Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"
рабочая программа (7 класс) по теме
Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г.о.Саранск Республика Мордовия
«Утверждено» Решение педсовета от 28.08.2014 г. Протокол № 1 Приказ № 100 от 28.08.2016г. Директор школы __________ /О.В. Падерова/ | «Утверждено» Заседание Методсовета Протокол № 1 от 27. 08. 2016 г. Зам. директора по УВР _______ /Н.А. Мосевнина/ | «Согласовано» на заседании МО Протокол № 1 от 26. 08. 2016 г. _______ /Н.Ф.Маланкина/ |
Рабочая образовательная программа
Внеурочной деятельности для 7 класса
по курсу «Я творю музей»
Составитель:
Серова Екатерина Альбертовна
учитель истории
Г.о. Саранск 2016 г.
Пояснительная записка к программе «Музейная педагогика».
Курс входит в образовательную область «Краеведения» и даёт учащимся целостное представление о музейном деле в Мордовии, России, мире. Формирует у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, необходимость поддержания исторического наследия.
Ключевую роль в данной программе играет развитие способности учащихся к пониманию исследовательской деятельности, исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития музейного движений в мире в XIX в.
Предлагаемая программа по курсу «Я творю музей» составлена с учетом необходимых программных требований и в соответствии с концентрической системой преподавания истории и ведения музейного дела.
Предусмотрены практические занятия и посещение музеев.
Нормативно-правовая база для 9-х классов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный стандарт общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- Основная образовательная (общеобразовательная) программа основного общего образования;
- Образовательной программы МОУ «СОШ №25» (приказ №94 от 25.06.2010г);
- Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация образовательного процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
- Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия №904 от 16. 08 2011 года
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год.
Основной целью курса является:
Создание условий для развития духовно-ценностной ориентации и практической деятельности учащихся в окружающем микромире.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения
с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
- что такое предмет, его свойства;
- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
- в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
- чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
- как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам.
В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
При изучении курса используются методы:
- словесные: яркий, красивый, эмоциональный рассказ; работа с первоисточниками; элементы дискуссий; диалоговое общение.
- наглядные: экспонаты школьных музеев, плакаты, таблицы, кинофильмы, аудио и видеофильмы;
- практические: создание условий для погружения учащихся в историческую эпоху;
- методы: тесты и анкетирование.
По мере реализации программы используются следующие виды организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
В сетке часов учебного плана «Я творю музей» занимает 1 час в неделю. Всего за год 35 часа.
Предполагаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, которые захотят заниматься изучением истории и исследовательской краеведческой деятельностью;
- увеличение объёма знаний у учащихся по данной программе;
- осознание чувства патриотизма и роли героического прошлого нашей страны.
В курсе этой программы предполагается безотметочная форма обучения.
Психологические особенности старших школьников среднего звена.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (7 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста.
Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.
Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию».
Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.
Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка.
Педагогам и родителям необходимо создать условия выбора правильных жизненных интересов, постараться увлечь подростка исследовательской работой, ориентируясь на межличностные отношения, создать теплую неформальную обстановку на дополнительных занятиях. Учащийся должен чувствовать свою значимость в работе класса, музея, школы, иметь возможность использовать свой потенциал и анализировать свои успехи. Программа факультатива была составлена на основе психологических особенностей девятиклассников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Вид занятия | Кол-во часов | Вид сам-ой работы | дата | |
По плану | По факту | |||||
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | Вводный урок | 1 | Вводная экскурсия по школьным музеям | 8.09 | |
2 | Музееведение как научная дисциплина. Музейный язык | Лекция | 1 | Работа со словарем | 15.09 | |
3 | Роль музея в жизни человека. | беседа | 1 | Эссе | 22.09 | |
