | Учет экспонатов - это важно. | комбинир | 1 | Работа с источниками | 15.12 | |
15 | Инвентарная книга - главная книга музея. | комбинир | 1 | Работа с документацией | 12.01 | |
16 | Выставочная деятельность. Классификация выставок. | лекция | 1 | Работа с документами | 19.01 | |
17 | Подготовка материалов к экскурсии «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва» | практикум | 1 | Работа с документами | 26.01 | |
18 | День Воинской Славы «День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.)» | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 27.01 | |
19 | День Воинской Славы День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля 1943 г.) | Видео урок | 1 | Сост.конспект при просмотре док.фильма «Великая Воийна» | 2.02 | |
20 | Поисково-исследовательская деятельность. | комбинир | 1 | Работа с интернет | 9.02 | |
21 | Научная деятельность в системе музейного дела | Семинар | 1 | Представление мини-проектов | 16.02 | |
22 | День Воинской Славы. День защитника Отечества. | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 23.02 | |
23 | Мордовский республиканский поисковый отряд «Поиск» | Круглый стол | 1 | Встреча с членами школьного отряда «Поиск» | 2.03 | |
24 | Встреча с интересными людьми | Беседа | 1 | Беседа с участниками морд.отряда «Поиск» | 9.03 | |
25 | Воспоминание узников фашистских концлагерей | Видео-урок | 1 | Освенцим-фабрика смерти | 16.03 | |
27 | Подготовка материалов к экскурсии. Работа с экскурсоводами | практикум | 1 | Работа с источниками | 23.03 | |
28 | Культурно-образовательная деятельность музея | комбинир | 1 | презент | 6.04 | |
29 | Понятие: подиум, муляж, макет. | комбиниров | 1 | Работа с интернет | 13.04 | |
30 | Создание исторической миниатюры | практикум | 1 | Созд.миниатюры, макета | 20.04 | |
31 | Совместная работа с советом ветеранов г.Саранск. Встреча с ветеранами ВОВ | 1 | 27.04 | |||
32 | День Воинской Славы. | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 4.05 | |
33 | Театральная постановка «Завтра» | 1 | 18.05 | |||
34 | Итоги работы музея «Набат времени» | Фото-отчет | 1 | Сост. отчета | 25.05 | |
35 | Резерв | 1 | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
Перечень оборудования (имеющегося в наличии).
№ | Наименование | Количество |
1 | Доска | 1 |
2 | Автоматизированное рабочее место пользователя, в т.ч.: - монитор View Sonik VA-703B 17˝ - системный блок - клавиатура - мышь -акустическая система | 6 |
3 | Принтер «Samsung» ML-1615 | 1 |
4 | Сканер HP SJ 3800 | |
5 | Проектор ViewSonic PJ 678 | 1 |
6 | Стол- кафедра | 1 |
7 | Стол компьютерный | 1 |
Учебно-методическое обеспечение предмета.
1. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
Харитонова,А.А.
- Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
- Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Дополнительная учебно-методическая литература и источники.
Археологические источники школьных и других музеев.
Письменные источники школьных и других музеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.
Внеурочный курс «Творческая палитра» ориентирован на обучающихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Задания направлены на освоение язы...
рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс) Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...
Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".
Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...
Рабочая программа внеурочного курса "История в 3D моделировании" 2017-2018 год
Программа курса внеурочной деятельности ля 5-7 классов....
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса
Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...