4 | Основные социальные функции музеев | лекция | 1 | Запись в тетр | 29.09 | |
5 | История музейного дела за рубежом. | Видео | 1 | Сост.конспект | 6.10 | |
6 | История музейного дела в России. | видео | 1 | Составить презентацию | 13.10 | |
7 | Коллекционирование. | комбинир | 1 | Представление собственной коллекции | 20.10 | |
8 | Музейная сеть и классификация музеев. | лекция | 1 | Сост.конспект | 27.10 | |
9 | Школьный музей в процессе образования | комбинир | 1 | сообщения | 10.11 | |
10 | Фонды музея. Работа с фондами музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени» | комбинир | 1 | Работа с источниками | 17.11 | |
11 | Подготовка материалов к экскурсии «Битва под Москвой» | практикум | 1 | Работа с документами | 24.11 | |
12 | Подготовка экскурсоводов | практикум | 1 | Работа с источниками | 1.12 | |
13 | День Воинской Славы «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой (1941 г.)» | экскурсия | 1 | 5.12 | ||
14 | Учет экспонатов - это важно. | комбинир | 1 | Работа с источниками | 15.12 | |
15 | Инвентарная книга - главная книга музея. | комбинир | 1 | Работа с документацией | 12.01 | |
16 | Выставочная деятельность. Классификация выставок. | лекция | 1 | Работа с документами | 19.01 | |
17 | Подготовка материалов к экскурсии «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва» | практикум | 1 | Работа с документами | 26.01 | |
18 | День Воинской Славы «День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.)» | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 27.01 | |
19 | День Воинской Славы День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля 1943 г.) | Видео урок | 1 | Сост.конспект при просмотре док.фильма «Великая Воийна» | 2.02 | |
20 | Поисково-исследовательская деятельность. | комбинир | 1 | Работа с интернет | 9.02 | |
21 | Научная деятельность в системе музейного дела | Семинар | 1 | Представление мини-проектов | 16.02 | |
22 | День Воинской Славы. День защитника Отечества. | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 23.02 | |
23 | Мордовский республиканский поисковый отряд «Поиск» | Круглый стол | 1 | Встреча с членами школьного отряда «Поиск» | 2.03 | |
24 | Встреча с интересными людьми | Беседа | 1 | Беседа с участниками морд.отряда «Поиск» | 9.03 | |
25 | Воспоминание узников фашистских концлагерей | Видео-урок | 1 | Освенцим-фабрика смерти | 16.03 | |
27 | Подготовка материалов к экскурсии. Работа с экскурсоводами | практикум | 1 | Работа с источниками | 23.03 | |
28 | Культурно-образовательная деятельность музея | комбинир | 1 | презент | 6.04 | |
29 | Понятие: подиум, муляж, макет. | комбиниров | 1 | Работа с интернет | 13.04 | |
30 | Создание исторической миниатюры | практикум | 1 | Созд.миниатюры, макета | 20.04 | |
31 | Совместная работа с советом ветеранов г.Саранск. Встреча с ветеранами ВОВ | 1 | 27.04 | |||
32 | День Воинской Славы. | экскурсия | 1 | Проведение экскурсии. | 4.05 | |
33 | Театральная постановка «Завтра» | 1 | 18.05 | |||
34 | Итоги работы музея «Набат времени» | Фото-отчет | 1 | Сост. отчета | 25.05 | |
35 | Резерв | 1 | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
Перечень оборудования (имеющегося в наличии).
№ | Наименование | Количество |
1 | Доска | 1 |
2 | Автоматизированное рабочее место пользователя, в т.ч.: - монитор View Sonik VA-703B 17˝ - системный блок - клавиатура - мышь -акустическая система | 6 |
3 | Принтер «Samsung» ML-1615 | 1 |
4 | Сканер HP SJ 3800 | |
5 | Проектор ViewSonic PJ 678 | 1 |
6 | Стол- кафедра | 1 |
7 | Стол компьютерный | 1 |
Учебно-методическое обеспечение предмета.
1. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
Харитонова,А.А.
- Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
- Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Дополнительная учебно-методическая литература и источники.
Археологические источники школьных и других музеев.
Письменные источники школьных и других музеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.
Внеурочный курс «Творческая палитра» ориентирован на обучающихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Задания направлены на освоение язы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-198521-1651727426.jpg)
рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс) Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188691-1359193072.jpg)
Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".
Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-184965-1679715005.jpg)
Рабочая программа внеурочного курса "История в 3D моделировании" 2017-2018 год
Программа курса внеурочной деятельности ля 5-7 классов....
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1208135-1606669667.jpg)
Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса
Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546052-1418050421.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...